Смекни!
smekni.com

Международная миграция рабочей силы (стр. 1 из 3)

1. Причины международной миграции рабочей силы.

2. Волны международной миграции и ее основные особенно­сти.

3. Современные центры притяжения рабочей силы.

4. Россия и международный рынок труда.

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX ве­ка. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной главе в основном будет уделено внимание пробле­мам международной трудовой миграции, международному рын­ку рабочей силы. Международный рынок рабочей силы охва­тывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересе­кающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, ка­питала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международ­ную трудовую миграцию.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К при­чинам неэкономического типа относятся: политические, нацио­нальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая си­ла перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях зара­ботной платы.

Существенным экономическим фактором, определяющим ми­грацию рабочей силы, является наличие органической безрабо­тицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важ­ным фактором международной трудовой миграции является вы­воз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению ра­бочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способ­ствует существенному развитию международной трудовой ми­грации.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в мень­шей степени, служащие.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

В середине XIX века было отмечено самое значительное явле­ние в истории современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода».

Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с па­дением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко за­медлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы ста­ли аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, ко­нечно, благоприятные условия для широкого развития собствен­ного дела, повышения уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в ми-

грации рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки бе­женцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунисти­ческого восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после победы «северян» над «южанами», а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабо­чей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае — чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 долл. в час.

Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носит в основном переселенче­ский характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после 2-й мировой войны, в особенности с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, основанные на временной основе, не сопровождае­мые натурализацией в стране-работодателе, становятся опреде­ляющими. Использование иностранной рабочей силы в настоя­щее время становится важным элементом нормального функци­онирования мирового хозяйства.

Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы:

1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);

5) миграция научных работников, квалифицированных спе­циалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая си­ла из развивающихся стран означает обеспечение ряда отра­слей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строитель­стве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют по­ловину всех шахтеров, в Швейцарии — 40% строительных рабо­чих.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степе­ни с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Одна­ко и для промышленно развитых стран характерно такое явле­ние как «утечка умов». Например, из Европы в США.

Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран ЕС. В ЕС принята «Хартия основных со­циальных прав рабочих ЕЭС» (подписана 9 декабря 1989 г.).

В разделе I «Хартии» записано: 1) «Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Со­общества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловлен­ным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем»; 2) «свобода перемещения должна давать право ка­ждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустрой­ства, условий труда и социальной защиты в принимающей стра­не».

В «Хартии» декларируется, что строительство единого эко­номического пространства подкрепляется его социальным обес­печением.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов

свободы перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры, инженеры могут концентри­роваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные работники окажутся менее мобильными.

Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать его демпинг. Так, португальские предприятия отправляют сво­их рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов

Изучение модели миграции рабочей силы в рамках ЕС весь­ма полезно для учета особенностей становления в перспективе рынка трудовых ресурсов СНГ.

В последние годы растет миграция рабочей силы между раз­вивающимися странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских эми­ратов, странами—членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами — с другой. Так, например, в после­военные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабо­чей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Синга­пур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах-импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась не­хватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Существует миграция рабочей силы из промышленно разви­тых в развивающиеся страны. В основном — это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать себя и т. п.).

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьет­нама, Северной Кореи. С возникновением Российского государ­ства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоя­щее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специа­листов, существует «опасность колонизации» российского Даль­него Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве ра­ботают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46 процентов московских строителей, 34 процента работников столичного транспорта.