регистрация / вход

Нравственная культура работников правоохранительных органов

Профессиональная этика. Профессиональное достоинство. Моральные и нравственные качества. Эстетика служебной деятельности.

Реферат

На тему: Нравственная культура работников правоохранительных органов

Выполнил: студент 5 курса

Рубаев Т. К.

Владиковказ

2001

Профессиональная этика.

В системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями — это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступ­ностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их мо­ральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, мораль­но воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравствен­ная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает за­метное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граж­дан. Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманиза­ции общества, расширения гласности о деятельности правоохра­нительных органов значение профессиональной морали их со­трудников заметно возрастает.

В научном смысле слова этика — это философская наука, объ­ектом изучения которой является мораль во всех ее проявлениях, т.е. как одна из форм общественного сознания, как нравственные отношения и как нравственная практика, поступки. Однако в жизни под этикой нередко понимают саму моральную практику, определенные нравственные качества и нормы поведения людей, моральные правила, кодексы, заповеди, обычаи и т.д., имеющие то или иное конкретное проявление. Поэтому существуют такие понятия как «этика поведения», «этика воспитания», «этика се­мейной жизни», «этика политической борьбы», «трудовая этика», «этика милицейской службы».

Исходя из сказанного, профессиональная этика может рас­сматриваться либо как теория профессиональной морали, либо как определенные моральные требования к работникам, обуслов­ленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и дея­тельности людей, если бы ее требования, нормы ни были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Вместе с тем во всяком обществе есть такие профессии, труд работников которых наиболее строго «опекается» моралью, регламентируется ею. К числу таких профессий, бесспорно, относятся профессии сотруд­ников органов внутренних дел.

В наш лексикон уже прочно вошло понятие «милицейская этика», такое же «право на жизнь» имеют и «этика пожарной службы» и др. Недостаточное внимание к профессиональной эти­ке (и в науке, и еще больше на практике) наносит нашему обще­ству не только моральный, но и материальный, а в ряде случаев и политический урон, ведет к падению авторитета органов внутрен­них дел, ослаблению их связей с населением, снижению эффек­тивности оперативно-служебной деятельности, подрывает пре­стиж милицейских профессий.

Профессиональная этика включает в себя определенные ка­тегории этики и моральные принципы, лежащие в основе дея­тельности людей той или иной профессии, моральные качества, которыми они должны обладать, нравственные нормы, регламен­тирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности. Профессиональная этика характеризуется такими категориями как «профессиональ­ный долг», «служебное достоинство», «профессиональная честь» есть мундира». Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как «ответственность», «справедливость», «гуманизм», «коллективизм» и ряд других.

Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием «личного и служебного достоинства», «профес­сионального долга и чести». Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует ини­циативно, не боится взять на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия.

Профессиональное достоинство.

Вместе с тем сотрудник не может позволить себе совершить поступки, которые противоречат его пониманию профессионального долга, достоинства, чести.

Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специали­сту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об от­ношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объектив­ным положением в обществе людей данной профессии. Исследо­вания показывают, что по истечению трех лет работы в уголовном розыске только 40% сотрудников считали свою работу достойной, а от 37 до 50% (в зависимости от служб, где работают) опрошен­ных заявили, что их прежние представления о работе в милиции не совпадают с действительностью. К сожалению, далеко не все­гда эти расхождения в пользу милицейской службы.

Вот почему помимо улучшения условий труда и быта сотруд­ников органов внутренних дел, подъема их авторитета столь важ­но формирование и укрепление профессионального достоинства каждого работника, воспитание если не любви, то должного ува­жения к избранной профессии.

Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профес­сии, конкретного коллектива, всего милицейского корпуса. Честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием за­слуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Таким образом, надев по­гоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы аван­сом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка. Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел осо­бую ответственность за поддержание его чести не только как кон­кретной личности, но и как представителя всего рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная честь.

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь — не только при­знание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутрен­них дел определяется не его служебным или материальным поло­жением, специальным званием, образованием, а только его лич­ными качествами (моральными, деловыми, политическими, ин­теллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в соверше­нии преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности). В Кодексе чести ря­дового и начальствующего состава органов внутренних дел Рос­сийской Федерации говорится: «Сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно. Вежливое и предупредительное об­хождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью»1 .

Как показывает опыт и научные исследования, чем выше раз­вито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значи­мее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

Моральные качества.

Профессиональная этика предписывает каждой профессио­нальной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Мо­ральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десят­ков, включая как добродетели — высоконравственные свойства человека, так и пороки — аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии. Так, напри­мер, мужество, смелость, решительность — весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми. Благодушие воспитателя дет­ского сада или школьного учителя — скорее добродетель, чем по­рок, но это же качество в условиях органов внутренних дел, как правило, порождает безответственность, попустительство, бес­принципность, беспечность, что чревато серьезными негативными последствиями для служебной деятельности конкретного сотруд­ника и всего коллектива.

Профессиональная этика, подчеркивая значимость тех или иных моральных качеств, конечно, не может и не должна предписывать, как нужно поступать сотруднику в той или иной ситуации. Поэтому это апеллирует к моральным принципам и нормам, которые регламентируют поведение и деятельность работника, не исходя из конкретной ситуации, а в соответст­вии с общезначимым характером моральных требований и ценностей в обществе и в данной профессиональной группе. Однако, если моральная норма подразумевает конкретные по­ступки, действия и они, как правило, закреплены в правовых документах (присяге, уставах, приказах, инструкциях), то мо­ральные принципы отражают моральные требования в пре­дельно обобщенном виде (гуманизм, ответственность, справед­ливость, требовательность, коллективизм, патриотизм, принципиальность и т.д.). Своеобразие нравственных принципов заключается в форме их проявления в той или иной профес­сиональной деятельности. Так, гуманизм правоохранительных органов — это не абстрактное человеколюбие, а защита интере­сов добропорядочных («законопослушных») граждан и непри­миримость к правонарушениям и преступникам. Справедли­вость может обеспечиваться только в равенстве всех перед за­коном, в верховенстве закона. Коллективизм в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ни­чего общего с круговой порукой и панибратством.

Таким образом, анализируя специфику проявления общезна­чимых моральных ценностей и требований морали к той или иной профессиональной группе, профессиональная этика не только представляет теорию профессиональной морали, но выра­батывает практические рекомендации, повышающие эффектив­ность служебной деятельности, способствующие нравственному воспитанию (самовоспитанию) сотрудников, укрепляющие связи органов внутренних дел с населением, их авторитет и высокий социальный статус.

Эстетика служебной деятельности.

Моральная культура сотрудника тесно связана с культурой эс­тетической, но если первая отражает внутреннюю культуру лич­ности, то вторую, как правило, рассматривают как культуру внешнюю. Бесспорно, что внутренняя культура человека играет определяющую роль в его деятельности и поведении. Однако нельзя недооценивать и внешнюю культуру, ее влияние на куль­туру внутреннюю. Так, форменная одежда сотрудника и даже стиль, качество его партикулярного (штатского) платья сами по себе оказы­вают влияние (и порой существенное) на поведение работника.

Служебная эстетика включает в себя культуру труда и речи сотрудника, этику служебного быта и внешний вид работника,

Термин «эстетика» (как и «этика») применяется как в научном, так и в обы­денном его понимании. Если в первом случае он представляет собой науку об ис­кусстве, эстетическом освоении мира, то во втором - отражает реальную практику, культуру быта, поведения, труда.

Манеру общения с гражданами и сослуживцами и эстетику ритуа­лов, грамотность оформления служебных документов и культуру поведения сотрудника за пределами служебного кабинета. Не сек­рет, что небрежное оформление протокола осмотра места проис­шествия или задержание правонарушителя нередко ведет к оши­бочному заключению дознавателя или следователя, а от надмен­ного выражения лица сотрудника до высокомерного отношения к людям всего полшага. Совокупность требований,. свод правил, регламентирующих поведение сотрудников на службе, их привет­ствие, внешний вид и т.д., характеризуется понятием «служебный этикет». Своеобразие милицейского этикета состоит в том, что эстетические требования не только тесно связаны с моральными нормами, но и, как правило, закреплены в нормативных докумен­тах и поэтому носят обязательный характер для всех сотрудни­ков. Специфика служебного этикета заключается в том, что он призван не только удовлетворять эстетические запросы сотрудни­ков, но и оказывать соответствующее эстетическое воздействие на граждан. Нелепо, к примеру, строить здание УВД и, допустим, детского театра по единому архитектурному проекту, точно так же интерьер кабинета начальника РОВД вряд ли должен напоминать жилую комнату или кабинет директора цирка. Строгость, рацио­нализм, отсутствие каких-либо излишеств, помпезности — обяза­тельные требования к зданиям и служебным помещениям органов внутренних дел. Серьезность и ответственность выполняемых ими функций должны полностью находиться в соответствии с эстети­кой служебного быта. Окраска стен, освещенность, звукоизоля­ция, размеры служебного помещения, удобство мебели, дизайн технических и иных средств — так же необходимые элементы служебного быта, влияющие не только на эстетическое самочув­ствие сотрудников, но во многом предопределяющие эффектив­ность их труда.

Эстетика труда сотрудников органов внутренних дел - это и профессиональное знание, и рациональное использование рабо­чего времени, и применение служебного телефона, другой техни­ки строго по назначению, это прежде всего культура работы с людьми, общение с сотрудниками и гражданами.

Опытные сотрудники хорошо знают, что доброжелательность, вежливость, приветливый взгляд работника, тактическая постановка вопросов располагают посетителей к откровенному разговору. И напротив, угрюмый взгляд сотрудника, его нежелание («забывчивость») предложить посетителю стул, тяжелый воздух кабинета и убогость его интерьера отбивают у гражданина желание к общению, даже если он сам, добровольно пришел в орган внутренних дел для оказания ему содействия. Конечно, трудности с помещениями, их недостаточное материально-техническое оснащение — объектив­ный и, к сожалению, видимо, долговременный фактор, оказы­вающий неблагоприятное влияние на работу сотрудников. Но это ни в коей мере не объясняет и не оправдывает забвение некото­рыми сотрудниками элементарных правил служебного этикета, не требующих ни дополнительных сил и средств, ни дополнительного времени, но которые, как правило, дают заметный положительный эффект и служебной деятельности, и в сплочении коллектива.

Нравственные качества.

Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневного) следователей, прокуроров, адвокатов, судей. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения были подлинно нравственными, эти лица должны обладать определенными моральными качествами, быть нравственно воспитанными.

Следователей, прокуроров, адвокатов, судей ,должны отличать глубокое уважение к закону, верность его букве и духу, стойкость ,и неподверженность постороннему влиянию, самостоятельность в суждениях и бдительность. Они обязаны быть требовательными к себе и к людям, честны и неподкупны, скромны и вежливы, муже­ственны и решительны, трудолюбивы.

Трудно найти другую профессию, обладая которой ежедневно приходилось бы сталкиваться с таким обилием самых разнообраз­ных жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров, И во всем этом многообразии необходимо разобраться оперативно, всесторонне, полно и глубоко. Следователь, прокурор, адвокат, судья должны быть максимально выдержанными, тактичными, кор­ректными, собранными, хладнокровными и спокойными в отноше­нии каждого человека—преступника-рецидивиста и бытового склочника, матерого убийцы и обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, старика и подростка, попавших в сферу правосудия. И как бы при этом ни было велико эмоцио­нальное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдер­живать гнев к бандиту и убийце, насильнику и грабителю, срыв здесь недопустим, как недопустимы и угрозы, грубость, обман, ложь, какими бы благими намерениями и причинами они ни объяс­нялись.

Соблюдение этих нравственных требований является ярким проявлением необходимых морально-психологических качеств лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Указанные нравственные качества, будучи профессионально необходимыми для следователей, прокуроров, судей и адвокатов, самым непо­средственным образом оказывают влияние на укрепление и повы­шение престижа органов предварительного расследования, прокуратуры, адвокатуры и суда, на эффективность осуществления задач уголовного судопроизводства.

Служебный коллектив.

Применительно к служебному коллективу требования этикета можно свести к правилам поведения начальника по отношению к подчиненным и правилам поведения рядового сотрудника по от­ношению к своему начальнику (командиру). Среди правил пове­дения руководителя можно назвать следующее:

• учить, а не поучать подчиненных и самому учиться у них;

• зажигать людей, а не «обжигать» их окриком, грубым сло­вом, бестактностью;

• требовать, а не придираться;

• вести людей за собой, а не подталкивать их;

• быть выдержанным, а не пассивно выжидающим;

• быть скромным в оценке себе, но более щедрым в оценке подчиненных;

• быть простым и доступным в общении, но не фамильярничать;

• быть принципиальным, а не упрямым и ряд других.

В числе правил поведения подчиненного можно выделить та­кие как:

• уважать начальника, а не угождать ему;

• быть вежливым, а не льстивым;

• вести себя с достоинством, но без высокомерия;

• быть скромным, а не смиренным;

• проявлять инициативу, а не самовольство;

• быть правдивым, но тактичным;

• быть исполнительным, а не подобострастным, и некоторые другие.

Эти правила, став привычными и устойчивыми оптимизируют взаимоотношения начальника и подчиненных, благоприятно влияют на сотрудников, занимающих одинаковое служебное по­ложение, в целом сплачивают коллектив, способствуют успешно­му решению служебных задач.

Внешняя культура сотрудника.

Важным элементом служебной эстетики является внешняя культура сотрудника, которая охватывает культуру его устной ре­чи, манеру одеваться, отношение к форменной одежде, форму обращения, приветствий и т.д. Как показывают опросы населе­ния, аккуратность, подтянутость, молодцеватость «человека в форме» вызывают у граждан уважительное отношение к сотруд­никам органов внутренних дел, оказывают на окружающих воспи­тывающее, дисциплинирующее влияние. И, напротив, неряшли­вый сотрудник (тем более в форменной одежде) вызывает к себе негативное отношение окружающих, а порой и чувство брезгли­вости у отдельных граждан. При этом следует заметить, что отно­шение сотрудника к форменной одежде есть по их существу вы­ражение его отношения к самой службе: для одного форменная одежда — это «спецовка», спецодежда, для другого — это мундир, связанный с таким понятием как «честь мундира».

Конечно, правовая эстетика не может требовать от сотрудни­ков быть внешне красивыми, статными, физически мощными, но она обязывает уважительно относиться к форме, строго соблюдать установленные требования о дисциплине, о вежливости и отдании чести, побуждает сотрудника быть внимательным к своему внеш­нему виду, помнить о своем влиянии на окружающих.

Можно сказать, что этикет, правовая эстетика в целом стоят на страже чести, личного достоинства и авторитета сотрудников органов внутренних дел и требует от них того же по отношению к гражданам. Исходя из «золотого правила» этики: «Не позволяй себе того, что считаешь непозволительным для других», сотрудни­ки должны быть особо щепетильны не только к своему внешнему виду, но и к своей речи, поступкам, к выбору средств восстанов­ления общественного порядка, пресечения противоправных дей­ствий. Вместе с тем не являются редкими случаи, когда сотрудни­ки обращаются к гражданам (особенно правонарушителям) на «ты», прибегают к окрику, а то и физическому оскорблению за­держанных, сквернословят. Глубоко был прав педагог А.С. Макаренко, назвав брань, не цензурщину неприкрашенной, мелкой, бедной и дешевой гадостью, признаком самой дикой, самой пер­вобытной культуры.

Служебный этикет предписывает сотрудникам строго соблю­дать форму одежды и приветствий, запрещает ношение неустав­ных знаков. Неодобрительно он относится ко всему, что предна­меренно используется для того, чтобы чисто внешне выделиться среди других (ношение бороды, длинных волос или массивных перстней, цепей, неуставных заколок для галстука и т.д.). Вряд ли можно назвать любовью к форменной одежде попытки отдельных молодых сотрудников как-то самостоятельно «усовершенствовать» ее. Это, скорее, проявление тщеславия, эгоизма, стремления «не быть как все». Последнее можно было бы приветствовать, если бы оно не сводилось только к внешним признакам отличия, вне ка­кой-либо связи с интеллектуальными, профессиональными и нравственными качествами человека, его внутренними достоинст­вами. Кстати, среди сотрудников, чрезмерно увлекающихся своим внешним видом, гораздо чаще встречаются такие, кто за внешним лоском и благопристойностью скрывает эгоизм, неуважительное отношение к людям, равнодушие в работе, а порой и грубость.

Таким образом, служебный этикет в органах внутренних дел как проявление правовой эстетики содержит такие правила пове­дения, которые являются нравственными по содержанию, эстети­ческими по форме и правовыми по характеру их применения. В этом их жизненность и стимулирующая роль.

В заключении следует подчеркнуть, что профессиональная этика и правовая (служебная) эстетика сотрудника органов внут­ренних дел тесно связаны между собой, взаимо обуславливают друг друга. Это, в частности, проявляется в тождественности, од­нозначности оценок поступков сотрудников с моральной и эсте­тической точки зрения: высоконравственное с позиции этики поведение с эстетической точки зрения всегда красиво и, напро­тив, безобразное поведение не может быть нравственным и одоб­ряться служебной этикой.

Знание основ профессиональной этики и служебной эстетики и применение их на практике не только делают сотрудника куль­турным гражданином и работником, но и позволяют ему более эффективно выполнять служебные обязанности, повышают его авторитет среди коллег и населения, укрепляют статус сотрудника органов внутренних дел.

Список использованной литературы:

1. “ Этические основы следственной тактики” С. Т. Любечев

2. “Этика профессиональной защиты по уголовным делам”

А. Д. Волков

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий