Смекни!
smekni.com

Сведенборг Эммануил - Апокалипсис открытый (стр. 81 из 211)

Опустошение Церкви описано чудесами Египетскими, а этим чудом – опустошение ложью в крайних началах; а крайние начала жизни человека по закрытию внутренних начал, от которых они зависят, становятся адскими. По этой причине саранча "была брошена в Чермное море", которым обозначен ад. Так как немногие сегодня знают, что понимается под "чувственным началом", и каков чувственный человек, таким образом, что означает "саранча", поэтому будут приведены следующие отрывки об этом из "Небесных тайн".

Чувственное начало есть последнее в жизни человеческого духа, присоединяющееся и согласующееся с пятью чувствами его тела (п. 5077, 5767, 9212, 9216, 9331, 9730). Тот называется чувственным человеком, кто судит обо всем телесными чувствами, и кто верит только тому, что он может видеть глазами и осязать руками, заявляя, что это существует, и отвергая остальное (п. 5094, 7693). Внутренние начала его духа, которые видят небесным светом, закрыты, дабы он не видел никакой истины, принадлежащей небу и Церкви (п. 6564, 6844, 6845). Такой человек видит внешне, а не внутренне каким-либо духовным светом (п. 5089, 5094, 6564, 7693). Одним словом, такие люди пребывают в природном свете (п. 6201, 6310, 6564, 6844, 6845, 6612, 6614, 6622, 6624). Следовательно, внутренне они против неба и Церкви, но внешне они могут пылко говорить за них, согласно господству, которое они осуществляют ими (п. 6201, 6316, 6844, 6845, 6948, 6949). Ученые и образованные, глубоко утвердившиеся в неправдах, а тем более противники истин Слова, являются чувственными более всех остальных (п. 6316). Чувственные люди рассуждают сильно и искусно, потому что их мысль так близка к их речи, что постоянно пребывает на устах, поскольку они полагают весь разум только в речь по памяти; также некоторые из них могут искусно утверждать ложь, и, утвердивши ее, они верят, что это - истина (п. 195, 196, 5700, 10236). Но они рассуждают и утверждают из обманчивости чувств, которыми большинство людей обольщается и убеждается (п. 5084, 6948, 6949, 7693). Чувственные люди более хитры и безнравственны, чем остальные (п. 7693, 10236). Особенно чувственными являются скупцы, прелюбодеи, сластолюбцы и хитрецы, хотя перед миром они не выглядят таковыми (п. 6310). Внутреннее начало их духа грязно и нечисто (п. 6201). Им они сообщаются с адами (п. 6311). Пребывающие в адах - чувственны, и чем более чувственны, тем глубже они находятся (п. 4623, 6311). Сфера адских духов соединяются с чувственным началом человека сзади (п. 6312). Те, кто рассуждали только по чувственным началам и потому против подлинных истин Церкви, назывались древними "змеями дерева познания" (п. 195, 196, 197, 6398, 6399, 10313). Кроме того, описывается чувственное начало человека и чувственный человек (п. 10236); и распространение чувственного в человеке (п. 9731). Чувственные начала должны быть на последнем месте, а не на первом, и что у мудрого и разумного человека они находятся на последнем месте и подчинены внутренним началам; но что у безумного человека они стоят на первом месте и господствуют, поэтому такие люди называются чувственными (п. 5077, 5125, 5128, 7645). Если чувственные начала находятся на последнем месте, то ими открывается путь к пониманию, и истины обновляются посредством извлечений (п. 5580). Эти чувственные начала находятся в близком контакте с миром и допускают то, что втекает к ним из мира, как бы просеивая это (п. 9726). Этими чувственными началами человек сообщается с миром, а рассудочными началами он сообщается с небом (п. 4009). Чувственные начала подчиняются тому, что служит внутреннему началу духа (п. 5077, 5081). Есть чувственные начала, служащие разумной части, и такие, которые служат части воли (п. 5077). Если мысль не возносится над чувственными началами, то человек не может быть мудрым (п. 5089). Мудрый человек мыслит над чувственностями (п. 5089, 5094). Человек, когда его мышление возвышается над чувственностями, входит в озарение и, наконец, в небесный свет (п. 6183, 6313, 6315, 9407, 9730, 9922). Возвышение над чувственностями и удаление от них было известно древним (п. 6313). Человек может своим духом воспринимать то, что находится в духовном мире, если он удаляется от чувственностей и возвышается в свет неба Господом (п. 4622). Это происходит потому, что мыслит не тело, но дух человека в теле, и в той степени, в какой он пребывает в теле, он мыслит неясно и в темноте, а в той степени, в какой он пребывает не в теле, он мыслит ясно и во свете, но о духовных предметах (п. 4622, 6614, 6622). Последнее в разумении есть чувственная научность, тогда как последнее в воле есть чувственное удовольствие (п. 9996). Существует различие между чувственными началами, которые есть у человека, и подобными у зверей, чувственные начала не являются общими в них (п. 10236). Есть не злые чувственные люди, их внутренние начала не настолько закрыты, об их состоянии в другой жизни смотри (п. 6311).

425. "И дана была ей сила, какую имеют земные скорпионы" означает силу убеждения, что их неправды есть истины. "Скорпион" означает смертоносное убеждение, а "скорпион земной" – убеждение в вопросах Церкви, так как "земля" означает Церковь (п. 285); ибо, когда скорпион жалит человека, то происходит онемение членов и, если это не излечить, смерть. Их убеждение производит подобный эффект на разумение. Такое убеждение обозначено "скорпионом" в следующих местах:

Не бойся их и не бойся речей их, если они будут полны терниями,

и ты будешь жить среди скорпионов, ибо они мятежный дом (Иез. 2:4, 6).

Иисус сказал семидесяти ученикам: вот, даю вам власть наступать на змей

и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10:19).

426. [Стих 4] "И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, но только одним людям, которые не имеют печати Бога на челах своих" означает Божественное Провидение Господа, чтобы они не могли отнимать истину и добро веры, ни расположение и постижение ни у кого иного, а только у тех, которые не состоят в милосердии и, следовательно, в вере. Словами "и сказано ей" означается Божественное Провидение Господа, ибо это было сказано с неба. "Не делать вреда траве земной и никакой зелени" означает не иметь возможности отнимать какую-либо истину и добро веры, поскольку "травой" означается истина веры, рождающаяся сначала в человеке (п. 401), а "зеленью" означается жизненное веры, происходящее от добра (п. 401). Не делать вреда "никакому дереву" означает не иметь возможности отнимать расположение и постижение истины и добра, поскольку "деревом" означается человек относительно них (п. 400). Теми, которые "не имеют печати Бога на челах своих" обозначены те, которые не состоят в милосердии и, следовательно, в вере, поскольку "чело" означает любовь и милосердие (п. 347), а "иметь печать" означает знать их и отличать от других (п. 345). Утвердившие одну веру даже до того, что признают тайны оправдания и спасения ею, не могут отнимать никакую истину и добро веры, ни чувство и постижение их ни у кого иного, а лишь у тех, которые не состоят в вере милосердия, потому что едва ли кто-нибудь постигает те тайны, кроме епископа, который учит и проповедует их. Мирянин слушает их, но то, что входит в одно ухо, то выходит в другое, эту тайну священник может сам знать наверняка из того, что сам он сосредоточил всю силу своих способностей для ее постижения в ранней молодости и впоследствии для ее сохранения, а также тот факт, что за счет нее он считается в высшей степени ученым. Что же тогда мирянин, который мыслит простодушно о вере, происходящей от милосердия, когда слушает об этих мистических вопросах? Из этого видно, что вера, которая одна оправдывает, является верой духовенства, а не мирян, за исключением тех, которые живут беззаботно. Последние заимствуют из этих тайн только то, что вера одна спасает, что они не могут делать добро от себя, что при этом они не могут исполнить закон, и что Христос пострадал за них, кроме того, другие общие положения, подобные этим.

427. [Стих 5] "И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев" означает, чтобы по Божественному Провидению Господа они не могли отнимать у не состоящих в вере милосердия способности понимания и желания того, что является истинным и добрым; но чтобы они только могли в течение короткого времени вызывать оцепенение. "И дано ей" означает, что это по Божественному Провидению Господа, о чем выше. "Не иметь возможности убивать их" означает не иметь возможности отнимать у тех, которые не состоят в вере милосердия, способности понимания и желания истины и добра, ибо, когда эта способность забирается у человека, он убивается духовно. "Мучить их пять месяцев" означает вызывать оцепенение на короткое время, "пять" означает немного или на короткое время, а "мучить" означает вызывать оцепенение, так как это означается "скорпионом" (п. 425) и "мучением, как от скорпиона", о чем далее (п. 428). Что способность понимания истины и желания ее, или рациональность и свобода, не могут быть забраны у человека, показано много раз в "Ангельской Мудрости о Божественном Провидении" (п. 73, 74, 82-86, 92-99, 138-149, 322). Что "пять месяцев" означает немного и на короткое время, следует из значения "пяти", так как времена, часы ли это, дни, недели, месяцы или годы, не означают времен, но состояния, а числа определяют их качество (п. 4, 10, 348, 947). Что "пять" означает кое-что, а также немного, может быть видно из этих отрывков:

Побежит тысяча от угрозы пятерых (Ис. 30:17).

Пятеро из вас погонят сто (Лев. 26:8).

Иисус сказал: Царство Небесное подобно десяти девам,

пять было мудрых и пять неразумных (Мф. 25:1, 2).

"Десятью девами" означаются все в Церкви, "пятью" означается некоторая часть или некоторые. Подобное обозначено "десятью" и "пятью" в притче:

Десяти рабам дал десять мин, чтобы они могли торговать, первого мина

принесла десять мин, а другого пять (Лк. 19:13-19).

"Десять мин" значит много, а "пять мин" – немного. Кроме того, в других местах, как Ис. 17:6; 19:18, 19; Мф. 14:15-21.

428. "И их мучение было подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека" означает, что это результат силы их убеждения. Это следует из сказанного (п. 427); поскольку "мучением" обозначено оцепенение, которое вводит в разум убеждение, также как скорпион вызывает оцепенение тела, когда его жалит. "Скорпион" означает это убеждение (п. 425). В духовном мире есть убеждения, отнимающие понимание истины и вызывающие "оцепенение", следовательно, мучение духа, но такие убеждения неизвестны в природном мире.