Смекни!
smekni.com

Образование, свойства и добыча алмазов (стр. 6 из 11)


2. Ресурсы и добыча алмазов.

2.1. Из истории открытия алмазных месторождений.

История находок алмазных месторождений очерчивает небольшие территории, расположенные в пределах древних докембрийских платформ. Своими алмазными месторождениями в разные годы были известны Индия (Голконда), Южная Африка, Бразилия, Австралия, Якутия и север европейской части России.

Когда именно начали добывать алмазы в Голконде – точно неизвестно. Первая в истории алмазная лихорадка имела колоссальные масштабы, правда, находилась под жёстким контролем местных правителей. К XVI в. индийские месторождения, разрабатываемые около 2 тыс. лет, истощились. В Индии были найдены крупные алмазы, получившие мировую известность – «Шах», «Кохинур», «Регент», «Орлов», «Дерианур», «Санси», «Хоуп», «Флорентиец», «Зелёный Дрезденский» [14, 29].

Второй после Индии страной, где были открыты месторождения алмазов, стала в XVIII в. Бразилия, находившаяся тогда под властью португальских колонизаторов. В местах находок первых камней велась активная разведка, а в 1730 г. богатый алмазоносный район Серру-ду-Фриу был объявлен собственностью португальской королевы. По соседству старатели основали поселение, в дальнейшем известное как Диамантино (Алмазное). За пользование алмазоносной землёй была введена высокая арендная плата, добыча камней облагалась налогом. В 1772 г. все бразильские месторождения объявили государственными. В 1822 г., когда страна обрела независимость, алмазные копи и рудники отдали в руки частных владельцев [29].

Открытие бразильских месторождений развенчало миф об уникальности индийских алмазов и побудило учёных заняться геологическими поисками в других странах. Например, известный естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт в 1829 г. предпринял путешествие по Уралу и Алтаю. Он был уверен, что сумеет найти в России алмазы, так как, по его мнению, золото- и платиноносные россыпи Урала имели большое геологическое сходство с бразильскими. Хотя ему не удалось осуществить свои планы, 3 алмаза на Урале всё же были найдены в том же году. В следующем году на Урале обнаружили ещё 26 камней, которые вместе весили всего чуть более 14 каратов. Однако открытие крупных уральских месторождений алмазов так и не состоялось.

Как ни старались учёные умы предсказать возможные места залегания алмазов, новые крупные месторождения открывались всё так же случайно. Не стала исключением и Южная Африка. В 1867 г. некто Джон О'Релли, торговец и охотник, во время очередного путешествия обнаружил алмаз весом в 22,5 карата. Вскоре было открыто самое богатое алмазами место на Земле – в долине р. Оранжевой. Затем был обнаружен знаменитый алмаз «Звезда Южной Африки» весом 83,5 карата, по чистоте и блеску не уступавшая индийским камням. Находки следовали одна за другой.

В 1869 г. партии старателей отправились по унылым степям к р. Вааль, впадающей в Оранжевую. Алмазы находили среди гальки, выброшенной волнами на берег. Вскоре на открытой равнине, находящейся на значительном расстоянии от реки, были открыты кимберлитовые алмазоносные трубки – основной коренной источник алмазов на Земле. Своё название они получили за характерную форму и по наименованию одной из копей в местечке Кимберли. Название другой копи – «Олд-де-Бирс» – тоже стало знаменитым: сейчас имя «Де Бирс» носит международная корпорация, контролирующая практически всю мировую добычу алмазов [13]. Но в 60-70-х гг. XIX в. монополии ещё не существовало, и строго соблюдались английские колониальные законы и права, одним из которых было право частной собственности. Независимые старатели столбили участки или перекупали их, внося правительству ничтожную арендную плату (2,5 доллара в месяц за участок) [29, 47].

В те времена рабочая шахта напоминала большой колодец, стенки которого, как паутиной, были опутаны бесчисленными белыми нитями – отполированными от постоянного использования железными тросами. По ним со дна копи поднимали наверх вёдра с глиной. После её разборки или промывки добытые алмазы тут же сбывали скупщикам. По мере углубления шахт, особенно когда они превышали 25-метровую отметку, часто случались затопления и обвалы, что сильно усложняло дальнейшую работу. А некоторые участки на несколько месяцев становились вообще недоступными.

Общий доход с приисков был колоссальным, и это пробудило интерес в финансовых кругах. Наступало время крупных объединений. В 1880 г. два британца, Сесил Роде и Чарлз Радд, скупили участки старателей вблизи фермы Де Бирс и основали компанию «DeBeersMiningCompany» (Горнорудная компания «Де Бирс»). К 1888 г. основные алмазные копи Южной Африки, дававшие 90% мировой добычи, были скуплены Родсом на деньги финансового дома Ротшильдов и объединены. В 1929 г. директором «Де Бирс» стал энергичный предприниматель Эрнст Оппенгеймер. Ему удалось упрочить положение «Де Бирс» как алмазной монополии и стать настоящим «алмазным королём» От него компания перешла к сыновьям, а затем и к внукам. «Де Бирс» всегда была первой там, где открывались новые богатые месторождения алмазов, под чьим бы экономическим и юридическим контролем они ни находились [13].

Поиски новых месторождений алмазов в XX в. проводили профессиональные геологи. В 1949 г. были открыты промышленные россыпи алмазов, а в 1954 г. – первая алмазоносная кимберлитовая трубка «Зарница» в Якутии [1, 44, 63]. «Де Бирс» начала контролировать якутские месторождения с 1959 г., когда заключила с советским правительством первое соглашение о поставке алмазов. Якутские кимберлитовые трубки отличаются весьма высоким содержанием алмазов в руде и большой долей ювелирных (высококачественных) кристаллов. Благодаря им Россия занимает одно из ведущих мест в мировой добыче алмазов [18, 27].

На основе геологического прогноза в 1978 г. в Австралии на базе открытых в XIX в. алмазных россыпей были обнаружены богатые коренные месторождения – алмазосодержащие лампроитовые трубки. Эта находка имела огромное значение для экономики страны [29].

В истории поисков, открытия и разработки месторождений алмазов в России можно выделить два основных периода. Первый охватывает весь XIX и начало XX в. В то время старатели искали преимущественно алмазоносные россыпи и полагались при этом не на научные знания, а на собственный опыт или просто на удачу [1]. (В Индии, Бразилии и в других регионах самые ранние находки алмазов также связаны с россыпями.)

Первый алмаз на территории России был обнаружен 5 июля 1829 г. на золотых приисках, расположенных вблизи Бизертского завода в Пермской области. Однако планомерные поиски этого драгоценного камня в нашей стране начались только в 1937 г. К сожалению, итогом широкомасштабных работ, проведённых на Среднем Урале, стало открытие лишь небольших, очень бедных алмазоносных россыпей. Поиски пришлось прекратить.

Второй этап начался в первой половине XX в., и в основе его лежал совершенно иной подход – научный прогноз. Использование нового метода принесло блестящие результаты: в 1954-1955 гг. была открыта одна из крупнейших в мире Якутская алмазоносная провинция, а спустя 20 лет – Архангельская провинция, масштабы которой, возможно, превзойдут в будущем все известные в мире алмазоносные территории [2, 11, 16].

В 40-е гг. перед геологической службой страны стояла задача найти богатые месторождения алмазов. В те годы в Советском Союзе ещё не были известны коренные месторождения алмазов, учёные провели сравнительный анализ геологических особенностей алмазоносных районов Южной Африки с близкими по строению областями СССР.

Геологи установили, что наибольшее сходство с Южной Африкой имеет территория Сибирской платформы между реками Енисеем и Леной. Тогда же на севере этого района были обнаружены горные породы, которые по составу и строению очень напоминают алмазоносные кимберлиты Южной Африки. Прежде в юго-западной части Сибирской платформы, на территории Енисейского кряжа, случались единичные находки алмазов, например в бассейне р. Большой Пит в 1898 г. Однако обнаружить здесь алмазы вторично удалось только в 1937 г. Всё свидетельствовало о том, что более перспективными могут оказаться районы, расположенные севернее и северо-восточнее Енисейского кряжа.

В послевоенные годы в Сибирь была направлена Тунгусская геолого-разведочная алмазная экспедиция. Отряды геологов работали в бассейне р. Тунгуски, и весной 1948 г. они нашли первый сибирский алмаз. Эта находка подтверждала прогноз учёных о хороших перспективах Сибирской платформы для поисков алмазов. Но богатых россыпей и коренных месторождений открыть не удалось. Тогда в район поисков решили включить центральную часть Сибирской платформы и главное внимание уделить бассейну р. Вилюй, не прекращая, однако, работ на Тунгуске.

7 августа 1949 г. геологи поисковой партии Файнштейна в среднем течении р. Вилюй на широких песчано-галечных косах обнаружили первый кристалл, а к осени их число достигло 25. Это была неслыханная удача! Ведь нигде на территории России не находили сразу столько алмазов, и к тому же за один полевой сезон. Для скорейшего открытия месторождения центр геологических работ перенесли с Тунгуски на Вилюй. В 1950 г. в эти места была направлена специальная поисковая Амакинская экспедиция. Уже в сезоны 1950-1951 гг. партия Белова обнаружила несколько россыпей алмазов, и все они находились в среднем течении р. Мархи [1, 29].

Так как коренных месторождений алмазов на севере и в центральной части Сибирской платформы найти не удавалось, была высказана следующая гипотеза: коренные источники алмазов находятся южнее и, возможно, располагаются в пределах Патомского нагорья. Эта гипотеза отрицала саму возможность существования коренных месторождений алмазов в центральной и северной частях Сибирской платформы.

Но геологические изыскания на Сибирской платформе не прекращались. И наконец, в верховьях притоков Вилюя и Оленёка были обнаружены алмазы. Благодаря этим находкам стало ясно, что искать источники россыпных сибирских алмазов следует не на Патомском нагорье, а в пределах Оленёкско-Вилюйского междуречья.