Смекни!
smekni.com

Взгляды Фридриха Ницше на общество и государство (стр. 3 из 4)

Произведения Ф. Ницше написаны в блестящей афористической литературной форме. В них то излагается «воля к власти» и «сверхчеловек», идеи «вечного возвращения» и «нигилизма». Нигилизму, думаю, нужно уделить в работе особое внимание.

Мировое значение Ницше как мыслителя определяется именно тем, что он первым среди европейских философов указал и поставил " роковые " вопросы нигилизма, выразив их в необычайно яркой поэтической форме. По убеждению Ницше, европейские культура и цивилизация уже стоят на краю бездонной пропасти, в затылок им дышат Небытие и Ничто; казавшийся незыблемым, как скала, фундамент (религиозный, нравственный, социальный, научный) Европы рассыпается в песок. Больной мыслитель объявляет в своих книгах тотальную войну (не на жизнь, а на смерть) вековой неправде. Увы, наивными выглядели попытки Ницше непосредственно повлиять на " большую " политику, изменить словом судьбы Германии и Европы. Он послал несколько своих книг, сопроводив их письмами, германскому императору и Бисмарку (Вильгельм промолчал, канцлер ответил вежливым письмом... и все...). Одинокий мыслитель продолжил свою одинокую войну за изменение мира... на бумаге...

Генезис своего нигилистического учения Ницше усматривал:

1) в «физиологическом вырождении», «испорченности» человечества;

2) в «гибели христианства от его морали»;

3) в «невозможности провести до конца толкование мира»;

4) в «упадке» науки и философии;

5) в «саморазложении», «антинаучности» современного естествознания;

6) в «ничтожестве» («неискренности» ) политического и экономического «образа мыслей», в «анархизме» и «национализме»;

7) в «абсолютной неоригинальности положения искусства в современном мире».

Ницше различает нигилизм «активный» («знак повышенной мощи духа») и «пассивный» (падение и регресс мощи духа, буддизм). Пассивный нигилизм, по мнению мыслителя, подталкивает людей к осознанию того, что нет, не существует никакой истины. Активный же нигилизм призывает познавать некую истину как вид воли к власти и как ценность особого ранга (подробнее об этом - ниже).

Суть нигилистического учения Ницше сводится к тому, что все происходящее происходившее и то, что произойдет в мироздании, на Земле, в истории, в человеческом обществе, в индивидуальной уме абсолютно бессмысленно, бесцельно, напрасно[16].

Уже в первых произведениях Ницше важную роль играет установка философа – «радикальный аристократизм, видящий в великих людях цель истории и связанный с ним дуализм господ и рабов». «Согласно этому мы должны понять, - писал Ницше, - установить как сурово звучащую истину, что рабство принадлежит к сущности культуры»[17].

«Воля к власти» - это не только определенное мировоззрение, названное ницшеанством; это не только в определенном смысле оригинальная идеалистическая гносеология; это и критерий значимости явлений общественной жизни. Именно в этой последней роли она выступает в ницшеанской концепции познания, истории, нравственности, трактовки судеб человечества. «Что хорошо? - Все, что повышает чувство воли, волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? - Все, что происходит из слабости». Мораль подрывает волю к власти, проповедуя любовь к ближнему, следовательно, ее следует отбросить. Воля к власти - основа права сильного. Демократия, «масса», «слишком многие» составляют оппозицию ей. «Право сильного» - основа власти мужчины над женщиной, «женское» принижает волю к власти, а потому всякое стремление к равенству прав полов есть признак упадка. Эти ходы мыслей неоднократно повторяются у Ницше, резюмируясь, в конечном счете, в понятия «переоценки ценностей» и «сверхчеловека»[18]. Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику мо­рали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предпо­лагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». Для Ницше как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и целостный поток бытия. Характеризуя жизнь как «спе­цифическую волю к аккумуляции силы», Ницше утверждает: жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти»[19].

Общим местом работ о Ницше, созданных в течение целого столетия, стали разоблачение, опровержение, уничтожающая критика учения о сверхчеловеке. Суть подобных суждений сводится к тому, что сверхчеловек произвольно объявляется неким средостением между человеком и зверем, регрессивно отбрасывающим человечество к дочеловеческому (звериному, антигуманному) состоянию. Исследователи забывают (не принимают во внимание) то, что у Ницше исключительно много словесной игры, осознанных намерений провоцировать читателя противоположными по смыслу, но одномоментными афоризмами, сознательно вводить его в обман. Ядро смысла ницшевских высказываний тщательно камуфлируется, скрывается, прячется в ворохе мишурных (площадных зачастую) вербальных изысков и словесных уловок.

Вывод.

Фридрих Ницше являлся одним из самых ярких представителей иррационализма в своем времени. Иррационализм предполагает понимание мира по средствам веры, инстинктов, чувств. В данном случае это напрпавление в философии является своеобразной интеллектуальной реакцией на тот самый кризис и попытка преодолеть его.


Глава 4. Взгляды Фридриха Ницше на общество и государство

В заключительной главе моего исследования по данной теме хочу описать отношение Ф. Ницше к государству и обществу.

Очень интересна оценка, которую мыслитель устами своего Заратустры, даёт феномену государства: «Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжёт оно; и эта ложь ползёт из уст его: «Я, государство, есмь народ»»[20]. Государство для Ницше – даже не столько Абсолютное Зло, сколько подмена понятий. Прежде всего, подмена общности людей через глубинные пласты культуры, подмена собой нации – кровного родства и единства. «Туда, где кончается государство, – туда смотрите, братья мои! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку?».

Философ критикует современное ему буржуазное общество, философ рассматривает и частные проявления «мещанства». В главе книги под названием «О базарных мухах» он пишет: «Где кончается уединение, там начинается базар; и где начинается базар, начинается и шум великих комедиантов, и жужжанье ядовитых мух». Кого Ницше имеет в виду под «ядовитыми мухами» можно понимать по-разному. Возможно, что говоря о «базаре» он выражает своё негативное отношение к экономической основе нынешней европейской цивилизации («рыночная экономика»), безусловно, определяющей и сознание наших современников. Может быть, «скоморохами» и «комедиантами» он нарекает публичных политиков – ибо понятно, что их стезя – лицемерие, а реальная власть в государстве – не за ними. Более того, многие фразы в книге похожи на завуалированную критику «представительной демократии», в том числе критику тех, кто участвует в ней как избиратель: «Я не люблю ваших празднеств; слишком много лицедеев находил я там, и даже зрители вели себя часто как лицедеи». Это подтверждает и следующая цитата: «Среди народов жил я, иноязычный, заткнув уши, чтобы их язык барышничества и их торговля из-за власти оставались мне чуждыми»[21].

В этом же контексте необходимо сказать о критике Фридрихом Ницше «маленьких людей»: «Повсюду вижу я низкие ворота: кто подобен мне, может ещё пройти в них, но – он должен нагнуться!» – он имеет в виду явно не высокий рост Заратустры, а лишний раз намекает на грядущего Сверхчеловека. Так же и в строках: «А эти комнаты и каморки: могут ли люди выходить из них и входить туда?»

Ему отвратителен мирок буржуа: «Я хожу среди этих людей и дивлюсь: они измельчали и всё ещё мельчают – и делает это их учение о счастье и добродетели». Философ ненавидит бюрократический принцип правления государством, когда даже Президент государства говорит: «Я – лишь чиновник, и только!». Вместо мира индивидов чиновничье государство фабрикует мир винтиков: ««Я служу, ты служишь, мы служим» – так молится здесь лицемерие господствующих, – но горе! если первый господин есть только первый слуга!» «Маленькие люди» Ницше – это современные обыватели, мещанство: «Ибо теперь маленькие люди стали господами: они все проповедуют покорность, скромность, благоразумие, старание.

Философ считает, что толпа, захватившая власть, неизменно породит тирана, отсюда тирания – естественное следствие всякой плебейской демократии. Аристократия же – власть лучших, сонмом могущих управлять государством – залог здоровья и успеха любого государства и любого общества. Хотя современное дворянство, по мнению Ницше, выродилось. «Поэтому, о братья мои, нужна новая знать, противница всего, что есть всякая толпа и всякий деспотизм, знать, которая на новых скрижалях снова напишет слово «благородный»[22].

Вывод:

В заключительной главе описываются специфические взгляды мыслителя на государство и общество. Ницше представляет государство в виде холодного чудовища, от которого нужно бежать. Самой приемлемой формой правления мыслитель считает аристократию, крайне против демократии, так как власть и свобода многих порождает тирана, но и настоящие аристократы, по его мнению, уже изжили себя.