Смекни!
smekni.com

Новые проблемы исследований региональных сообществ (стр. 1 из 4)

Лапин Николай Иванович - руководитель Центра социокультурных изменений Института философии РАН, член-корреспондент РАН

Пять лет реализации комплексной программы

Реализация программы "Социокультурная эволюция России и ее регионов", поддержанной РГНФ, началась в 2005 г.: Центр изучения социокультурных изменений Института философии РАН (ЦИСИ ИФРАН) разработал типовую программу и методику "Социокультурный портрет региона", которая позволяет комплексно изучать и корректно сопоставлять различные регионы страны. Она была обсуждена и одобрена на первой конференции по данной проблематике, в которой приняли участие специалисты из 19 регионов - субъектов Российской Федерации (Москва, июнь 2005 г.), и опубликована на сайте ЦИСИ и в сборнике материалов конференции [1].

Полевые исследования по этой программе состоялись в 2006 г. Созданы портреты восьми регионов (10 субъектов РФ), готовятся портреты еще более 10. Идет интенсивный обмен базами данных, проводятся мониторинговые исследования, научно-практические конференции. Изданы портреты-монографии семи регионов [2]. Типовая программа и методика подготовки портретов регионов модифицирована и размещена на сайте ЦИСИ (http://www.iph.ras.ru/).

Опыт подготовки портретов регионов обобщен в коллективной монографии [3]. Каждый портрет содержит свыше 50 типовых таблиц и рисунков, включая 6 комплексных индексов. Это обеспечило сопоставимость анализа регионов по основным индексам и индикаторам.

* Статья подготовлена на основе доклада автора на V научно-практической конференции по проблемам социокультурных портретов регионов (Смоленск, октябрь 2009). стр. 28 Важной характеристикой проведенных исследований является комплексность, разносторонность информации о российских регионах. Проинтервьюированы 30 тысяч респондентов, что позволяет сравнивать регионы не только по данным статистики, но и с помощью социологических опросов различных групп населения, экспертных оценок. Методически обеспечена сопоставимость региональных результатов с данными всероссийского мониторинга "Ценности и интересы населения России", который ЦИСИ ИФРАН осуществляет с 1990 г.

Портреты регионов подтверждают исходную гипотезу о том, что в каждом из них население располагает значительным человеческим потенциалом, который, однако, лишь в небольшой части преобразуется в активный социальный и культурный капитал. Это сдерживает переход России к инновационному экономическому росту и современному качеству жизни населения. Портреты позволяют точнее представить региональный профиль этих и других актуальных проблем, помогают органам власти вырабатывать адекватную стратегию развития регионов.

Пройден первый этап реализации программы "Социокультурная эволюция России и ее регионов". Для дальнейшего ее развития важно более реалистично определить те факторы, которые могут укрепить регионы как социокультурные сообщества в составе большого российского общества, в том числе в условиях финансово-экономического кризиса. В особенности необходимо исследовать и наметить способы преодоления своеобразной "застойности" инновационной, правоохранительной, управленческой и иных сфер жизнедеятельности; предстоит глубже и конкретнее вникнуть в проблему проблем - факторы депопуляции населения, способы противодействия им. Остановимся на некоторых новых проблемах исследования региональных сообществ.

Регион как асимметричное территориальное сообщество В общетеоретическом смысле регион - это исторически сложившееся социокультурное сообщество, в котором первичные поселенческие общности и индивиды, создающие свои жизненные миры, непосредственно взаимодействуют со структурами большого общества - социальными институтами, организациями. Возникает регион на основе этнокультурной идентичности людей, заселивших данную территорию, существует и изменяется в результате их деятельности. Индивиды во многом спонтанно реализуют коммуникативные взаимодействия между собою. Население живет в первичных территориальных общностях - городских и сельских поселениях, консолидировано ценностями и нормами культуры. Оно стратифицировано соответственно макросоциальной организации и экономическим интересам, формирующимся на основе разделения труда и обмена товарами и услугами.

Структурно регион находится между обществом как социетальной системой (die Gesellschaft, society) и поселениями - первичными территориальными общностями (die Gemeinschaften, communities). Как мезоуровень большого общества, регион представляет собой социокультурное сообщество, которое включает поселенческие общности и имеет сложную, многомерную структуру.

На основе антропосоциетального подхода и с учетом опыта исследований, мы выделяем три базовые сферы жизнедеятельности территориального сообщества: антропокультурную, социоэкономическую и институционно-регулятивную; в совокупности они включают 10 комплексных параметров, которые представлены в портрете региона как его разделы (см. рис.). Векторы основных взаимосвязей обозначены стрелками. При внимательном их рассмотрении можно заметить наличие двух сопряженных циклов взаимосвязей, векторы которых противонаправлены, т.е. образуют динамическую систему с обратными связями.

Сделано немало, чтобы достаточно представить каждый из этих параметров в портретах регионов. Тем не менее, исследования выявили некоторые белые пятна. В тени остается поселение: оно учитывается в процедуре выборки, но недостаточно стр. 29 исследуется как первичная территориальная общность. Между тем, одна из основных особенностей субъекта РФ заключается в том, что он непосредственно включает первичные поселенческие общности, с которыми взаимодействуют его структуры и процессы. А особенностью поселенческих общностей является то, что именно в них на почве коммуникационных взаимодействий жителей возникают жизненные меры, которые удовлетворяют антропологическую потребность населения во взаимопонимании. Не случайно, что во всех субъектах уровень идентичности жителей с поселением в 3 - 6 раз выше идентичности с регионом. Поселенческие общности административно представляют собой муниципальные образования. Их социокультурную миссию как раз и должно составлять сохранение жизненных миров населения, а тем самым - поддержание солидарности людей, их активности (культурной, гражданской, экономической) и доверия органам власти. Но в большинстве муниципальных образований органы управления смутно сознают эту миссию, практически не реализуют ее. В результате жизненные миры поселенческих общностей испытывают возрастающее давление со стороны формализованных институтов и организаций, деформируются и оказываются под угрозой разрушения.

Правда, согласно теории Ю. Хабермаса, первичные территориальные общности и жизненные миры повсеместно сохраняются и отстаивают свои функции, иначе стали бы невозможны взаимопонимание и совместная деятельность людей. "Когда под угрозой оказываются общие функции символического воспроизводства жизненного мира, он оказывает упорное сопротивление и успешно удерживает линию фронта между собой и системой", - таков вывод выдающегося немецкого философа и социолога [4]. Но такова ли реальность в России? Ответ на этот вопрос требует разработки специальных методик и соответствующих исследований в рамках нашей программы. стр. 30 Особую проблему составляет структура функций органов управления городами-столицами регионов: с одной стороны, это муниципальные образования, а с другой, - в них сконцентрировано большинство органов государственной власти (региональных и федеральных) и работающих в них жителей региональных центров. И вообще каждое муниципальное образование имеет свою специфику. Предстоит более дифференцированное представление региона - как портрета-карты поселенческих общностей. Проблема судьбы жизненных миров перерастает в проблему сохранения и развития своеобразия социокультурных отношений и структур каждого региона. В субъектах Российской Федерации полномочия и ресурсы федеральных органов власти преобладают над полномочиями и ресурсами самих субъектов. Это преобладание растет; согласно данным федеральной статистики, с 2001 по 2006 год общая численность работников территориальных органов федеральных исполнительных властей увеличилась почти в 1, 8 раза и превысила 600 тыс., что в 3 раза больше, чем работников исполнительных органов власти самих субъектов РФ. Как свидетельствуют факты, административно-муниципальная реформа 2003 - 2008 годов увеличила финансовую и административную зависимость муниципалитетов от государственных органов. Хорошо это или плохо для жизненных интересов населения регионов и российского общества в целом? Вот вопрос, требующий объективного анализа.

Исследуя современные западные общества, американский социолог Дж. Коулмен пришел к выводу, что в них макросоциальные структуры доминируют над первичными общностями и представляют собой асимметричные общества [5]. Это можно сказать и о российском обществе и его регионах, которые также - асимметричные сообщества. Существуют ли границы (пределы) этой асимметрии?

Если подойти к данной проблеме с позиций многоуровневой эффективности такого сложного объекта как регион и непредвидимых последствий нарастающей его асимметрии, то граница асимметрии должна быть. Миссия государственных органов власти в регионе (региональных и федеральных, включая их территориальные органы) состоит не только в том, чтобы повышать уровень осуществления его социокультурных функций и обеспечивать их баланс, но и не нарушать допустимые границы асимметрии соотношения макросоциальных институтов и организаций, с одной стороны, и региональных структур и жизненных миров поселенческих общностей, с другой. Необходимо противодействовать перерастанию асимметрии в полное подавление региональных структур и разрушение жизненных миров поселенческих общностей. Высший смысл этой миссии государственных органов - поддерживать и возвышать фундаментальный, антропо-коммуникативный принцип взаимопонимания людей, учета своеобразия регионов в контексте единства социетальных институтов.