Смекни!
smekni.com

Представления о первооснове бытия в истории философии (стр. 1 из 5)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….. 3 стр.

1. Сущность и предназначение человека в природе..……………… 6 стр.

2. Философские проблемы антропосоциогенеза…………………. 11 стр.

3. Взаимосвязь природного, культурного, социального и исторического в детерминации поведения человека и его деятельности…………………………………………………………………….. 17 стр.

4. Смысл жизни человека как философская проблема………….. 22 стр.

5. Заключение…………………………………………………………… 25 стр.

6. Библиографический список ……………………………………….. 26 стр.

Введение.

Философия – "знание о делах божественных и человеческих", – говорил средневековый философ Ян Дамаскин.

Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как отражение мира в понятиях, так как существовавшее до нее мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло духовные потребности человека. Она, прежде всего, ставила задачу найти общие причины бытия и существования человека в мире, задавалась вопросом: почему мир именно такой? Поэтому в самом первом, приближенном понимании философию можно определить как знание о наиболее общей сущности бытия, жизнедеятельности человека и отношения его к миру. Следовательно, главным объектом философского анализа выступает отношение: ЧЕЛОВЕК – МИР.

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек.
Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, познав и даже «покорив» природу, познав в какой – то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя не уверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы не просто, и первое что нужно уяснить, - это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что – то изучать, надо как бы отойти в сторону посмотреть на предмет изучения объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философия, антропология, наука о человеке, изучать человека объективно, а если может, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным предметом. Но вполне уместно задать вопрос – занимается ли философия познанием человека как такового или ее интересует особый, свой угол зрения на человека?
Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.
Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой – то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое – исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, - значит выразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком – то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия.


1. Сущность и предназначение человека в природе.

«Природа человека» — это философское понятие, обозначающее естественное происхождение человека, его родство с жизнью вообще, близость со всем сущим. Также, данное понятие охватывает всё многообразие собственно человеческих проявлений, отличающих человека от иных форм существующего и живущего.

Ещё античные авторы пытались провести различие между человеческой природой и «сущностью человека». Платон пришёл к убеждению о том, что человеческая природа включает в себя различные составляющие. Например, разделение государства на три класса соотносится с соответствующими началами человеческой души: разумной, эмоциональной, вожделеющей. По Платону не тело, а бессмертная душа выражает суть человека. Однако душа трёхчастна, поэтому сущность человека оказывалась проблематичной. На протяжении истории мышления природу человека часто отождествляли с его сущностью, которую сводили к разуму, предметной деятельности, бессознательному, свободе, созданию символов и т.д. Взаимоисключительность этих признаков не позволяет найти единую сущность человека без потери живого многообразия. Иначе говоря, установить целостность, не превратив человека в предмет, в некое препарированное одномерное существо.

Так, в середине XX века Э. Фромм раскрыл то, что сущность человека определяется через способ его существования, то есть экзистенциально. Понятие сущности человека выражает у Фромма то противоречие, которое присуще человеческому бытию. Человек одновременно представляет собой телесное и духовное существо. Например, он знает как о своей телесной организации, так и о том, что его ждёт смерть. Эта раздвоенность составляет суть экзистенциально противоречия. Человек — это единственное животное, для которого собственное существование является проблемой, и он должен её решить. Таким образом, сущность человека была определена Э. Фроммом через его противоречивую природу.

Жизнедеятельность, существование, экзистенция есть то, что называют природой человека.

Проблема природы человека раскрывается через вопросы:

1) о происхождении человека; 2) о его месте в системе живого;

3) о собственно человеческом бытии.

Отправной точкой понимания места человека в системе живого становится сравнение человека и животного. В человеке есть общее и с растениями, и с животными. Например, у него 396 признаков, общих с шимпанзе, но 312 свойств характеризуют исключительно человека. Для описания происхождения человека из природы и его исключительности среди высших человекообразных, используют схему: прямохождение—рука—мозг. Общность физиологических проявлений (примерно одинаковы пища, группы крови, продолжительность жизни, эмбриональный период), как и сходство психической организации (чувственно-эмоциональной сферы, памяти, любопытства, подражания) не делают людей одинаковыми с животными. Человек всегда нечто меньшее или нечто большее, чем животное, но никогда — животное. В биологическом отношении люди — нечто меньшее, чем животное. У человека отсутствуют своего рода инстинктивные фильтры, защищающие от опасностей внешней среды. Животное оснащено неким изначальным знанием-инстинктом, позволяющим однозначно определять — это пища; это опасность и, соответственно, действовать. Животное живёт в определённой части природной среды, как у себя дома. У человека нет исходного видового образца поведения, нет среды, и поэтому, он всюду бездомен. Именно биологическая неоснащённость выталкивает его из природы и заставляет создавать новый мир. Человек — больше, чем животное, так как он определён принципом духа. Дух и жизнь переплетаются между собой в человеке. В итоге возникает особое место — мир культуры — ценностная, предметно-символическая реальность. Мир культуры двойственен: с одной стороны, он сотворён

человеком, с другой, — творит его. Культура оказывается мерой человеческого в человеке.

С одной стороны, культура замыкает человека на себя, делает его «символическим существом». Его отношение к миру возможно только как опосредованное культурой: языком, схемами мышления и действия, системой норм и ценностей. Человек опредмечивает мир, осмысливает и определяет его, и далее создаёт в соответствии со своими потребностями и самим собой. Человек превращается в субъекта как носителя духовной и практической активности, направленной на объект. Природа, мир превращаются в объект, который существует независимо от человека, но становится средством удовлетворения его потребностей. Мир оказывается соразмерным человеку.