Смекни!
smekni.com

Проблема человека в философских системах (стр. 1 из 2)

1. Проблема человека в философии.

-Тема чело­века является для философии традиционной, неустранимой из нее.

-Раздел философии, в котором изучается данная пробле­матика, называется философской антропологией.Основными для нее являются вопросы о сущности человека, его природе и смысле существования.

-Конечно же, человек изучается и во многих других науках - истории, социологии, физиологии, анатомии, психологии и т.д. Что же касается философии, то она в отличие от этих наук стремится постичь человека как целостное существо. Она исследует человека, взятого в един­стве всех его творческих сил и проявлений разнообразной ду­ховно-практической деятельности, как существо многомер­ное, многолико-единое. Философия рассматривает человека и с точки зрения его «погруженности» в мир внешний - при­роду, общество, историю, и с точки зрения наличия у него соб­ственного мира - внутреннего, духовного.

-Осмысление человека традиционно присутствует и в формах вненаучного познания - в религии и искусстве, в мифологии, в народной мудрости. Разумеется, человек здесь постигается несколько иными, специфическими средствами.

В истории философской мысли сложилась антропологичес­кая традиция- нацеленность философии на человека как на уникальное и сложнейшее явление мироздания. Проблема че­ловека была обозначена уже в философии Древнего мира. В ту эпоху был распространен космоцентризмкак тип философско­го мышления и образ мира. Все существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью, его «малой Вселенной». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам.

Философия Древнего Востока.

1. Человек несвободен и зависит от мира природы (Так, буддизме подчеркивалось, что жизнь человека - всегда страдание, и это является законом его существования. Вот почему идеальное существование челове­ка - это жить в согласии с этим миром, в чем и должна состо­ять подлинная мудрость).

2. Человек – главная проблема в ДВ философии.

Философия Античности.

1. Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенно­го от Космоса) человека принято связывать с именем знамени­того греческого философа Сократа. Он призывал человека за­ниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск са­мого себя в мире - в этом и должен состоять, по убеждению Сократа, подлинный смысл жизни человека.

2. Эпикурзаострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Каждый человек способен избирать собствен­ную траекторию «полета», т.е. жизненный путь, творить свою судьбу.

3. Как правило, в древней философии рассматривались отдель­ные стороны (аспекты) проблемы человека. Аристотельособое внимание обра­тил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой.

Философия Средних веков.

1. Человек – часть миропорядка, установленного Богом.

2. Идея спасения человеческой души, её бессмертие.

3. Идея равенства людей перед Богом.

Философия Эпохи Возрождения.

1. Представление об отсутствии границ в развитии человека.

2. Критика религиозных теорий о человеке.

3. Идея «человекобога». Человек-творец сам подобен Богу.

Философия Нового времени.

1. Рационализм:

А) Человек – существо разумное (Декарт – «думающая вещь»).

Б) С помощью разума человек познаёт мир.

В) Знание человека – это залог прогресса общества.

2. Немецкая классическая философия.

А) Представление о человеке как о субъекте духовной деятельности.

Б) Человек – носитель разума и создатель культуры.

3. Марксистская философия.

А) Акцент на социальную и экономическую сущность человека.

Б) Проблема несвободы человека (в капитализме личность ограничена).

Русская философия.

Два основных подхода к проблеме человека:

1.Материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.).

А) Идея свободы и независимости личности (зависит от социального строя).

Б) Идеи западников и славянофилов.

2. Концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).

А) Проблема судьбы и предназначения человека.

Б) В человеке 2 начала – Бог и Дьявол. Их борьба.

Основные концепции человека:

1. Биологизаторские (З.Фрейд).

А) Основа человека – его природные, биологические качества.

Б) Человек зависит от:

- Бессознательного (влечения, инстинкты).

- Норм культуры (ограничивают человека).

В) Поведение людей обусловлено генетическими данными.

2. Социологизаторские.

А) Отрицание или недооценка биологического начала в человеке.

Б) Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого (создание новой коммунистической личности).

В) Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических).

3. Спиритуализм.

А) Признаёт сущностью мира духовное первоначало и рассматривает материальное как творение духа (Бога) и противоположно по своему содержанию материализму.

Б) Человек – продукт духовного, божественного провидения.

2.Человек, индивид, личность.

Многообразие определений понятия человек:

1.Человек – это каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, волей и словесной речью (Словарь В.И. Даля).

2. Человек – это общественное существо, обладающее сознанием и разумом. Субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

3. Человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное создавать орудия труда и изменять окружающую действительность.

Прежде всего, под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это существо разумное и универ­сально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.

Биологические признаки человека:

- Человек рождается, стареет и умирает.

- Человеку свойственны инстинкты (какие?).

- Биологически запрограммированные досоциальные формы поведения людей.

- Развитие определяется набором генов, обменом веществ, гормонами.

Социальные признаки человека:

- Человек изменяет окружающую среду.

- Изменяет мир по законам нравственности и красоты.

- Действует не только по потребностям, но и исходя из воли, фантазии.

- Способен действовать универсально.

-Человек свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. осмысленно к ней относится.

1.При изучении отдельного человека («Петр», «Павел» ит.д.) в философии и иных науках (педагогика, психология и др.) применяется понятие индивид, которое обозначает единицу, «атом» человеческого рода.

2.Под индивидуальностьюже понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду и позволяющие ему быть самим собой.

3. Ведя речь о личности, философия имеет в виду социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и вза­имодействия с обществом, вхождения в мир культуры.

1. Обозначает человека как социальное существо.

2. Формируется в процессе социализации[1].

3. Несёт на себе отпечаток культуры конкретной исторической эпохи.

4. Обладает потребностями[2] и интересами[3].

А)- биологические (по­требности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.),

- социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.).

- духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).

Б) Классификация А. Маслоу.

В)Психологи различают также потребности подлин­ные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные).

5. Обладает духовным миром:

1) духовные потребности в познании окружающе­го мира.

2) знания о природе, обществе, человеке, самом се­бе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую де­ятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) способность к тем или иным формам социаль­ной деятельности;

5) чувства и эмоции, в которых выражаются отно­шения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит пе­ред собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения челове­ка к миру и самому себе, придающие смысл его де­ятельности, отражающие его идеалы.

3.Проблема смысла жизни[4].

Философское понятие смысла жизни человека харак­теризует его как существо, стремящееся к полноте своего су­ществования.

Это понятие раскрывает и исследует самое сокровенное в его бытии - цели и идеалы, само значение его существования.

Вопрос о смысле жизни человека - это вопрос об основном содержании его духовно-практической деятель­ности. Это, по Достоевскому, вопрос о том, для чего человеку жить и к чему стремиться.

Осознание смысла своей жизни че­ловеком есть осознание пути жизнии того дела, которое на­полняет эту жизнь достойным человека содержанием.