Смекни!
smekni.com

Философия 15 (стр. 33 из 49)

в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др.

Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности в действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное становится действительным. Развитие есть изменение содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма — содержательна, содержание оформлено.)

Кроме этих категорий принцип развития раскрывается в сформулированных Гегелем законах:

а) перехода количественных изменений в качественные,
б) единства и борьбы противоположностей,
в) отрицания отрицания.

Характер развития, то есть как оно происходит, раскрывается в диалектике количественно-качественных изменений. Развитие происходит в ходе накопления количественных изменений, которые достигают пределов меры, после этого происходит скачок в развитии и изменяется качество. Это качество содержалось раньше в возможности, оно есть новая форма для изменившегося содержания.

Этот закон требует рассматривать развитие как единство количественных и качественных изменений, он утверждает, что невозможно бесконечное накопление количественных изменений («Как веревочке ни виться, все равно конец придет»). Качество не меняется только в пределах меры.

Марксизм использовал этот закон для обоснования неизбежности социальных революций.

Сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития. Таким источником являются внутренние противоречия, которые есть результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между ними. Всякое развитие есть разрешение противоречия и в то же время возникновения новых противоположностей, нового противоречия. (В истории философии представление о борьбе противоположностей мы встречаем у Гераклита, Николая Кузанского и т.д.)

Так как познание человека раскрывает диалектику изучаемого объекта, то познание тоже должно следовать этой диалектике. То есть логика человека должна быть тождественна диалектике объекта, она должна быть диалектической логикой. В то же время эта диалектическая логика является теорией познания, то есть теорией, описывающей механизм познания. Поэтому диалектика, логика и теория познания составляют единство, это одно и то же.

Закон единства и борьбы противоположностей марксизм использовал для обоснования необходимости классовой борьбы.

Согласно диалектике, разрешение противоречия ведет к смене качества, а значит, к отрицанию предыдущего. Следовательно, отрицание — это момент развития, выражающий связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта. Но утверждение последующей стадии происходит на базе предыдущей, поэтому последующая стадия сохраняет, удерживает некоторые существенные элементы предыдущей.

Дальнейшее развитие приводит к отрицанию предыдущего отрицания, а значит, возвращение к предыдущему качеству, восстановление того, что отрицалось ранее, возврат к уже пройденной стадии развития. Но это не простой возврат к исходной точке. Это развитие по спирали. Возврат происходит на более высоком уровне, так как то прежнее уже обогатилось своим отрицанием. Закон отрицания отрицания объясняет преемственность, в развитии и говорит о его направленности, то есть, отвечает на вопрос «Куда идет развитие?».

Марксизм использовал этот закон для обоснования неизбежности социалистической революции и перехода к коммунизму.

Итак, в философии существуют две основные концепции развития — диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.

Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

Вопросы для повторения:

  1. 1.Человеку присуща естественная убежденность в том, что мир существует. Не вызывает сомнения и бытие того, с чем человек сталкивается в своей жизни.
    Неужели в этом можно сомневаться? Что же тогда есть, если бытия нет?
  2. Как демонстрирует язык нашу убежденность в существовании всего существующего?
  3. Если небытие существует, то что оно собой представляет и как оно связано с бытием?
  4. Какая проблема была решена в философии, когда появилось представление о субстанции? Что нельзя было объяснить без представления о существовании субстанции?
  5. Что можно сказать о самой субстанции? Из чего она состоит, к чему относится?
  6. В Средневековье появилось представление о существовании двух противоположных субстанций — телесной и духовной.
    Чем это было вызвано?
  7. Появление представлений о двух субстанциях привело к возникновению очень серьезной проблемы. Какой именно?
  8. Как решал проблему взаимотношения двух субстанций Р.Декарт? Как называется его подход в философии?
  9. Что как-то прямо или косвенно подтверждает дуализм Р.Декарта и что противоречит ему?
  10. Как отнеслись к дуализму Р. Декарта другие философы?
  11. Но как возможен монизм, если все разделяют точку зрения о различии явлений сознания и материальных вещей? Какие тут могут быть варианты ответа?
  12. Какие проблемы появляются у монистов?
  13. Как объясняет существование материальных вещей субъективный идеализм?
  14. Как объясняет существование материальных вещей объективный идеализм?
  15. Как объясняет существование явлений сознания материализм?
  16. Что такое вещи в материализме?
  17. Что представляют собой в материализме изменения вещей, их возникновение и исчезновение?
  18. Скала стоит, дерево растет, животное питается, человек производит. А каким способом существует материя, по мнению материалистов?
  19. Что общего, с точки зрения материализма, между всеми материальными вещами? (Например, между водой, огнем и лучом света.)
  20. Чем отличается представление о материи в диалектическом материализме от представлений материалистов прошлого?
  21. Как объясняется многообразие вещей в марксистской философии?
  22. Принципы, по которым Ф. Энгельсом строилась классификация форм движения материи, следующие:

- каждому виду материи должна соответствовать своя форма движения;

- высшая форма движения включает в себя низшие, но не сводится к ним.
Соблюдены ли Ф.Энгельсом эти принципы в данной им классификации?

  1. В диалектическом материализме высшая форма движения включает в себя низшие, но не сводится к ним. Не нарушают ли этот принцип создатели «искусственного интеллекта»?
  2. Г. Спенсер сравнивал общество с организмом человека. Как относится к такому подходу диалектический материализм?
  3. Распространенное понимание пространства и времени называется ньютоновским. Ньютон понимал пространство и время как мировую пустоту и мировую длительность. Августин Блаженный показал, что при таком понимании времени получается противоречие. С одной стороны есть прошедшее, настоящее и будущее, но, с другой стороны, их нет. Почему?
  4. Каким образом решали проблему пространства и времени Кант, Аристотель, Лейбниц, диалектический материализм?
  5. Диалектический материализм считает, что пространство и время — это свойства самой материи, они — формы ее существования. Но материя в диалектическом материализме неоднородна, значит должно быть особое пространство и время в неживой природе, у живых существ и в обществе. Получается, что человек живет в трех временах: социальном, биологическом и физическом.
    Как это можно понимать?
  6. Существует ли единая научная картина мира, которая не только раскрывает устройство мира, но и объясняет механизм детерминации его частей, в том числе пространство и время?
  7. Идея существования субстанции позволила объяснить возникновение и исчезновение вещей, но появились новые проблемы. Какие?
  8. Каким образом можно отрицать очевидное изменение и развитие мира?
  9. Что считали древнегреческие философы источником движения и развития, которые понимались как круговорот?
  10. В истории философии существовала тенденция, которая либо отрицала движение, либо признавала его, но отрицала развитие, либо признавала развитие, но как повторение прошлого получила в марксизме особое название. Какое?
  11. Что подтверждало, что мир вечно развивается, что он всегда другой? Как называлось такое представление?
  12. Что считает источником развития диалектика?
  13. Каково происхождение терминов «диалектика» и «метафизика»?
  14. Диалектика и метафизика по-разному объясняют развитие и движение. Одинаково ли решают остальные вопросы? Как, например, решается вопрос о связях?
  15. Как бы объяснили диалектика и метафизика причину поломки дерева после урагана?
  16. Прокурор и адвокат во время процесса. Кто из них рассуждает как диалектик, а кто как метафизик?
  17. Деталь, зажатая в патрон токарного станка, вращается, но резец еще не подведен. Изменяется ли деталь при каждом обороте? Какой ответ напрашивается? К какой концепции он относится? Будет ли верной противоположная?
  18. Кто же правильно объясняет развитие: диалектик или метафизик?
  19. Команда волейболистов проигрывает другой. Как объяснит член команды свой проигрыш, если он будет рассуждать как диалектик, и как он объяснит, если будет рассуждать как метафизик?
  20. Бильярдный шар стоит у лузы. После удара другим шаром он падает в лузу. Как объяснить его падение в лузу метафизически и диалектически?
  21. Чем отличается развитие от движения? Какие тут могут быть варианты?
  22. Чем отличаются понятия диалектики от научных или обыденных понятий?
  23. Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Почему?
  24. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:
    а) всеобщей связи,
    б) детерминизма,
    в) развития.
    Какие это законы и категории?
  25. Существуют ли категории и законы метафизики?
  26. Есть ли в море рыба? Как должен ответить на этот вопрос диалектик, метафизик? Кто в истории философии отвечал на подобный вопрос метафизически?
  27. Какие понятия, равнозначные понятиям «общее» и «единичное», используются в обыденном языке?
  28. Сущность и явление. Что это такое? Приведите примеры.
  29. Как решает проблему взаимосвязи сущности и явления агностицизм?
  30. По диалектике мы не можем непосредственно познавать сущность. Почему?
  31. Можно ли считать случайным действие механического устройства?
  32. Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания. Как называется их подход?
  33. Чем отличается понимание закона в диалектике от юридического?
  34. Если в диалектике все взаимосвязано, то каждое событие есть результат взаимодействия бесчисленного количества связей. Все ли связи имеют одинаковое значение для события?
  35. Что такое формализм с точки зрения диалектики?
  36. Когда формализм необходим?
  37. Чем отличается возможность от действительности?
  38. Что в развитии описывает закон перехода количественных изменений в качественные? На какой вопрос он отвечает?
  39. Что происходит с формой, содержанием, возможностями в момент изменения качества?
  40. В каких целях был использован закон перехода количественных изменений в качественные в марксистском учении об обществе?
  41. Какая пословица выражает закон перехода количественных изменений в качественные?
  42. Что в развитии описывает закон единства и борьбы противоположностей? На какой вопрос он отвечает?
  43. В каких целях был использован закон единства и борьбы противоположностей в марксистском учении об обществе?
  44. Что в развитии описывает закон отрицания отрицания? На какой вопрос он отвечает?
  45. Каким образом закон отрицания отрицания объясняет преемственность в развитии?
  46. Если отрицание отрицания возвращает к предыдущему качеству, к уже пройденной стадии, восстановливает то, что отрицалось ранее, то как же происходит развитие, как получается нечто новое?
  47. В каких целях был использован закон отрицания отрицания в марксистском учении об обществе?
  48. Диалектика и метафизика представляют собой две философские концепции развития. Изучает ли наука развитие?

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ