Смекни!
smekni.com

Наука и рынок (стр. 4 из 4)

Впрочем, надо отдать должное и нашим власть имущим: они тоже поддерживают науку, но не ту, которая необходима основной части общества, а ту, в которой заинтересованы сами. Бизнес-элите нужны маркетинговые исследования - для того, чтобы торговать, политической элите - регулярный мониторинг общественного мнения и интеллектуальное обеспечение избирательных компаний - для того, чтобы править. В результате на фоне остановленных синхрофазотронов и опустевших институтов естественнонаучного профиля наблюдается интересное явление, в возможность которого еще 20 лет назад, когда естествознание считалось "настоящей" наукой, а общественные науки - их не слишком полезным придатком, было бы трудно поверить:

процветание таких дисциплин, как социология, психология и политология. За последнее десятилетие в нашей стране возникло более 100(!) новых социологических центров, из которых свыше 90 занимаются опросами общественного мнения, количество лиц, именующих себя политологами, перевалило за 50 тыс., а психологи уверенно обосновались при всех известных политиках, во всех крупных банках и коммерческих структурах.

Большинство ученых, обслуживающих власть имущих, работают в "независимых" (от государственной науки, но не от государственного финансирования) исследовательских центрах или принадлежат к "придворной" науке, существующей в виде таких структур, как Аналитическая служба при Президенте, Аналитический центр госслужбы РФ и др. Ученых подобного типа американский специалист по политической науке X. Дженкинс-Смит назвал "адвокатами клиента" [18], а его британский коллега Дж. Раветц обозначил как "антрепренерство" [19]. Основные атрибуты антрепренерской науки — готовность браться за любые задачи, быстро проводимые и плохо подготовленные исследования, искажение результатов в угоду клиенту. Образец подобного поведения - социолог, который в ответ на предложение провести социологическое исследование спросил заказчика: "А как вам подсчитать результаты -в чью пользу?". Де Голль сказал однажды, что "политику нет нужды обладать умом Спинозы, его ум - это его консультанты и аналитики".

Антрепренерская наука успешно оттеснила ученых, работающих в наших традиционных НИИ, и от основных источников финансирования, и от влияния на власть. Так, например, за последние пять лет институты РАН направили во властные структуры 2 тыс. всевозможных докладов и аналитических записок [20, с. 195-235]. Однако "большая часть этих документов ложится под сукно" [20, с. 227] в отличие от рекомендаций антрепренеров. Неудивительно, что власть, опираясь на антрепренерскую науку, успела совершить все мыслимые и немыслимые ошибки.

Но даже в этих незавидных условиях ученые многое могут сделать и для себя, и для спасения отечественной науки, и для нашей страны. Любые социальные изменения начинаются с того, что именно ученые вырабатывают новые идеи, вносят их в массовое сознание, где они прорастают и начинают восприниматься как самоочевидные, вынуждающие власть совершать соответствующие действия. Сейчас они могут и должны внести в российское массрвое сознание идею цивилизованного рынка, основанного на наукоемком производстве, а не на монетаризме и легализации теневой экономики, — "рынка по Веберу, а не по Гайдару", являющегося альтернативой как

советскому социализму, так и бандитскому варианту капитализма, из которых, говоря словами одного из наших великих вождей, "оба хуже". Для этого необходимы не только развитие этой идеи, ее оформление в соответствующую идеологию, но и организационное сплочение ученых, выработка у них "профсоюзного сознания", очень развитого у представителей других профессиональных групп и начисто отсутствующего у нашей научной интеллигенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопросы философии. 1998. №1.

2. Мирский Э.М. Управление и самоуправление в научно-технической сфере // Социологические исследования. 1995. № 7. С. 3-17.

3. Цапенко И.П., Юревич А.В. Наука "убывающая" // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 2. С. 37-44,

4. Юревич А.В., Цапенко И.П. Мифы о науке // Вопросы философии. 1996. № 9. С. 59-68.

5. Аргументы и факты. 1997. Июнь. № 30. С. 8.

6. Известия. 1994. 2 ноября.

7. The Nature of Creativity: Contemporary Psychological Perspevtives. Cambridge, 1988.

8. Кефели И.Ф. Наука до и после ИТР // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып. XI. СПб., 1997. С. 19-24.

9. Шкода В.В. Чему открыто открытое общество? М., 1997.

10. Mirskaya E.Z. Russian Academic Science Today: Its Societal Standing and the Situation within Scientific Community // Social Studies of Science. 1995. Vol. 25. P. 705-725.

11. Полаш М. Личностное знание. М., 1985.