Смекни!
smekni.com

Философия, круг ее проблем и роль в обществе (стр. 1 из 4)

Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Слово «философия» впервые произнес великий мыслитель Древней Греции – Пифагор. К нему обратился один из его учеников со словами: «O, sophicos!», то есть «мудрец», и тогда Пифагор ответил: «Я не мудрец, я лишь любитель мудрости. Все могут знать одни Боги. Я только стремлюсь к этому».

Мировоззрение – необходимая часть духовной культуры общества, внутреннего мира каждой человеческой личности. Разнородные

блоки знаний, убеждений, мыслей, образов, идеалов, чувств и настроений,

стремлений и надежд, соединясь в целостной картине окружающей действи-

тельности, предстают как более или менее разработанное, упорядоченное или

хаотичное, верное или иллюзорное понимание людьми мира в целом, его

частей и состояний; как осознание человеком самого себя и своего места в

мире, как память о прошлом, видение настоящего и предвосхищение буду-

щего.

В состав мировоззрения входят и играют в нём каждое свою специфиче-

скую роль повседневные впечатления, обыденные или житейские практиче-

ские знания, профессиональные умения, глубокие научные истины. Все эти

компоненты составляют жизненный опыт как отдельного человека, так и не-

которой общности людей – группы или массы, и чем солиднее, чем богаче

содержанием этот жизненный опыт, тем более прочную опору получает деятельность личности и общества.

Однако знания никогда не заполняют собой всё поле мировоззрения.

Кроме знаний о мире и самом человеке как его элементе в мировоззрении

осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определённые

системы ценностных ориентаций – суждения о добре и зле, благе и справед-

ливости, красоте и уродстве, дружбе и вражде, любви и ненависти и т.п.

Здесь создаются образы прошлого и конструируются проекты будущего, по-

лучают одобрение или осуждение различные мотивы и способы поведения и

всей жизни в целом.

Вообще программы действий, направленность поступков людей имеют

под собой две опоры: знания и ценности, которые во многом противополож-

ны по своей сути и вместе с тем дополняют друг друга как две стороны од-

ной монеты. Познанием движет стремление к истине, к правильному и точ-

ному воспроизведению существенных черт и объективного содержания ре-

альной действительности. Ценностное сознание имеет другой смысл. Оно

воплощает в себе отношение людей ко всему существующему и происходя-

щему с собственно человеческой точки зрения, субъективно, то есть в соот-

ветствии с их потребностями, интересами, целями, тем или иным понимани-

ем смысла их собственной жизни. Представление о мире в ценностном ас-

пекте – это человеческое измерение многоразличных фрагментов действи-

тельности.

При всей их разнородности познавательный и ценностный способы ос-

воения мира человеческим сознанием и практическим действием должны

быть гармонизированы, приведены в согласие. Необходимо также, чтобы

было достигнуто напряжённое единство других полюсов в содержании миро-

воззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоре-

тического и практического опыта людей, осмысления прошлого и предвиде-

ния будущего. Их гармоничное сочетание всегда есть результат сложной,

долгой и порой мучительной духовной работы, призванной тем не менее

обеспечить цельность и связанность человеческого опыта и дать ему надёж-

ные ориентиры в настоящей и предстоящей жизни.

Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, кон-

кретных места и времени. Оно позволяет соотносить опыт каждого данного

человека с опытом других людей, включая и тех, которые жили раньше, и

даже в далёком прошлом. В мировоззрения накапливается и уясняется смы-

словое содержание человеческой жизни, всё новые поколения людей приоб-

щаются к духовному миру пращуров, дедов и отцов, ближних и дальних со-

временников, что-то при этом бережно храня, а от чего-то решительно отка-

зываясь.

Итак, мировоззрение есть целостная совокупность знаний, представле-

ний, суждений, оценок и принципов, определяющих самое общее видение и

понимание мира, места в нём человека, и вместе с тем формирующее жиз-

ненные позиции, структуры поведения и программы деятельности людей. В

мировоззрении в обобщённом виде представлены познавательная, ценност-

ная и поведенческая стороны человеческого существования.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых

проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую

“память веков”, убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения,

но и множество заблуждений и предрассудков.

Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный ха-

рактер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманно-

стью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не

всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях за-

тмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышле-

ние сиюминутно и приземлённо, оно пасует перед проблемами, требующими

серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей

и стремления к высоким идеалам.

Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззре-

ния, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует опираясь на

логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой

и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современно-

сти. На профессиональной основе этим занимается философия.

В истории духовной культуры общества имели место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия.

Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в неза-

памятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную,

нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практи-

ческую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В

мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествова-

ния об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхожде-

нии ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рас-

сказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращени-

ях, удивительных существах.

В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или

вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от

людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными

существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян,

русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах - кикиморы; в

омутах - водяные.

Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог

Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или

Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было

царство Аида или Плутона.

Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выра-

жалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литера-

турный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было

также антропоморфным, то есть очеловеченным представлением действи-

тельности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались

так же, как к своим соплеменникам с мольбами или угрозами, их пытались

задобрить подношениями или же наказывали розгами их изображения за не-

выполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроиз-

ведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жёны, дети, много-

численная родня в различных коленах.

Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древ-

ности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предме-

тов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам;

фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явле-

ний; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий

влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и

духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, ша-

манство, знахарство и тому подобное.

Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в пе-

риод разложения родового общества и становления цивилизаций, когда по-

являются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буд-

дизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и

персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это

творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего,

трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенст-

во, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренче-

ской форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в

сверхъестественное.

Наука, как и религия, формируется как мировоззрение на основе содер-

жания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические

элементы мифов и придаёт им сакральный, священный характер, то наука

вбирает в своё содержание реалистические элементы мифов, представляю-

щие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, то есть в знаковых

моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по

освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной сре-

ды.

Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звёзд на не-

бе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование

свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов рас-

тений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении