Смекни!
smekni.com

Инвестиции в ассоциированные компании (стр. 1 из 3)

С.Б. Тинкельман, ЗАО Аудиторско-консультационная группа “Развитие бизнес-систем”, заместитель директора департамента по работе с кредитными организациями и финансовыми институтами

МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации» нельзя назвать объемным и трудным для понимания, но все-таки есть в нем некоторые тонкости, на которые мы и постараемся обратить ваше внимание в нашей статье.

Ассоциированной признается компания, на деятельность которой банк оказывает существенное влияние, но которая не является ни дочерней организацией, ни долей участия в совместной деятельности.

Наличие существенного влияния признается, если у банка есть возможность участия в принятии решений по финансовой или операционной политике компании при отсутствии возможности контролировать такую политику (единолично или совместно). Данное положение обеспечивается наличием у банка (прямо или косвенно) не менее 20% голосов, но не более 50%. Кроме того, признаками наличия значительного влияния со стороны банка являются:

представительство банка в совете директоров или аналогичном органе управления компании;

участие банка в процессе выработки финансовой и хозяйственной политики, включая участие в принятии решений, касающихся дивидендов или других распределений;

проведение крупных операций (сделок) между банком и объектом инвестиций;

обмен управленческим персоналом;

предоставление важной технической информации.

Принадлежность контрольного пакета компании, являющейся объектом инвестиции банка, другому инвестору не исключает существенного влияния.

Наличие и воздействие потенциальных прав голоса (подписных сертификатов, опционов на приобретение акций, долговых или долевых инструментов, конвертируемых в обыкновенные акции, или других аналогичных инструментов), которые на текущий момент могут быть реализованы или конвертированы, принимаются в расчет при оценке наличия у банка значительного влияния. Потенциальные права голоса не являются реализуемыми или конвертируемыми на текущий момент, если они не могут быть реализованы или конвертированы до наступления определенной будущей даты или будущего события.

При оценке того, способствуют ли потенциальные права голоса значительному влиянию, необходимо учитывать все факты и обстоятельства (включая условия реализации потенциальных прав голоса и любых других договорных соглашений, как в отдельности, так и в сочетании друг с другом), влияющие на потенциальные права, кроме намерений руководства и финансовых возможностей исполнения или конвертирования этих прав.

В российской практике определение «существенного влияния» весьма размыто. Определение «существенного влияния» регламентируется Положением Банка России от 30.07.2002 № 191-П «О консолидированной отчетности», где под существенным влиянием понимается возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской/консолидированной группы, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Следует отметить, что понятие существенного влияния в российском законодательстве сводится прежде всего к участию в уставном капитале и возможности определять состав коллегиального исполнительного органа зависимого юридического лица, другими словами, учитываются в первую очередь юридические признаки влияния. Подход международных стандартов к данному понятию гораздо шире, в них рассматривается еще и экономическая сторона вопроса, например, проведение крупных операций (сделок) между банком и объектом инвестиций или обмен управленческим персоналом. В последнее время практика признания юридических лиц связанными или зависимыми организациями учитывает в числе прочего и экономическую связь, однако это носит скорее рекомендательный, а не обязательный характер. По нашему мнению, в российское законодательство необходимо внести соответствующие изменения, дабы окончательно узаконить экономическую взаимосвязь юридических лиц. На практике юридическая связь может не существовать или быть завуалированной через большое количество подставных учредителей, однако экономическая связь двух юридических лиц обычно более чем очевидна, следовательно, существенное влияние будет налицо.

Гражданским кодексом РФ (часть первая) определены критерии отнесения обществ к зависимым или дочерним хозяйственным обществам (статьи 105, 106). Так вот, зависимыми обществами признаются общества при условии участия одного из них в уставном капитале другого более чем на 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Любопытно, что в случае участия одного общества в уставном капитале другого хозяйственного лица ровно на 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью данные общества в соответствии с российским законодательством зависимыми признаны не будут.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Что касается преобладающего участия, то здесь подразумевается обладание контрольным пакетом акций (количества долей) другого хозяйственного общества (51% и более).

Что касается величины участия одного юридического лица в уставном капитале другого с целью признания зависимого или дочернего хозяйственного общества, то здесь требования международных стандартов и российского законодательства очень схожи. В значительной степени данные нормы продиктованы международной практикой.

Принципиальным отличием требований международных стандартов в данном вопросе является рассмотрение так называемых потенциальных прав. Само по себе понятие «потенциальные права» в российской практике отсутствует и при анализе связей между юридическими лицами во внимание не принимается. Отсутствие проработанной законодательной базы и применения на практике потенциальных прав во многом объясняется неразвитостью рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

Инвестиции в ассоциированные компании учитываются по методу долевого участия. В предыдущей редакции IAS 28 была предусмотрена возможность применения двух методов оценки: метода долевого участия или по себестоимости.

Финансовая отчетность банка, включающая данные ассоциированной организации, будет составляться на основе применения единой учетной политики для схожих операций и событий, произошедших в аналогичных условиях. В случае применения различных учетных политик банк вводит необходимые корректировки, обеспечивающие соответствие учетных принципов. Данное требование стандартов, безусловно, логично, ввиду того что при различных учетных политиках по МСФО одни и те же статьи будут несопоставимы между собой.

При включении в финансовую отчетность банка инвестиций в ассоциированную организацию методом долевого участия используется индивидуальная отчетность ассоциированной организации, составленная на ту же самую отчетную дату, что и отчетность банка. Если даты составления отчетности не совпадают, используется дополнительная финансовая отчетность ассоциированной организации, составленная на ту же дату, что и отчетность банка, если это практически осуществимо. В любом случае, отчетные даты ассоциированной организации и банка не должны отстоять друг от друга более чем на три месяца. Продолжительность отчетных периодов и любая разница между отчетными датами должны быть одинаковыми из периода в период.

Пример 1

Кредитная организация имеет вложение в уставный капитал ассоциированной компании (доля участия составляет 42,6%). При составлении финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО была определена стоимость осуществленных банком инвестиций по методу долевого участия. Для этого на основании отчетности за тот же отчетный период была рассчитана сумма «чистых активов» ассоциированной организации, например, 100 тыс. руб. Справедливая стоимость осуществленных банком вложений будет составлять долю участия банка в «чистых активах» организации, то есть 42,6% ґ 100 000 = 42 600 руб. Данная разница должна увеличить балансовую стоимость инвестиций банка, отразив тем самым справедливую стоимость вложений в ассоциированные организации.

Первоначально инвестиции признаются по себестоимости (фактическим затратам на приобретение) с последующей корректировкой их балансовой стоимости в период владения на признанную долю банка в прибыли или убытке ассоциированной компании после даты приобретения. В частности:

доля прибыли или убытка от объекта инвестиций признается в прибыли или убытке банка;

полученный от объекта инвестиций доход уменьшает балансовую стоимость инвестиций.

Корректировка балансовой стоимости также осуществляется для отражения изменения доли участия банка в объекте инвестирования, возникающего в результате изменения собственного капитала и не признаваемого в отчете о прибыли и убытках (доля банка в изменении фондов после приобретения относится на фонды). Такими изменениями признаются:

результаты переоценки основных средств;

курсовые разницы, возникающие при пересчете отчетности в иностранную валюту.

Доля банка в изменениях этих показателей признается непосредственно в его капитале.

При наличии потенциальных прав голоса доля банка в прибыли или убытке и изменениях в собственном капитале ассоциированной организации определяется на основании текущих долей владения и не отражает возможное исполнение или конвертирование потенциальных прав голоса.