Смекни!
smekni.com

Международное частное право и права человека (стр. 3 из 4)

История международного частного права знает много примеров, которые так или иначе свидетельствуют о том или ином состоянии проблемы прав человека в различных государствах. К примеру, можно взять институт антролепсии. Он использовался в древние времена и Средневековье. Его суть состояла в том, что одно из государств задерживало иностранных подданных для того, чтобы принудить государство, гражданами или подданными которого они были, к осуществлению правосудия или других действий, на которых настаивало первое государство. Еще в XIX и начале XX века в странах Восточной Азии и Ближнего Востока существовал так называемый "режим капитуляции". Его суть состоит в том, что иностранцы, как правило, подданные или граждане развитых западных держав, исключались из-под юрисдикции местных судов. Такой режим существовал, например, в Индии, Китае, Египте, странах Ближнего Востока. Для французов, англичан создавались собственные суды, они были территориальными. Само собой разумеется, что в ряде случаев это вело к крайне негативным результатам и ущемлению прав местного населения.

Теперь давайте поговорим об общих институтах международного частного права. Институтов в международном частном праве много, но я затрону только некоторые их них - те, которые имеют непосредственное отношение к проблематике прав человека. Применительно к государству как таковому можно выделить два таких института. Каждое государство, поскольку оно является суверенным, господствует над определенной территорией и населением, находящимся на этой территории. Государство обладает тем, что именуется юрисдикцией над этой территорией и над возникающими на ней правоотношениями. Юрисдикцию делят на законодательную, т. е. на право государства вырабатывать и регулировать нормы права, и на судебную, под которой понимают право государства разрешать споры и принудительно осуществлять исполнение судебных решений, вынесенных по этим спорам.

Благодаря тому, что каждое государство обладает суверенитетом и является равным по отношению к другим государствам, оно самостоятельно определяет пределы своей законодательной и судебной юрисдикции. В ряде случаев некоторые государства с точки зрения соседей злоупотребляют данными правами. Это находит отражение, например, в установлении законодательства, которое распространяется не только на лиц, находящихся на данной территории, но и на лиц, находящихся вне пределов данного государства. Такое явление именуют экстерриториальным действием. В последнее время, в частности, к нему весьма часто прибегали Соединенные Штаты Америки. США устанавливают законы, которые распространяются не только на американские корпорации и на американских граждан, проживающих на территории США, но также и на иностранные корпорации и на иностранных граждан, находящихся вне пределов США, но каким-либо образом связаны с Америкой. Например, учредителями или участниками корпораций являются американские лица, и законы предписывают определенные правила поведения именно для таких иностранных корпораций и иностранных лиц. Это вызывает нарекания и протесты со стороны других государств, которые рассматривают подобные действия США как вмешательство в их внутренние дела и необоснованное ущемление прав лиц, которые не подпадают под законодательную юрисдикцию Соединенных Штатов Америки. Пример - это ряд законодательных актов, посвященных торговле с Кубой. В начале 1980-х годов это были законы, посвященные регулированию экспорта товаров из стран Запада в СССР и импорта из СССР, в частности, поставок на строительство трубопровода в Западную Европу. Этими законодательными актами США запрещали европейским корпорациям, в которых имелся американский капитал, осуществлять поставку оборудования в СССР. Само собой разумеется, что на этой почве возник ряд дипломатических скандалов. В конечном итоге страны Западной Европы принимали собственные нормативные акты, которые предписывали западноевропейским компаниям игнорировать требования американского законодательства и поставлять товары в СССР. Естественно, американские законы автоматически на территории Западной Европы не действовали. Но они действовали на территории США. Американское законодательство предусматривало ряд негативных мер по отношению к нарушителям законодательных актов. Таким образом, если у западноевропейской компании имелось имущество на территории США, то на него могло быть обращено взыскание. В том случае, когда такого имущества не было, американские власти могли запретить импорт в США или экспорт определенных товаров или ввести ограничения на деятельность данных корпораций в Соединенных Штатах.

Равным образом государства могут злоупотреблять не только законодательной, но и юрисдикционной компетенцией. Вы знаете, наверное, такое понятие, как оффшор. Мелкие государства, которые, пользуясь своим суверенитетом, предоставляют весьма выгодные валютные, налоговые льготы иностранным лицам. Некоторые крупные государства, такие как США, Мексика, специализируются на юрисдикционных оффшорах. Некоторые штаты США и Мексики специализируются, например, на бракоразводных делах. Естественно, такая практика вызывает нарекания у других государств, потому что, например, два гражданина иностранного государства могут прилететь на один день в один из мексиканских штатов, получить там развод и после этого вернуться назад с вынесенным решением. Такого рода деятельность именуется многими государствами как злоупотребление юрисдикционной компетенцией в ущерб другим государствам. В итоге государства, пытаясь защититься от подобных действий, принимают ответные меры: в частности, не признают решения "оффшорников" на своей территории.

Кроме того, с понятием злоупотребления юрисдикционной и законодательной компетенцией связано еще два понятия, весьма важных в сфере международного частного права. Это понятия "экстерриториальность" и "территориальность". Эти понятия - антонимы. Сложность их употребления заключается в том, что каждое их них имеет три значения, три смысла. Если вы правильно научитесь их употреблять, это пригодится всем вам как юристам. Особенно если вы будете иметь дело с правоотношениями с иностранным элементом - не только в частноправовой сфере, но и в других сферах. Каковы же три значения понятия экстерриториальности? Под экстерриториальностью в первом случае понимается изъятие иностранных субъектов права на территории определенного государства из-под действия его правовых норм. Например, говорят, что дипломатические и консульские помещения обладают экстерриториальностью. Это значит, что на них не распространяются правила, действующие в данном государстве, у них особый режим, они изъяты из-под действия законодательства государства. Поэтому и говорят, что они пользуются экстерриториальностью. Эта первая трактовка понятия имеет значение в сфере проблематики прав человека в том случае, когда определенные изъятия из-под действия законодательства распространяются на иностранных лиц. Уже благодаря этому они находятся в неравном положении по отношению к другим лицам. И, соответственно, в случае излишнего предоставления таких льгот можно будет говорить о том, что имеет место нарушение прав человека.

Второе значение понятия экстерриториальности состоит в том, что под ним понимается возможность применения на территории одного государства норм другого государства. Причем, это происходит не потому, что нормы второго государства действуют автоматически на территории первого государства, а только потому, что первое государство сознательно допускает применение норм второго государства на своей территории. Когда мы имеем дело с коллизионной нормой, и она указывает на применение иностранного закона, судья должен этот иностранный закон применить на территории своего государства.

Иными словами, иностранное право как бы выходит за пределы сферы юрисдикции того государства, которое приняло его, и начинает действовать на территории другого государства. Это и именуется экстерриториальностью. Почему так происходит? Потому что первое государство выражает согласие на применение права второго государства. Возможность применения иностранного права можно рассматривать как одно из выдающихся завоеваний юридической мысли, в том числе связанных с защитой прав человека.

Дело в том, что права лиц могут возникать не только на территории, скажем, России, но и за границей. И поэтому для того, чтобы они продолжали действовать на территории России, необходимо признание законности их возникновения за границей. А это возможно только в том случае, если мы будем признавать иностранно-правовую систему. Если мы будем признавать, что определенные субъективные права возникли за границей согласно установленному законному порядку, они продолжают действовать на территории России. Если мы откажемся от данного принципа, то мы придем к тому, что международный гражданский и торговый оборот просто-напросто станет невозможным. Потому что, если, например, российское право будет отказывать иностранным юридическим лицам в признании правосубъектности или права собственности на имущество, которые возникли за границей, мы придем к тому, что иностранные государства автоматически начнут в ответ отказываться признавать возникшее в России право собственности российских граждан на имущество, которое они привезли за границу. Или они будут отказываться признавать правосубъектность российских юридических лиц.