Смекни!
smekni.com

Проблема человека в философии 3 (стр. 1 из 2)

Уфимский государственный авиационный технический университет

Филиал г.Туймазы

Доклад

По философии

На тему:

Проблема человека в философии

Выполнил:студентка 1 курса

Группы ВТТ

Митяшкина А.Н.

Проверил:

К.филос. н.ст. преподаватель

Сафонова О.В.

Туймазы 2010

Оглавление

Введение.

1)Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но

особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда

наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только

отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период

переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать

сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо

ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами,

которые были достигнуты в рамках истории философии.

2) В чем состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких

функций очень много, мы назовем четыре главные.

Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать

картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

Методологическая функция философии состоит в определении способов

достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования

научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В

соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах,

принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не

узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический

метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю

интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане

прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко,

реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая

философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому

достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя

научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический

подходы.

Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде

всего в ее моральности, заботе о благе людей.

Человек как проблема философии, её характер, границы. В иерархии

философских приоритетов, ценностей человек часто определяется как

“центральная проблема”, как “более существенное и

центральное, нежели любой другой философский вопрос”, как “центральная

тема всей философии”, т.е. как то, что имеет самое видное, важное,

первостепенное значение.

Можно ли принять такое определение места человека, данной проблемы

в системе философского знания? По-видимому, скорее нет, чем да. Иначе,

во-первых, имеется, как вполне обоснованно считают многие философы,

другое определение основной, главной проблемы философии. Во-вторых, в

названном подходе отсутствует сколько-нибудь ясное указание на

специфичность философского постижения человека. Ведь, по сути, все

другие формы человеческого знания – наука, религия, политико-

правовые, этические, эстетические, экономические и иные учения, да и

человеческая культура в целом – столь же прямо недвусмысленно

связывают с человеком, ту же центральную проблему, считают её “своей”.

В самом деле, когда речь идёт, например, о науке, то в основном она

выступает не иначе как человекознание. На это обращал внимание ещё

К.Маркс, заявляя, что в тенденции, в будущем не только общественное, но и

природно-научное знание ясно обозначается как единая наука о

человеке.“Впоследствии, - писал он, - естественное знание включит в себя

науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в

себя естествознание: это будет одна наука”. Произойдёт это, считал он, с

развитием промышленности, когда, став уже основой действительно

человеческой жизни, естествознание из абстрактно-материального,

“идеалистического” направления превратится в основу “человеческой

науки”,и для жизни, и для науки.

В более позднее время примерно ту же мысль развивал немецкий

физик В.Гайзенберг: “Естествознание всегда предполагает наличие

человека... В естествознании предметом исследования является не природа

сама по себе, а природа как объект человеческих проблем...”.

Более определённо теснейшая связь науки с человеком, изучением

его природы и условий жизни проявляется в таких науках, как

биология психология и особенно общественные дисциплины. Человек,

таким образом, изучаемый, как сказал М.Маруа, директор Института жизни

(Франция), “целой галактикой наук» неизбежно оказывается центром

всей системы научного знания.

Ясно выраженный антропоцентризм характерен для литературы,

искусства. М.Горький, как известно, называл художественную

литературу человековедением. Многие эстетики, искусствоведы прямо

связывают с человеком предмет искусства, отмечая, что этим предметом

является именно человек или духовная жизнь человека в её

интеллектуально-эмоциональной целостности, или человек с его

многоразличными переживаниями и т.д.Утверждается даже, что искусство

является “единственной “формой культуры, которая воссоздаёт

биосоциальнокультурную полноту человеческого существования и

“живёт по его законам”.

Человек и его антропологическая сущность занимают центральное

положение в религии. Ведь, по сути, любая традиционная религия так или

иначе, но всегда выступает как мифологическое (символическое)

выражение сущности, назначения человека, смысла, идеала его земной

жизни. Проблема бога в религии – это в итоге проблема человека, а

религиозные символы и суждения – отражение различных видов

человеческого опыта. Примерно такое же, центральное место, отведено

человеку в политике и праве, весь арсенал мысли и действия которых

имеет тенденцию концентрироваться на человеке. Отметим, что все

существующие экономические теории также во многом глубоко

антропоцентричны и антропогены.

Всё это свидетельствует о том, что определять человека как центральную

тему, проблему, ядро философии совсем не означает, что именно с этим

связан собственно философский подход к человеку. Подобные определения

служат общим местом, относятся ко многим и весьма различным формам

знания и потому, естественно, не могут быть выражением особенного,

специфического места человека в системе философского знания.

Не совсем удачным кажется и такое толкование философского смысла

понимания человека, специфики философского подхода к человеку,

который видится в комплексной, целостной характеристике последнего.

Немало авторов, уподобляясь Л.Фейербаху, ставшему в центр

философских размышлений целостного человека, утверждает, что

человек – это “интегральная философская проблема”, что “философия

всегда стремилась к постижению человека как целостности”.Говорится

даже, что “существует лишь одна наука, предметом которой является

человек в целом, - это философия.(1).

С незапамятных времен человек был объектом философских

размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и

китайской философии, тем более источники философии античной Греции.

Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек,

познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В нем отразилась вся

сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает

свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень

с Богами.

Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия

истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания

утверждать, что проблема человека, как и всякая, подлинно философская

проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему,

которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно.

Кантовский вопрос: “Что такое человек? ” остается по-прежнему актуальным.

В истории философской мысли известны различные к исследованию

проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть

некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом

из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и

поступков людей и тем самым указать им “формулу счастья”. Но среди этих

философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то,

что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица.

Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать

историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и

духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как

исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е.

современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч.Дарвина.

Ещё один подход объясняет природу человека влиянием на него

культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной

степени свойствен многим философам.

Ряд исследователей отмечает очень важную сторону человеческой

природы, а именно то, что в ходе исторического развития человек

осуществляет саморазвитие, т.е. он “создает” самого себя. Он - творец не

только самого себя, но и своей собственной истории.

Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не

рождается “разумным”, а становится им на протяжении всей жизни и

истории человеческого рода.

Зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь

oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo

кaчecтвa или cвoйcтвa. Фeнoмeн чeлoвeкa кaк бы ycкoльзaл oт aнaлизa,

вceгдa кaзaлcя бoлee зaгaдoчным, чeм этo пpeдcтaвлялocь внaчaлe.