Смекни!
smekni.com

История масонства (стр. 11 из 15)

Остаётся сказать ещё несколько слов о судьбе Елагинских лож, которые, прекратив свои работы в 1784 году, в скором времени возобновили их снова Хорошо осведомлённый Елагин, масонская деятельность которого заглохла, воспользовался более благоприятными обстоятельствами и по просьбе братии о соединении их попробовал возобновить "цепь упражнений" подчинённых ему лож. Собрав своих "братьев" в капитуле, он прочёл целый ряд бесед с целью ознакомить их с новыми основаниями будущих занятий в английских ложах. Ненавидя розенкрейцерство и сочувствуя гонениям, предпринятым против него правительством, Елагин по духу является сам типичнейшим розенкрейцером. Он узнал, что "масонство есть древнейшая таинственная наука, святою премудростию называемая, что она все прочие науки и художества в себе содержит". Да ведь это не что иное, как фантастическая история розенкрейцерской "искры света", изложенную в сочинениях Шварца. Далее, какие книги дали Елагину основу для его новых "истинных" познаний ? Он называет Ветхий и Новый завет, отцов церкви, древних философов, а затем мы встречаем имена Ермия Трисмегиста, алхимиков Веллинга и Роберта Флуктиба и т. д. Ведь это все любимейшие книги розенкрейцеров, к которым, очевидно, принадлежал и первый учитель Елагина. Программа задуманного Елагиным сочинения именно о том, что составляло содержание главного руководства розенкрейцеров — "Теоретического градуса Соломоновых наук" и других книг "по ордену". Заимствуя от них, сам того не ведая, все свои тайны, Елагин в то же время с удивительной наивностью называет розенкрейцеров "не свободными каменщиками, но фанатиками или пустосвятами "— именно за то, что "к разумению сего Божественного Писания не дают ключа они". Если бы он только знал, что ключ, которым он хотел с такой торжественностью открыть высшие тайны своим подчинённым, есть ключ от двери, ведущей в обитель "братства злато-розового креста", столь ему ненавистного.

Так закончились искания Елагина, и в описанном им процессе мы находим лучшее доказательство того, что в розенкрейцеровской науке, как и в нравственной философии масонства первых трёх степеней, заключались элементы, отвечающие глубоким общественным потребностям века.

Екатерина II с большим подозрением относилась к масонству. Поначалу высмеивая обряды "вольных каменщиков" в своих комедиях, впоследствии Императрица усмотрела в этой тайной организации угрозу своему правлению.

Масонство было угнетаемо со всех сторон. С объективной стороны Екатерине II не за что было упрекать масонов. Основная их деятельность была посвящена благотворительности. А то, что они совершали нелепые ритуалы — все это не стоило серьезного внимания. Единственное, что настораживало царский двор — это книжные издания, выпущенные в типографии Московского университета под редакцией Новикова Н.И. и Лопухина. Название книг подразумевало их содержание, а поскольку и то и другое были настолько странными и непонятными, а поэтому и пугающими для всего окружения (поскольку в них видели намеки адресованные правлению Екатерины II).

Вследствие этого многие выдающиеся просветители Екатерининской эпохи, в лице ее главного представителя Н.И. Новикова были осуждены на тюремное заключение. Несправедливое обвинение, павшее на головы виднейших общественных деятелей произвело тяжкое впечатление на общественное сознание.

Развитие масонского учения достигло своего расцвета в эпоху реформ молодого императора Александра I.

На первых парах его правления масонство широко провозглашало либерально-демократические идеи, ратовало за гуманизм и просвещение. В ложи вступали многие политические деятели, представители научных кругов, искусства. Многих из них привлекала мода, других вера в возможность нравственного совершенствования, таинственность нового учения, пышность обрядов, званий, а также возможность оказаться среди передовых просвещенных, а также влиятельных людей страны.

Либерализм масонских идей был созвучен молодому царю. И все казалось шло к лучшему. После успешного завершения войны 1812 года, когда русская армия с триумфом вернулась из Европы на родину, они принесли с собой опьяняющий дух победы, жажду свободы и вольнодумства. Эта жажда находила выход не только в литературе, но и в бурной жизни тайных кружков, возникавших один за другим в обеих столицах и провинциях России. К масонскому течению принадлежали и Суворов и Кутузов.

Усиление революционных устремлений, по мнению Александра I, побудило его закрыть все масонские объединения, поскольку от "умствований ныне существующих проистекают столь печальные в других краях последствия" [9:145].

В 1822 г. масонские ложи были запрещены, между тем многие из них как ложа "Астрея", продолжают свою деятельность. Свидетельства историков указывают на тайные масонские общества по всей России: в Киеве, Житомире, Одессе, Вильно, Москве и Томске.

3.5. Масонство ХХ века

После 80 лет фактического молчания масонских деятелей, в конце XIX столетия, предпринимается активная подготовка к возрождению российского ордена "вольных каменщиков". Попытка возрождения масонства была ориентирована первоначально обосноваться на Западе, а затем, при помощи авторитета влиятельных лиц, легализовать масонство и в России.

Париж был наиболее подходящим в плане создания российской ложи. В 1887 г. при помощи активных участников возрождения масонства на Западе открывается русская ложа "Космос". В нее вошли люди той эпохи: профессор М.М. Ковалевский, которого вполголоса называли "генералом на купеческих свадьбах" [3:18]. Выдающийся ученый, способствовал открытию "русской школы общественных наук" в Париже. Вслед за "Космосом" следует открытие другой ложи в Париже, в которой членами становятся В.А. Макланов, Е.В. де Роберти, писатели А.В. Амфитеатров, В.И. Немирович-Данченко.

Благодаря тому, что русское масонство во Франции благополучно прижилось и "даже пустило корни" [3:22], откладывать попытку легализации масонства в России больше было нельзя. Время благоприятствовало этому.

Почти сразу после I русской революции, немного погодя, "когда страсти улягутся" [2:133] из Парижа в Россию приезжает М.М. Ковалевский с директивой открыть масонские ложи. Дело обстояло в 1906 г. Таким образом, русское масонство XX в. возникает среди городского населения России, в начальный период индустриально-технической эпохи европейского континента.

Мощный рост буржуазии, появление новых производственных отношений, явления, обусловленные механизированным прогрессом, новые изобретения изменившие мир — электричество, фотография, телефон, телеграф, автомобиль, пулемет и аэроплан — между 1880 — 1914 гг. с гигантской силой и неслыханными темпами меняли мир, в котором до этого жили русские со своим все еще крепостным строем и помещичьими порядками [10:167].

Все эти явления чувствовались в двух столицах, а затем и в провинциальных городах. Возрождение масонства в России было вызвано 3 важнейшими событиями в жизни страны: