Смекни!
smekni.com

Древняя Греция и ее философия (стр. 1 из 4)

Содержание

1. История древней Греции…………………………………………………..2

2. Истоки культуры древней Греции……………………………………...…4

3. Зарождение и развитие древнегреческой философии……………..….…8

4. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина………………………..12

Заключение……………………………………………………………….…..18

Список литературы…………………………………………………………..19

1. История древней Греции

Древняя Греция (Эллада), общее название древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побере­жье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии. Этнический состав Греции в III веке до нашей эры был пестр, это пеласги, лелеги и другие народности, которых от­теснили и ассимилировали протогреческие племена ахейцев, ионийцев. Первыми государствами ахейцев были Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др., образованные в начале II тысячилетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев, около 1200 года до н. э., повлекло за собой распад государств и оживление родовых отношений. К IV веку Северную Грецию заселяли в основном эолийцы, Среднюю Грецию и Пелопоннес – дорийцы, Аттику и острова - ионийцы. [1]

В VIII - VI веках в Греции сформировались полисы. В зависимости от ре­зультатов борьбы земледельцев и ремесленников с родовой знатью государст­венная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархи­ческой (в Спарте и на острове Крит). В экономически развитых полисах Ко­ринфа, Афин и др. городов, широко распространилось рабство; в Спарте и Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.

V - IV века стали периодом высшего расцвета полисов. Это связано с возвышением Афин после победы греков в греко-персидских войнах 500 - 449 годов до н. э., и созданием Делосского союза во главе с Афинами. Временем наивысшего мо­гущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры стали годы правления Перикла - это 443 - 429 года до н. э. Борьба между Афи­нами и Спартой за гегемонию в Греции, а так же противоречия между Афинами и Ко­ринфом из-за торговых путей привели к Пелопоннесской войне 431 - 404 годов до н. э., завершившейся поражением Афин.

В середине IV века на севере Греции возвысилась Македония. Ее царь Фи­липп II, одержав победу при Херонее в 338 году до н. э., над коалицией греческих городов, подчинил Грецию. После распада державы Александра Македон­ского, в период эллинизма в III - II веках, в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа – это Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, оспаривавшие господство в Греции.[2]

С 146 года до н. э., после разгрома римлянами Ахейского союза, Греция была подчинина Риму, а с 27 года до н. э., на ее территории образовалась римская про­винция Ахейя. С IV века н. э. Греция становится основной частью Восточной Римской империи - Византии.

2. Истоки культуры древней Греции

В отличие от других древних культур, в Древней Греции эсте­тическая и художественная культура оказалась столь развитой, что, во-первых, вся жизнь древнегреческих полисов была, так или иначе, пронизана ею, и, во-вторых, ее воздействие на культуру человече­ства продолжается до сих пор. Прежде всего это усиленное стремление к упорядоченности, завершенно­сти, цельности, гармоничности. Древне­греческий эпос естественно складывался в завершенные целостные поэмы (Илиада, Одиссея) и циклы сказа­ний. Древнегреческие трагедии и комедии стремились к совершен­ству своего построения. То же касалось и архитектуры, стремив­шейся к завершенности форм в человеческих масштабах. И скульп­туры, в которой складывались каноны, более гибкие, чем древне­египетские, а главное - антропометрические, математически и зри­тельно выверенные, осно­ванные на пропорциях правильно сложен­ного человеческого тела.[3] Это был «ка­нон природы», но обработан­ной, ставший «каноном культуры». Ведь и живое человеческое тело обрабатывалось, оформлялось в занятиях гимнастикой. Че­ловек оказался действительно «мерой всех вещей» (Протагор) во многих отно­шениях, и всегда - мерой совершенства. В этом плане древне­греческое искус­ство действительно классично. Но эта классичность его не была столь узкой, формальной, как позже в европейском классицизме, выросшем на основе гре­ческих и римских образцов.

Второе, что характерно, - это впервые так глубоко осознавае­мая и ощу­щаемая древними греками ценность красоты. В Благе, к которому, по мнению многих греческих мыслителей, должна была стремиться жизнь человека, кра­сота занимала одну из ведущих по­зиций. Платон считал, что эллина прежде всего отличает именно любовь к прекрасному.[4] Если не все они, то очень многие могли оценить красоту архитектурных сооружений и скульптуры, которая не была музейной. Скульптурные изображения (богов, героев, по­бедителей разных игр и конкурсов) ставились повсеместно. Укра­шенность жизненной среды, жизни вообще, - была поразительной. Это касалось не только архитектуры и скульптуры, но и одежды, вещей, обстановки, театральных представлений, празднеств, искус­ства слова.

Жизнь древнегреческого полиса была реально эстетичной во многих от­ношениях. Огромное множество произведений искусства изобразительного, предметов для эстетического созерцания. Гим­настика, спортивные состязания, которые были вполне обычными, частыми. Обнаженные, атлетически развитые, прекрасные тела по­стоянно созерцались и служили основой для ваяния. Поэзия участ­вовала в самых разных сторонах жизни, в том числе и в политиче­ской. Музыка понималась и применялась как средство врачевания, создания душев­ного настроя. Древнегреческий театр волновал зри­телей, поднимая самые жи­вотрепещущие проблемы, порождая со­стояние «катарсиса» (очищения души), давая выход чувствам. [5]

И все это было связано с ценностью свободы, не только собст­венно граж­данской, но и свободы во владении телом, в одеяниях, в мысли и слове. Необы­чайно развилась риторика, ораторское искус­ство, логика. Свобода духа прояв­лялась в поиске красоты мысли, выражаемой образно, почти ничем не стесняе­мой, и гармонично, изящно оформленной. [6]

Разумеется, это далеко не все из особенностей древнегрече­ской эстетиче­ской и художественной культуры. Но и этого доста­точно, чтобы ее воздействие на мировую культуру было заметным через тысячелетия. Античная художест­венная классика выросла из убеждения в том, что высшая красота содержится в формах, про­порциях, масштабах живых существ и, прежде всего, - человека. Искусство, как считали греки, черпает красоту из природного ис­точника. [7]И це­лью художника было познание и выявление объек­тивного совершенства через подражание. Ибо природа, космос, - заключает в себе гармонию. При этом выше всего оказы­валась красота в состоянии устойчивости и равновесия: и в при­роде, и в человеке, когда красота - это единство духовного и телес­ного, это - мера. Фукидид передавал слова вождя афинского обще­ства Перикла, ко­торый говорил: «Мы любим красоту, соблюдая уме­ренность, любим мудрость, не впадая в слабость». [8]

Классический период развития древнегреческой культуры продолжался где-то немногим более 100 лет, начиная примерно с 500 года до н.э.- до 338 года до н.э., когда Греция попала под власть Ма­кедонии. Огромный период до этого часто именуют архаическим, а существование античной культуры после маке­донского завоевания - периодом эллинистическим или эллинизмом.

Когда завершился знаменитый поход Александра Македон­ского, и он по­гиб, огромная держава, все завоеванное им, распа­лась на ряд государств - Еги­пет Птолемеев, Сирия Селевкидов и др. Завое­ватели, пришлые греки и македоняне слились с мест­ным населением. Произошло то, что называют наложе­нием куль­тур. В условиях монархий образовалась культура (точнее - куль­туры), связанная с культурой классической Греции, наследовавшая ее достижения. Даже языком эллинистической культуры стал изме­ненный греческий. [9]

Конечно, в новых условиях никакого полисного патриотизма быть не могло. Но культуру греческую монархи и знать эллинисти­ческих государств ценили высоко, и стремились использовать. Особенно активно это делали Пто­лемеи в Египте, в Александрии, где был создан музей - храм муз, где существо­вала богатейшая библиотека. В Александрии развивалось образование, была впер­вые создана единообразная школьная система. Впервые государ­ство и го­рода стали заниматься специальным обучением детей, на­чальным, элементар­ным образованием, в основном платным. Обу­чали чтению, письму, немного ри­торике. В то же время физическое развитие всех перестало быть актуальным, в связи с тем, что армия в эллинистических государствах стала наемной. Физиче­ская куль­тура - все более превращалась в спорт, в игру. [10]

В эллинистических государствах, наряду с развитием просве­щения, вы­росла и роль религии, причем в мистических ее вариан­тах, что было связано с почвой и влиянием Востока.

В эллинистической философии появляются мотивы стои­цизма, эпикурей­ства, скептицизма. В художественной практике ка­кое-то время держится общая греческая традиция (в архитектуре и скульптуре особенно).[11] Достижения элли­нистического периода в этом плане весьма заметны. Достаточно напомнить о том, что в это время создаются такие скульптурные шедевры как Афродита (Венера) Мелосская, Ника Самофракийская, Лаокоон. Эти изваяния долгое время считались вершинами древне­греческого изобразительного искусства. А это были теперь разно оцениваемые феномены его блестящего заката.

Эллинизм был одним из вариантов продолженности древне­греческой ци­вилизации и культуры. Вторым же вариантом, в кото­ром они продолжились частично, оказались цивилизация и куль­тура Древнего Рима, а потом и Визан­тии.