Смекни!
smekni.com

Особенности русского философствования (стр. 1 из 2)

Тема 10: Особенности русского философствования.

План.

1. Социально-культурные факторы и геополитические условия зарождения русской философии.

2. Практически-нравственная и религиозная ориентация русской философии.

1. Социально-культурные факторы и геополитические условия зарождения русской философии.

Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии, в том числе русскую философию. Мировое значение имеет не только отечественная литература и музыка, но и философия. Рядом с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Глинки, Чайковского по праву должны быть помещены имена философов Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосева и многих других. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (988 г.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. До введения христианства господствующее положение на Руси занимало языческое мировоззрение, тесно связанное с обожествлением сил природы. Стимулирующее воздействие на развитие образованности после принятия христианской религии имело общение с духовной, в т.ч. философской, культурой античности и Византии, восприятие которой явилось важным фактором становления русской философской мысли («Источник знания» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, сб. «Пчела», Диоптра», «Изборники» Святослава и др. (10-13 вв.). Но и в самой культуре Руси, фольклоре, взглядах на природу и практических знаниях созревали предпосылки возникновения философского сознания. Языческие представления были вытеснены не сразу, долгое время сосуществовали и конкурировали с христианством. Важным источником познания средневековой общественной мысли и народного самосознания Руси является памятник мировой литературы – поэма «Слово о полку Игореве» (12в.), призывавшая к объединения славян как раз перед монголо-татарским нашествием. Мировоззренческие проблемы наряду с правовыми и политическими представлениями, соответствовавшими росту социального расслоения и классового неравенства в условиях формирования феодализма, нашли отражение в законодательном своде «Русская правда» (11-12 вв.). Русская философская мысль отличалась большим интересом к этической, нравоучительной проблематике, практической этике («Поучение Владимира Мономаха» (12 в.), «Послания» Климента Смолятича и Никифора (12 в.) и др.). «Повесть временных лет» (11-12 вв.) трактовала о происхождении государства на Руси, о ее месте среди других стран мира. Процессы возвышения Москвы, борьбы против нашествия Орды нашли отражение в «Задонщине» (14 в.), «Сказании о князьях Владимирских» (15 в.) и др. Несмотря на провиденциализм, средневековое осмысление истории характеризовалось социально-политической направленностью, заботой об укреплении русского государства («Слово о законе и благодати» Иллариона – 11 в., теория «Москва – третий Рим» – 16 в.). Подъем русской средневековой культуры в 15-16 вв. вызвал усиление интереса к древнегреческой и византийской учености, усложнение философского мышления, повышение внимания к человеку, критику пороков феодального общества (Максим Грек – 16 в.). 17 век поднял процесс развития философского знания на новый уровень. Открылись высшие учебные заведения: Киево-Могилянская (1631)и Славяно-греко-латинская (1687) академии, где читались систематические философские курсы. Наметилось сближение философии с естествознанием, что способствовало позднейшему ее отделению от теологии, преодолению средневековых форм философствования, складыванию основных типов философского мышления, характерных для европейской философии Нового времени. Итак, для зарождения собственно русской философской мысли необходим был ряд факторов. В первую очередь, это геополитическое положение России. По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком. По словам П. Чаадаева: «…раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом…мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Провидение». Учитывая тяжелые географические и климатические условия, низкую по сравнению с Западной Европой плотность населения, сделать огромное пространство русских земель цивилизованным было очень сложной задачей. Принятие христианства русским народом в 988 г. явилось поворотным пунктом в его развитии. Вместе с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое самосознание. Эпоха крещения Руси совпала как раз с тем периодом становления и государственности, когда централизация и установление сильной единоличной власти великого князя стали жизненной необходимостью. Процессы возвышения Москвы, объединения княжеств, монголо-татарское нашествие не могли не отразиться на самосознании народа, в зарождающемся философском сознании. Главным социально-культурным фактором зарождения русской философии поэтому считается ее Крещение. В процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант (православие), и в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали неоплатонические теоцентрические тенденции. Вплоть до реформаторской деятельности Петра 1 русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует приблизительно периоду западноевропейской средневековой философии. Реформы Петра 1 способствовали более полному ознакомлению русских интеллектуалов с западной философией. Началось энергичное освоение ее потенциала. Среди русского дворянства распространилось вольтерианство с его вольнодумством. Многие увлекались идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Таким образом, процессы политического единения Руси, образование русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию, а при Петре 1 – через Западную Европу), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, в немалой степени и обусловили своеобразие русской философской культуры.

2. Практически-нравственная и религиозная ориентация русской философии.

Начало последовательного развития русской философии относится ко второй четверти 19 в. В 40-50-х годах 19 в. идейные споры велись в основном о будущих путях развития России. Западникам, ориентировавшимся на европейские модели, противостояли славянофилы, выступавшие за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и соборности русского народа. Славянофилы, среди которых выделялись своим значительным философским потенциалом Киреевский, Аксаков, Самарин и особенно Хомяков, стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных традиций особую русскую философию. В центр новой философии Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) ставил принципы непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой, истиной духовной и естественно-жизненной. Религии, несмотря на достижения европейского либерализма и рационализма, должны быть возвращены все права духовного лидера. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) считал истинной христианской религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для православия характерна соборность, или общинность, сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу. Соборность, единство, свобода, любовь - вот ключевые и наиболее плодотворные философские идеи Хомякова. Под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, общественно-литературное движение 60-х годов 19 в. Ф. М. Достоевскому (1821-1881) была близка идея приоритета искусства – с учетом его «органической» силы – над наукой. «Почва» для Достоевского – это родственное единение с русским народом. Быть с народом значит иметь в себе Христа, предпринимать постоянные усилия по своему моральному обновлению. Для Достоевского на первом месте стоит постижение последней правды человека, истоков действительно положительной личности. Вопрос о смысле жизни выходит на первый план, и решает он его не на путях рациональных рассуждений, а в лоне глубоких переживаний, экзистенций, сказал бы современный философ. Именно поэтому Достоевский – мыслитель экзистенциального склада, путеводная звезда экзистенциалистов 20 в., но в отличие от них он не профессиональный философ, а профессиональный писатель. Может быть поэтому в творчестве Достоевского едва ли просматривается сколько-нибудь четко сформулированная философская концепция. Последнее характерно и для гениального русского писателя Л.Н. Толстого (1828-1910). Толстой также занят религиоискательством. В отличие от Достоевского, Христос для Толстого не Бог, а человек, научивший других, как применять любовь, а именно непротивлением злу насилием. Для Толстого на первом месте стоит не философия, а этика в ее религиозной форме. Подытоживая, можно констатировать, что подлинный нерв славянофильства – это религиозно-этическое искательство, надежда, что на этом пути славянам повезет больше, чем другим.