Смекни!
smekni.com

Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г. (стр. 4 из 5)

Конституция определила также права кабинета министров и назначаемого императором Тайного совета, ответственных только перед троном и никак не зависящих от парламента - они могли собираться на заседания не по собственному усмотрению, а лишь по повелению императора. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. За парламентом не признавалось право проводить расследования или давать оценки ответам правительства на парламентские запросы. Министры были при­званы лишь "подавать совет императору"

Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Однако, император мог издавать обязательные для исполнения указы по любому поводу, не консультируясь с парламентом, а законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона.

Таким образом, конституция 1889 г. носила формальный характер при чрезмерном значении императора. Крайняя консервативность сочеталась в ней с крайней прогрессивностью. По ней формально в стране существовал строй дуалистической монархии, а на деле - крепостной, варварский абсолютизм, прикрытый конституционным "приличием". Слабость парламента и демократических институтов привела к захвату власти военщиной, милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.

Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. В 1889 году император установил, что все наиболее зна­чимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя прави­тельство, даже военного и морского министров. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях - Тайный совет и генро:

- Тайный совет, состоящий из пре­зидента, вице-президента и 25 советников, назначался импе­ратором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать госу­дарственные дела по запросам императора. Фактически ка­ждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений.

- Внеконституционный орган Генро, оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым силовые структуры получили дополнительную возможность давления на правительство и парламент.

9. Судебная реформа.

В 1880 году серьезные новшества коснулись судебного ве­домства. С помощью иностранных консультантов были созданы и введены в действие уголовный и уголовно-процессуальный кодек­сы, копировавшие западноевропейские образцы.

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Статья 60 Конституции предусматривала создание особых, административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии, согласно ст. 16 Конституции, принадлежало императору, так же как и замена наказания по суду.

Конституция ограничила компетенцию судов общей юстиции рассмотрением гражданских и уголовных дел, то есть административные дела были вне их компетенции. В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы.

По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 аппеляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая аппеляция и разъяснение законов. Из судей апелляционных судов и Большого суда право­судия образовались коллегии административных судов.

Закон в соответствии с конституцией формально за­крепил принцип несменяемости и независимости судей предусмотрев возможность смещения, понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом же году был принят Закон о дисципли­нарной ответственности судей. Для замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, успешно сдавшие соответствующие экзамены и прошедшие испытательный срок службы в органах прокуратуры и суда в течение трех лет.

Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции, обес­печивающего общий административный надзор за японским правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты.

Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со шта­том местных прокуроров, подчиняющихся строгой суборди­нации. К прокурорам предъявлялись те же квалификаци­онные требования, что и к судьям, на них также распро­странялся контроль министра юстиции, которому принад­лежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам. Был создан Высший публичный департамент прокуратуры. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось:

- руководство предварительным расследованием;

- поддержание обвинения в суде;

- опротестование приговоров и осуществление надзора за судами.

В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности.

В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвока­ты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрис­дикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дис­циплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения, "правоохранительная" система Японии еще долго оставалась репрессивным при­датком имперской власти.

В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

10. Политические партии.

Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относится к 1881 г. Она была названа "дзиюто", что означает "либеральная партия". К ней примыкали умеренно настроенная часть крестьянства и мелкие собственники. В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытом парламентского правления, решило превратить дзюито в полуправительственную партию. В 1900 г. партия была переименована в сейюкай ("ассоциация политических друзей"). Членами ее могли стать депутаты парламента, чиновники местных органов власти, главы торговых палат, председатели акционерных обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков, капитал которых превышает 100 тыс. иен, адвокаты, крупные налогоплательщики.

Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн "Мицуи". Интересы другого крупного концерна - "Мицубиси" - выражала партия минсейто ("партия народной политики"). Таким образом, хотя слабость японского парламента исключала строгость партийных кабинетов, но приближение к партийной системе все же было.

В 1882 году была сделана попытка создать социалистическую партию – Партию конституционных реформ – «Кайсинто», в которую вошли представители средних слоев, буржуазии и интеллигенции, но правительство ее немедленно задушило. В це­лях борьбы с рабочим и крестьянским движением были изданы террористический закон "об охране государства" и император­ский указ о запрещении стачек.

11. Заключение.

Иными словами, в Японии сохранялась традиционная самодержавная монархия.

1 июля 1890 г. в стране прошли первые парламентские выборы. Несмотря на существование различных цензов и ограничений, более половины из 300 избранных в нижнюю палату депутатов принадлежали к антиправительственной оппозиции — Либеральной партии и Партии конституционных реформ. В палату пэров было назначено 250 ее постоянных и временных (на срок 7 лет) членов.

Конституция Мэйдзи определила более чем на полстолетия основные принципы правления Японией, лейтмотивом внутренней политики стало полное подчинение императору. Установленная в результате победы императора в гражданской войне 1863-1867 годов она не могла быть иной. Наличие острейших противоречий между уровнем развития общества и существующими формами его организации диктовали необходимость принятия такого документа.

И здесь уже имеет место специфика - не попытка изменения существующей системы, а укрепление существующего строя, структур власти при регулировании и регламентации их связей с новыми явлениями и формами в жизни общества. Особо следует отметить, что лозунгом реформ был "возврат к старине", к временам начала династии (довольно типичный для Японии случай, когда переход к новому опирается на традиционное). Однако в эту систему не на первый взгляд не вписывается цель реформ времен Мэйдзи - "модернизация". Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом, опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не потерять лицо.