Смекни!
smekni.com

Вексель как один из способов прекращения денежного обязательства (стр. 1 из 4)

Реферат

Вексель как один из способов прекращения денежного обязательства


Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму в конкретном месте. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи — индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен. Это существенно отличает вексель от передачи прав требования по цессии. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне с векселедателем.

В векселе, который подлежит оплате по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, можно оговорить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом векселе не допускается начисление процентов. Процентная ставка должна быть указана в векселе. Проценты начисляются со дня составления векселя или с указанной даты.

Одним из возможных способов использования векселя в коммерческом обороте, наряду с применением его в качестве средства кредита (финансовые векселя) и обеспечения исполнения обязательств (обеспечительные векселя), является возможность использования векселя при расчетах по сделкам. При этом, как показывает практика, применение векселя именно в качестве средства расчета и одновременно способа коммерческого кредитования в большинстве случаев обусловливает появление векселя в обороте. Тем не менее несмотря на достаточно широкую практику применения, на сегодняшний день в юридической литературе отсутствует единое мнение о характере правоотношений, складывающихся при использовании векселя в качестве средства расчета по сделкам, и в частности по вопросу о судьбе обязательства из основной сделки, в тех случаях, когда на основании соглашения сторон долг, возникший из указанной сделки, заменяется вексельным обязательством. Предметом исследования в настоящей статье является рассмотрение вопроса о юридической природе замены обязательства уплатить определенную денежную сумму вексельным обязательством.

Как справедливо отмечает П.Ю. Дробышев, "наиболее значительной проблемой при обсуждении расчетной функции векселя является проблема определения юридического значения самого факта выдачи векселя в расчет по обязательству из основной сделки"1. Высказанные по данному вопросу в юридической литературе точки зрения можно разделить на две группы в зависимости от того, признают ли авторы выдачу векселя действием, прекращающим основное обязательство, или же допускают параллельное существование наряду с вексельным обязательством также и обязательства, возникшего из основной сделки. К первой группе относятся позиции авторов, квалифицирующих выдачу векселя в рассматриваемой ситуации в качестве новации обязательства или же замены исполнения; ко второй - точки зрения, предполагающие возможность выдачи векселя "для получения платежа, а не взамен платежа"5.

Наиболее соответствующей юридической природе складывающихся в рассматриваемой ситуации правоотношений представляется их квалификация в качестве новации обязательства из основной сделки на вексельное обязательство6. При этом под новацией в соответствии со ст. 414 ГК РФ понимается прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения. В данном случае имеет место новация по способу исполнения обязательства7. Первоначальное обязательство прекращается установлением между сторонами нового вексельного обязательства; таким образом, правопрекращающим юридическим фактом является факт выдачи и принятия векселя8. Соответственно, по наступлении срока платежа кредитор вправе предъявить вексель к оплате, но не вправе требовать уплаты той задолженности, которая была переоформлена выдачей векселя. Предыдущая задолженность с момента выдачи векселя не существует9.

В подтверждение указанной точки зрения, в частности, свидетельствуют ст. 815 и 818 ГК РФ. Статья 815 ГК РФ, расположенная в § 1 главы 42 "Заем и кредит", содержит указание на возможность применения к вексельным правоотношениям норм ГК РФ о займе, поскольку они не противоречат закону о переводном и простом векселе. Следовательно, указанная статья рассматривает вексельное обязательство как один из видов заемного обязательства. В соответствии со ст. 818 ГК РФ замена долга, возникшего из купли-продажи, аренды имущества или иного основания, заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации.

О возможности замены в порядке, предусмотренном ст. 414 ГК РФ, обязательства по кредитному договору вексельным обязательством, осуществляемой в результате выдачи заемщиком банку собственного векселя, указывается также в письме Центрального Банка РФ № 34-3-4-3/1083 от 15 июня 1996 г.10

Особенностью имеющей место в рассматриваемой ситуации новации следует признать то, что правило о недействительности нового (вексельного) обязательства в случае недействительности первоначального обязательства будет действовать при условии добросовестности последующих векселедержателей только в отношениях между первоначальными сторонами по векселю, что обусловливается присущим векселю свойством публичной достоверности, исключающим возможность выдвижения против последующих добросовестных векселедержателей возражений, основанных на отношениях, не получивших выражения в тексте бумаги.11 Также недействительность самого соглашения о новации не повлечет недействительности векселя, если он передан третьему лицу. В частности, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) № 6006/97 от 3 февраля 1998 г.,12 несмотря на признание недействительным соглашения о новации, в соответствии с которым в погашение обязательств по кредитному договору и гарантии был выдан вексель, сам вексель, переданный по индоссаменту третьему лицу, был признан действительным. При недействительности же вексельного обязательства новацию следует признать несостоявшейся, а следовательно, между сторонами сохраняется обязательство из основной сделки.

Исключением из правила о прекращении основного обязательства новацией на вексельное являются случаи выдачи обеспечительного векселя13.

Следует согласиться с П. Ю. Дробышевым в том, что в случае выдачи векселя со специальной целью обеспечения исполнения должником своего обязательства по основной сделке и установления таким образом между сторонами особых фидуциарных отношений такая выдача векселя не влечет прекращения основного обязательства14.

Другой представленной в литературе точкой зрения на юридическую природу замены обязательства уплатить определенную денежную сумму вексельным обязательством является рассмотрение указанной сделки в качестве замены исполнения15. По мнению разделяющей указанную точку зрения И. Рукавишниковой, при использовании векселя в качестве средства расчета по сделкам "вексель, выданный и соответственно принятый в оплату товара, работы, услуги, погашает требование поставщика (продавца) к покупателю, вытекающее из обязательства оплатить возмездное отчуждение имущественных или неимущественных благ. Вместо данного требования векселедержатель вправе обратить взыскание к векселедателю или любому обязанному по данной ценной бумаге лицу на основе существующего вексельного обязательства". То есть "обязательство, возникшее из договора поставки, прекращается и одновременно с этим возникает новое обязательство, вытекающее из юридической природы векселя"16. В то же время И. Рукавишникова указывает, что "абстрактный характер вексельного обязательства не позволяет отождествлять выдачу векселя в обмен на предоставление имущественных (неимущественных) благ с процедурой новации". По ее мнению, такое отождествление невозможно в силу того, что новация предполагает наличие старого обязательства, которое заменяется новым, а также действительность старого обязательства17.

Следует отметить, что, как указывает Г. Дернбург, "между novatio и datio in solutum (заменой исполнения. - Н. К.) замечается та общая черта, что в обоих случаях дело идет о погашении обязательства, с согласия верителя, посредством эквивалентов. Но datio in solutum, по своему назначению, окончательно уничтожает обязательственное отношение, новация же имеет в виду продолжение его, только в иной форме"18. Замена исполнения освобождает должника от обязательства так, как если бы должник исполнил то действие, которое составляет содержание обязательства; при новации же должник освобождается от старого обязательства тем, что взамен принимает новое19. Практическим последствием указанного различия является существующая при новации возможность выдвигать по новому обязательству возражения, основанные на недействительности предшествующего обязательства.

Очевидно, И. Рукавишникова исходит из признания вексельной абстрактности материальной (абсолютной) и не допускает возможности выдвижения возражений, основанных на сделке, повлекшей выдачу векселя20. На наш взгляд, абстрактность векселя является процессуальной (относительной) и выражается в переложении бремени доказывания с кредитора на должника, а отнюдь не в недопущении вексельных возражений21. Такой же подход к понимаю свойства абстрактности вексельного обязательства нашел отражение и в существующей судебной практике22. Соответственно, довод о наличии противоречия между абстрактным характером вексельного обязательства и возможностью новации долгового обязательства на вексельное не представляется обоснованным.