Смекни!
smekni.com

Постклассическая философия ХIХ начала ХХ века (стр. 1 из 3)

Контрольная работа по философии

Тема 8: Постклассическая философия

ХIХ– начала ХХ века

План:

1. Философия марксизма стр. 3
2. Классический позитивизм стр. 6
3. Иррационализм и «философия жизни» стр. 10

Философия марксизма

Для философских построений, формирующихся с начала 40-х годов ХIХ века, отправной точкой, как правило, служит система Гегеля, которая тем или иным образом модифицируется или же прямо ниспровергается. Я начну изложение с тех мыслителей, которые, «преодолевая» Гегеля, сохраняли некоторые важные элементы его теории.

К числу таких мыслителей может быть отнесен, в частности, Карл Маркс (1818-1883). Маркс во многом перенимает философскую методологию Гегеля, его диалектические принципы, некоторые существенные моменты философии истории и т.д. Однако под вилянием философии Фейербаха Маркс отвергает гегелевское понятие Абсолютного Духа и в центр своей философии стремится поставить человека и человеческое сознание. Маркс стремится воссоздать всеобъемлющую картину действительности, исходя из набора реалистических, «земных» принципов и полностью устраняя все потустороннее. Отмечу при этом, что сфера интересов Маркса в философии ограничивается почти исключительно социальной философией и философией истории. Итак, Маркс рассматривает в качестве детерминанты социального процесса материальный фактор, экономические механизмы и отношения. Он пишет: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовны процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Маркс полагает, что общество в своем развитии достигает такой точки, когда материальные силы производства вступают в конфликт с существующими производственными отношениями, в результате чего они становятся тормозом развития общества. Это порождает социальные революции. В то же время Маркс подчеркивает, что ни один порядок не исчезнет, прежде чем все производительные силы не будут развиты, и новые более высокие производственные отношения никогда не появятся, прежде чем материальные условия существования не созреют в недрах старого общества. Под производственными отношениями он понимает отношения, которые возникают между землевладельцем и наемным работником, владельцем завода, рабочим и т.д. Они составляют экономическую структуру общества и являются основой – базисом – политической, моральной и духовной надстройки.

Структура материального производства, по Марксу, может быть представлена следующим образом:

Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется материальными факторами. Как Гегель верил в прогресс Абсолютного духа в направлении более высокого самоосознания, так Маркс верил в поступательное развитие человеческой материальной жизни и человеческой природы.

Свою веру Маркс подкреплял теоретической реконструкцией истории, в основе которой лежит понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация определяется как «качественно определенный исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон – способа производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни людей». Маркс выделял пять формаций, отличающихся прогрессивным развитием системы «производительные силы – производственные отношения»: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Предполагаемая коммунистическая формация призвана стать вершиной развития общества, где найдут свое разрешение все социальные противоречия: неравенство, несвобода, несправедливость и их результат – лишение человека его родовой сущности. Коммунизм должен устранить такое негативное явление капиталистической действительности, которое Маркс называет «отчужденным трудом». Этот феномен имеет три стороны: 1) отчуждение производителя от продуктов его труда (сделанное фабричным рабочим ему не принадлежит), 2) отчуждение производителя от собственной активности (труд фабричного рабочего на корню куплен капиталистом на самых бесчеловечных для рабочего условиях), 3) отчуждение человека от родовой сущности (складывающиеся отношения уродуют и рабочего и капиталиста, лишая их человеческого лица). Остается добавить, что победа коммунизма виделась Марксу исторически неизбежным следствием реализации исторических закономерностей.

Как отмечалось выше, Маркс активно разрабатывал вопросы, лежащие преимущественно в сфере социальной философии. Однако марксизм в целом не лишен стремления к всеохватности, свойственной Гегелю. Ближайший соратник Маркса Фридрих Энгельс (1820-1895) существенно дополняет его теорию – элементами онтологии. Энгельс интерпретирует современные ему естественнонаучные данные с позиций гегелевской диалектики, в результате чего получается теория, названная диалектическим материализмом.

Идеи Маркса и Энгельса нашли большое число как критиков, так и защитников, а нередко – апологетов полумистического толка. Марксистская философия в догматизированном (теологизированном плюс по необходимости исправленном) виде стала базой официальной советской идеологии. Ее тотальное отвержение в перестроечные и постперестроечные годы стало сдерживающим фактором непредвзятого нового прочтения Маркса, которое безусловно необходимо. В ХХ веке на Западе Маркс также активно изучается, хотя и в иной, не свойственной отечественной философии форме. Его идеи продуктивно используются различными течениями так называемого неомарксизма.

Классический позитивизм

30-90-е годы ХIХ века характеризуются интенсивным развитием науки, причем основной тон задают точные науки – математика, геометрия, физика. Вместе с тем, значительных успехов достигает химия, биология, медицина. Этот зримый прогресс науки служит установлению за ней репутации гаранта достоверности знания. Уже Маркс трактует науку подобным образом: так, свою модель социализма (первой стадии коммунистической формации) он называет научной, противопоставляя ее утопическому социализму предшественников – Сен-Симона, Фурье, Оуэна. В своей социальной теории Маркс стремится реализовывать естественнонаучные критерии строгости и точности, что, по представлениям того времени, придает ей недостижимый другими средствами статус незыблемого, фундаментального знания.

В 30-е годы формируется философское направление, в полной мере выражающее закономерный для той ситуации оптимизм по поводу возможностей науки, как в познании мира, так и в решении человеческих проблем. Это направление получило название позитивизм. Разнообразие идей, высказанных в рамках позитивизма снимается общей верой в бесконечные возможности науки и связанными с ней претензиями на сферу философского мышления, которое должно быть подчинено науке или же оставлено в прошлом за ненадобностью.

Основателем позитивизма является французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). Доктрина Конта раскрывается в свете выдвинутого им закона трех стадий. Согласно этому закону, человечество (как и сознание отдельного человека) проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии. На теологической стадии все явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов (сил). На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (намек на гегелевскую метафизику). На третьей – позитивной – стадии берут верх трезвые, прагматические устремления, человек отказывается от объяснения необъяснимого, трансцендентного, переходя к получению твердого, надежного знания об окружающем мире (которое доставляет наука). Позитивную науку (которой, с небольшими оговорками, тождественна философия) отличает стремление к выявлению законов, которыми управляется окружающая человека действительность, метафизические же проблемы, то есть вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми и даже бессмысленными.

Конт говорит, что теологические и метафизические методы уже никого не увлекают, разве что в сфере социальных явлений. И потому насущной задачей становится основание позитивной науки об обществе, которую Конт называет социологией. Как физика устанавливает законы природных феноменов, так социология посредством наблюдения и рассуждения устанавливает законы общественных феноменов. Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, одинаковые для обществ любой эпохи, социальная динамика – законы развития общества, главные из которых – закон трех стадий и закон прогресса.

Основание социологии позволяет Конту построить свою классификацию наук. Положив математику в основу, Конт расположил науки по порядку усложнения: астрономия, физика, химия, биология, социология. Более сложные науки в этой иерархии основаны на менее сложных. Это, однако, не означает редуцируемости высших к низшим. Каждая имеет свои автономные законы. В классификации не упомянута философия. Философия – не совокупность наук, ее задача – «точное определение духа каждой из них, открытие их связей и отношений, суммирование принципов в соответствии с позитивным методом». Таким образом, философия сводится к общей методологии наук. Она – «истинно рациональное средство, делающее очевидными логические законы человеческого духа». Эта «честь» оказываемая философии не лишена подвоха: философия здесь лишается, по сути, своего исконного предмета.

Наряду с Контом крупнейшими представителями позитивизма являются английские философы Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903). Милль, продолжая традиции английского эмпиризма, развивает его в позитивизм. Единственным источником познания им признается опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция. Милль дает свою классификацию наук со специфически позитивистским стремлением подчинить и уподобить историческое, гуманитарное знание естественнонаучному. Милль, в соответствии с духом позитивистской философии, развивает концепцию утилитаризма (основатель утилитаризма – английский мыслитель Иеремия Бентам (1738-1832)), развертывая ее прежде всего в сфере моральной теории. Принцип пользы (утилитарности) утверждает, говорит Милль, что действия являются правильными в той пропорции, в какой способствуют счастью, и неправильными в той пропорции, в которой отвращают от счастья. Счастье желательно, и доказательство этого состоит в том, что люди действительно желают его: каждое доброе дело человека – счастье для этого человека и общее счастье.