Смекни!
smekni.com

Позитивизм и его эволюция к неопозитивизму (стр. 1 из 2)

Позитивизм и его эволюция к неопозитивизму

Классический позитивизм XIX века

ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), -философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Понятие позитивизм следует рассматривать в двух смыслах. Во-первых, оно означает общую установку западноевропейского сознания, складывающуюся в период становления индустриальной цивилизации. Формировавшаяся тогда иерархия ценностей утверждала приоритет зем­ного начала, практического, материального интереса, производственной деятельности перед духовным, божественным началом. Во-вторых, этот термин обозначает определенное направление в западноевропейской фи­лософии, оформившееся в 1830-х гг., сориентированное на достижение позитивного (конкретно-научного) знания о природе. Только такие зна­ния могли рассматриваться как подлинная наука, призванная сменить теологию и метафизику. Это направление прошло в своей истории сле­дующие фазы формирования и развития:

-«первый» («классический») по­зитивизм,

-«второй» позитивизм (эмпириокритицизм),

-«третий» позити­визм (неопозитивизм)

Основатель этого направления французский мыслитель Огюст Конт сформулировал основные принципы научного познания: принцип отно­сительности научного, фактического знания; принцип накопления и обобщения научных фактов посредством их классификации. Научные факты включают в себя данные наблюдения, эксперимента, измерения; рационально реконструированные скрытые причины явлений; законы, понимаемые как устойчивые факты природы и их взаимосвязи. В корпус научного знания включается также и знание о человеке и обществе (со­циология), появление которого трактовалось как закономерный итог ис­торической эволюции человечества. Позитивное знание, будучи связан­ным с чувственным восприятием, всегда относительно, ибо само воспри­ятие выступает как временная последовательность явлений и их про­странственная координация. Поэтому позитивная наука практикует принцип имманентности, отказываясь от постижения трансцендентного, надмирового начала. Такая «надмирная», трансцендентная ориентация характерна, по О. Конту, теологическому и метафизическому познанию, которое он рассматривает в качестве закономерных, но уже завершив­ших выполнение своей исторической миссии фаз познавательной дея­тельности. Этим фазам соответствуют три всемирно-исторические эпохи. Первая из них, теологическая, начинаясь в доисторические времена, про­стерлась примерно до 1300 г. Она породила определенный тип мировоз­зрения, объяснявший явления через усмотрение в них некой сверхъесте­ственной, божественной сущности. Высшее проявление этой фазы - ка­толическое феодальное общество, система его институтов, консолидиро­ванная монотеистической религией. Однако на определенном этапе сво­ей эволюции эта фаза разрушается развитием человеческого разума. Вторая эпоха - метафизическая (1300-1800 гг.) - строит свой тип миро­воззрения, ориентированный на постижение абстрактных сущностей. Ме­тафизическая эпоха, вместившая в себя периоды Реформации и Просве­щения, принесла с собой эмансипацию личности, идеалы индивидуализ­ма, экономической и политической активности, но вместе с тем способст­вовала распространению моральной испорченности, политического бес­порядка. В качестве новой идеологии, консолидирующей общество, счи­тает О. Конт, должно выступать позитивное научное знание, продвигаю­щее человечество к третьему - позитивному - этапу его истории. Следует отметить, что подобная трехфазная структура характеризует, по О. Конту, и процесс индивидуального познавательного усилия.

Современное научное знание должно, по О. Конту, быть воплощено в универсальной классификации, построенной на следующих основаниях.

1) Историческое - предполагает, что отдельные науки должны быть рас­положены в классификации в соответствии с временной последователь­ностью их возникновения, начиная с наиболее древних и заканчивая но­вейшими.

2) Логическое - исходит из того, что в начале классификации располагаются наиболее абстрактные отрасли знания; а далее - более конкретные.

3) В качестве третьего основания выступает сложность предмета. Науки располагаются по нарастанию сложности.

4) Связь с практикой образует особое основание классификации. В начале класси­фикации выступают науки, наименее других связанные с практикой, в конце - отрасли знания, максимально связанные с практической дея­тельностью человека. В итоге классификация наук О. Конта включает в себя: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Принципы построения системы научного знания, логика научного иссле­дования, его методы в совокупности и составляют, по О. Конту, пози­тивную философию, выступающую в качестве теории науки.

Английский мыслитель Джон Стюарт Милль был учеником О. Конта. Научное знание, писал он, основывается на опыте, его предме­том являются наши ощущения. Материя - лишь постоянная возможность ощущений, а сознание - возможность их переживаний. В качестве мето­да науки мыслитель обосновывает индукцию. Она исходит из «принципа непрерывности», утверждающего, что бытие постоянно, неизменно. Ло­гика же призвана оправдывать этот принцип. «Философия опыта» Дж. С. Милля доказывает, что научные утверждения должны подтвер­ждаться фактами опыта. К таковым относятся данные опыта и экспери­мента. Наука включает в себя также законы и гипотезы о законах. Наблю­дения, таким образом, должны быть включены в теоретическую систему. В качестве источника позитивного знания выступает и самонаблюдение. Наука о фактах сознания называется психологией, она позволяет выраба­тывать аргументы в пользу принципа непрерывности опыта и обосновы­вать принцип сознания, утверждающий, что существующим можно при­знать только то, что осознано. Позитивный факт - это осознанный факт, утверждает Дж. С. Милль, продолжая линию эмпиризма Д. Юма и Д. Беркли («быть - значит быть воспринимаемым»). «Все, что есть, - ут­верждает Дж. С. Милль, - это совокупность комплексов впечатлений».

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет действительность, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания действительности отдельных частных наук недостаточно.

О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку Позитивизм не имеет дела с «метафизическими» проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса Конта ведёт к точке зрения феноменализма. Однако наряду с субъективно-идеалистической тенденцией контовский Позитивизм сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в. Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.

Представителями первой, «классической» формы Позитивизм 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, Позитивизм Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан — во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер — в Великобритании. Развитие Позитивизм шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций (Дж. С. Милль, Г. Спенсер, в России — В. В. Лесевич, М. М. Троицкий, В. Н. Ивановский, Позитивизм Л. Лавров, Н. К. Михайловский): Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях новые открытия естествознания 2-й половины 19 в. и исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки.

Позитивизм оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.) — в том числе социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др.

В конце 19 в. Позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания (обесценившим многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались самим Позитивизм как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных» философских вопросов знания, которых всячески избегал Позитивизм, а также неудача всех попыток Позитивизм доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего»). Всё это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный Позитивизм вступает в новый, второй этап своей эволюции — появляется махизм (эмпириокритицизм).