Смекни!
smekni.com

Деятельность как философская категория (стр. 1 из 8)

Содержание

Введение

Глава 1. Историко-философский анализ деятельности

1.1 Категория деятельности в домарксистский период

1.1.1 Древнегреческая философия. Выявление категории деятельности

1.1.2 Категория деятельности в рамках теории познания в философии Нового времени

1.2 Понимание деятельности в философии 19 и 20 века

1.2.1 Характеристика деятельности в немецкой классической философии

1.2.2 Понимание К.Марксом категорий деятельности в контексте развития философской мысли немецкой классической философии

1.2.3 Деятельностный подход в философии 20 века

Глава 2. Деятельность как философская категория

2.1 Категориальный анализ деятельности, её общая системная характеристика

2.1.1 Деятельность: категориальный анализ

2.1.2 Психологическая теория деятельности

2.1.3 Общая системная характеристика человеческой деятельности

2.2 Виды деятельности

2.2.1 Преобразовательная деятельность

2.2.2 Познавательная деятельность

2.2.3 Ценностно-ориентационная деятельность

2.2.4 Коммуникативная деятельность или общение

Заключение


Введение

Вопрос "Как мы познаём мир?" кому-то может показаться глупым, так как очевидно, что нам известно огромное число вещей, действий, явлений и мы постоянно узнаём что- то новое о себе, о других, о мире и месте в нём человека, анализируем это новое, размышляем и о новом, и об уже известном.

Размышление о бытии есть человеческий отклик на то, на что способен откликнуться только человек. Наше выживание как человеческих существ, наша жизнь зависят от опыта разумности. Однако осведомленность о бытии не является необходимой для выживания или удовлетворения жизни. Осведомленность о бытии (осененность бытием) обладает таким духовным качеством, которое, добавляясь к разуму, вводит особое, специальное измерение в наш опыт. М.Мунитц, известный американский метафизик, сравнивает осведомленность о бытии с духовным здоровьем и говорит также о том, что эта осведомленность, если она есть, является "невыразимым аккомпанементом" любой деятельности или опыта. Реальность присутствует не только в опыте отрешенного, углубленного и себя созерцателя, но образует само существо ежедневной и ежеминутной деятельности каждого человека.

"В деятельности человек раскрывает своё особенное место в мире и утверждает себя в нём как существо общественное. Поэтому ответить на вопрос "Что такое человеческая деятельность?" - значит выяснить, что представляет собой сам человек".

Некоторое время назад проблематика деятельности и деятельностного подхода была весьма популярна. Разные варианты этого подхода разрабатывались такими выдающимися философами, как М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищев, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин. Интенсивно изучались в эти годы проблемы общей структуры деятельности, предпринимались попытки представить её как систему (Каган М.С., Кветной М.С.), исследовались отдельные аспекты деятельности (Буева Л.П.). Много философских, социологических и психологических исследований посвящали различным формам труда как основной сферы человеческой деятельности. Между тем в настоящее время деятельностная тематика утратила былую популярность, в адрес деятельностного подхода выдвигается ряд обвинений, в частности, в пагубном анропоцентризме, "узости" теории деятельности, развитие экологического сознания обусловило критику насильственного преобразования окружающей среды. Но ведь можно и иное понимание деятельности. Взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе участников, коллективная деятельность может дать новый толчок для развития деятельностного подхода в разработке теорий различных наук.

Деятельностный подход в современных условиях не только имеет смысл, но и обладает интересными перспективами. Обострившиеся глобальные проблемы земной цивилизации выявили роковую асимметрию в структуре нашей духовной и практической деятельности. Это заключается в том, что познание и, соответственно, преобразующая деятельность в основном устремлены во внешний мир и лишь в крайне слабой степени обращены человеком на самого себя. Между тем уже элементарный анализ показывает зависимость познания внешнего мира от самопознания и, соответственно, целей и способов преобразований во внешнем мире от уровня познания человеком (и человечеством) самого себя и умения управлять собой, умения осознавать и осуществлять свои главные, подлинные ценности и цели. Интеграция наук о человеке, самопознание и самопреобразование человека и человечества должны служить основой прогресса.

Деятельность как философская категория является "сквозной" для разных отраслей наук, в том числе и для психологии. Психологическая теория деятельности служит основой для ряда теоретических и экспериментальных разработок в области педагогики, отдельных концепций. Неслучайным является и тот факт, что выдающиеся психологи, такие, как С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, изучали философский аспект данной категории.

И всё же не все проблемы деятельности, анализ её сущности и структуры получили всестороннее раскрытие в научной литературе. Дискуссия вокруг понятийного аппарата, используемого в комплексных исследованиях деятельности, требует ясности во внутренних связях между категориями "деятельность", "практика", "труд". Отдельные философы разрабатывали концепцию онтологичности бытия человека (С.Л.Рубинштейн), однако в этой связи не уделяли достаточного внимания деятельности. В рамках данной работы поднимается вопрос об онтологическом характере деятельности.

Развитие деятельностного подхода в современных условиях предполагает пересмотр и переосмысление ряда связанных с ним представлений. Человек – существо историческое, без знания и понимания истории он не существует. Обращение к историко-философскому анализу категории деятельности позволяет проследить изменения в понимании данной категории.

Технократическая цивилизация подошла к пределам своего развития и встала перед проблемой перехода в какое-либо другое качество. Развитие нашей цивилизации может быть связано именно с поворотом к духовности. Это не означает отказа от всех приобретений, достигнутых раннее. Это означает включённость их в преобразованном виде в состав новой целостности. Обращение к духовности представляется не как слепой возврат к архаическим ценностям, а как переход к новой системе отношений человека и природы, человека и человека.


Глава 1. Историко-философский анализ деятельности

1.1 Категория деятельности в домарксистский период

Длительное время теоретическая мысль не акцентировала своего внимания на проблеме деятельности, лишь бегло упоминая об этой категории. Тем не менее, отдельные аспекты данной проблемы мы всё же можем выделить в трудах ведущих философов.

1.1.1Древнегреческая философия. Выявление категории деятельности

Древнегреческая философия явилась одним из наиболее важных и влиятельных философских движений в истории западной цивилизации. Считается, что это движение началось с ионийского мыслителя Фалеса Милетского (600 г. до н.э.), впоследствии оно развилось в формальную систему образования, включавшую разные школы во многих городах античного мира. Эта языческая система закончила своё существование в 529 году н.э., когда император Юстиниан закрыл светские школы в Афинах. Древнегреческая философия привнесла новый подход в исследование вопроса связи между человеком и Высшей реальностью. Отступая от мифологических и политеистических интерпретаций происхождения, строения и существования Вселенной и человечества, греческие философы обратились к изучению этих проблем, опираясь на наблюдение и разум. Тем не менее, это не означает их отказа от веры в богов и поклонения им.

Исходным пунктом учения Гераклита (ок. 530 – 470 до н.э.) было представление о преходящем, изменчивом характере всего сущего. Известное высказывание "Всё течёт, всё изменяется" иллюстрирует его мнение о том, что весь мир, или природа, находится в состоянии постоянного изменения, причём целостность мира сохраняется благодаря напряжению между противоположностями. Но ещё неизвестно, какой характер носит это изменение и напряжение: деятельностный или нет.

Жизнь мира, по Анаксагору (ок. 500 0 428 до н.э.), представляет собой процесс. Он признаёт существование отдельной силы, которую называет "умом" и которая приводит частицы в движение и производит видимое состояние мира. Однако, как считал Анаксагор, "ум" – не только сила, действующая и сознающая свои цели, но и механическая причина, производящая одни лишь механические действия.

Сократ (470 – 399 до н.э.) отчасти развил теорию Анаксагора об уме как первопричине всего сущего. Сократ утверждал, что подлинное дело человека как человека – "совершенствовать ту часть человека, которая является вечной и потому самой важной, то есть его душу". Вторым ключевым понятием в его философии возникает "добродетель", которое означает не столько моральное качество, сколько способность делать что-то хорошо. Добродетель человека состоит в том, чтобы развивать в себе способности, то есть душу. Здесь мы видим, что Сократ говорит не просто об изменениях, которым пронизан мир, но и даёт им качественную характеристику, показывает, как должны происходить эти изменения, касающиеся души человека.

Исходным пунктом философии Аристотеля (384 – 322 до н.э.) было изучение реальных вещей, доступных нам благодаря органам чувств. Подобно своим предшественникам, Платону и Анаксагору, Аристотель считал, что феномен движения требует своего разъяснения и что его нельзя принимать как само собой разумеющееся. Вселенная не имеет ни начала, ни конца, следовательно, движение в мире тоже не имеет ни начала, ни конца. Здесь следует обратиться к понятию материи. Аристотель рассматривал материю как возможность (потенцию). Для того чтобы из материи возникло что-либо, необходимо ограничить её формой, которая и превращает потенциальное в существующее. По отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой – душа, которая обеспечивает единство. Следует отметить, что Аристотель в цикле рождения, роста и умирания тоже видел форму движения. Каков же механизм, производящий и поддерживающий движение? Источником движения может быть нечто, что не приведено в движение кем-то другим, но, в то же время, то, что движет всем остальным миром. Аристотель даёт термин "недвижимый перводвигатель". Отсюда он делает вывод о том, что если неподвижный перводвигатель существует, то это должен быть Ум. Для того чтобы этот божественный ум был совершенным, он должен участвовать в высшей форме психической деятельности – теоретическом мышлении. В трактате "О душе" Аристотель поднимает вопрос о душе, объясняет явления восприятия и памяти. Именно в душе Он видит высшую деятельность человеческого тела. Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе телеологии, охватывающей весь мир и деятельность человека. Он считает, что дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности. Добродетели Аристотель разделяет на два класса: этические, или добродетели характера, и дианоэтические, или интеллектуальные. Деятельность, сообразная с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство – подлинная цель человеческого разума. Созерцательная же деятельность разума существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение. В гносеологии Аристотель отстаивает позиции, состоящие в том, что изучение мира состоит в открытии форм, которые мы изучаем в данной нам действительности. Окружающий мир – это то, что мы познаём, изучаем и благодаря чему достигаем познания общего. "Наука и искусство возникают у людей через опыт. Ибо опыт создал искусство. <…> В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлечённым знанием, но не имеют опыта". Таким образом, мы видим, что у Аристотеля понятие деятельность применима в отношении не только к душе человека, но и к высшему началу, перводвигателю (Уму). Аристотель называет следующие виды деятельности: деятельность человеческого тела, психическую, разумную, созерцательную. Окружающий мир выступает в роли того, на что направлена наша деятельность. Источником же познания, с точки зрения Аристотеля, является чувственный опыт.