Смекни!
smekni.com

Краткие биографии философов (стр. 1 из 2)

«Учалинский горно-металлургический техникум»

Реферат

по дисциплинена «Философия»

На тему: Краткие биографии философов.

Учалы 2010г.

Тема: Краткие биографии философов.

СОДЕРЖАНИЕ

4.Сократ

5. Декарт Рене

6.Список литературы

Введение

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ СТРУКТУРА

Эта роль определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Аристотель

Аристотель (384—322 до н.э.) — древнегреческий философ, создавший свое учение, составившее эпоху в философии.

Происходил из города Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты III. В 367 г. до н.э., когда Аристотелю было семнадцать лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет до смерти Платона. Через некоторое время он становится воспитателем сына македонского царя Филиппа Александра. Когда Александр становится царем, Аристотель возвращается в Афины, где создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия.
Аристотель всегда выступал за связи с Македонией, поэтому после смерти Александра Македонского во время антимакедонского восстания ему было предъявлено обвинение в «безбожии». Он не стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на остров Эвбея, где через год и умер, в 322 г. до н.э.
Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинным. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды, куда входят «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные произведения — «Физика», «О небе», «О частях животных» и др.; этические произведения — «Никомахова этика», трактат «Политика»; работы по риторике и поэтике — «Искусство риторики», «О поэтике». Перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности его интересов.
Еще находясь в платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм (идей), что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Аристотель в своих философских рассуждениях исходил из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских «идей», находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. Сущность познания он видел в познании вещи через нее саму. По этой причине он вводит другое противопоставление — противопоставление между материей и формой. Вся природа рассматривается у него в виде последовательных переходов от «материи» к «форме» и обратно. Однако в материи Аристотель видел только пассивное начало, всю же активность приписывал форме, к которой сводил начало движения и цель. Конечным источником всякого движения по Аристотелю является бог — «неподвижный перводвигатель».
Аристотель был автором первой классификации наук. Он выделил три основных группы наук, каждая из которых, в свою очередь, включала ряд специальных областей исследования. К теоретическим наукам он относил физику (учение о состояниях тел) и математику (учение об абстрактных свойствах материальных вещей). К практическим наукам он относил этику, экономику и политику. К творческим наукам — поэтику (учение об искусстве) и риторику (учение о красивой речи). Аристотель по праву считается основателем логики: именно он заложил основы этой науки. Для Аристотеля логика выступает орудием любой науки, посредством которого достигаются определенные результаты, логика — это своего рода наука о доказательстве, формах мышления, применяемых в познании. Он первым сформулировал логический закон противоречия, которому он придал следующий вид: «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении».
Аристотель — создатель не только логической науки, но и психологии, представленной в трактате «О душе», где дается понимание души, явлений восприятия и памяти. Душа, по мнению Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела. В душе находится ум (нус), который не возникает и не подлежит гибели, разрушению. Аристотель делает попытку создать теорию растительной, животной и разумной души, лежащей в основе деления живых существ на растения, животных и людей.
Учение Аристотеля о государстве
Органическая часть философского наследия Аристотеля — его учение по вопросам развития общества и государства. Он отвергает проект «идеального государства» Платона и предлагает свою теорию государства.
По Аристотелю, основная причина формирования государства заключается в естественном стремлении человека к коллективной жизни, в стремлении, которое присуще ему от природы. Аристотель считал очень важной такую добродетель, как дружба: именно в этой добродетели человек переходит от своего индивидуального изолированного существования к общественной жизни.
Аристотель предполагал, что процесс формирования государства состоит из ряда стадий. Изначально существует замкнутая семейная община, которая включает в себя супругов, их детей и рабов. Затем отдельные семейные общины объединяются, создавая единую сельскую общину. Полис — специфическая форма древнегреческой государственности — возникает в том случае, когда объединяется несколько сельских общин. При этом стремление общин к объединению Аристотель считал естественным и закономерным, поскольку лишь наличие государственности может сделать объединение людей независимым.
Аристотель первым описал государственное устройство 158 государств, хотя до наших дней дошел лишь фрагмент этого описания, известный под названием «Афинская полития». Возможно, это связано с тем, что политию (умеренное народовластие) афинского типа Аристотель рассматривал как одну из наиболее устойчивых и гармоничных форм государственного правления. Впрочем, в своих оценках Аристотель крайне сдержан, предпочитал говорить о том, что действительно существует в мире и не давать никаких категоричных оценок.
Аристотель выделял шесть основных форм государственного устройства: монархию, аристократию, политию (народовластие), тиранию, олигархию и демократию. Монархию и тиранию Аристотель определял как власть одного человека, аристократию и олигархию — как власть немногих, а народовластие и демократию — как власть всех.
Первые три формы Аристотель считал правильными, последние три формы — неправильными. Такое деление Аристотель обосновывал тем, что при первых формах власть стремится к благу граждан, тогда как в последних формах этот принцип не соблюдается. При этом он полагал, что «правильные» формы могут переходить в неправильные, соответственно монархия может превращаться в тиранию, аристократия — в олигархию, народовластие — в демократию. Лучшим же, с точки зрения Аристотеля является то государственное устройство, в котором основой является среднее сословие. По мнению Аристотеля в государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. «В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше» Наиболее совершенной формой государственного устройства Аристотелю представлялась полития. Он выступал за устоявшееся социальное расслоение общества. Так, он писал: «Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут делить между собой состояние богатых?»
Аристотель видел в неравенстве естественное явление. По этой причине он никогда не высказывался неодобрительно по поводу рабства, а также положительно оценивал частную собственность и связанное с ней богатство. Вместе с тем он считал, что значительное богатство — результат противоестественного способа его приобретения, который «противен человеческому разуму и государственному устройству».