Смекни!
smekni.com

Государство (стр. 1 из 3)

План:

Происхождение государства

Сущность государства и его признаки

Функции, структура и формы государства

Используемая литература и источники

Происхождение государства

Общество как сложный коллектив индивидов, осуществляющих материальную и духовную деятельность и связанных соответствующими материальными и идеологическими отношениями, всегда нуждается в управлении, власти. При родоплеменном строе эту власть осуществляет вождь или лидер, который не отделен от непосредственных отношений между членамиродового общества. Особенностью данного общества является то, что оно организуется не по территориальному принципу, а по клановому или родовому и управляется в соответствии с принадлежностью людей к тому или иному клану. Энгельс охарактеризовал это общество так: «Хотя общих дел гораздо больше, чем в настоящее время, – домашнее хозяйство ведется рядом семейств сообща и на коммунистических началах, земля является собственностью всего племени, только временные огороды предоставлены во временное пользование отдельным хозяйствам, – тем не менее нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал»[1].

Появление государства кроется в разложении родоплеменного строя и постепенного общественного обособления вождей и их приближенных. Это происходило посредством сосредоточения у политической элиты управленческих функций, ресурсов власти, социальных привилегий. Можно выделить факторы, которые способствовали этому обособлению:

1) развитие общественного труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;

2) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;

3) завоевание одних народов другими, что способствует поиску превентивных и защитных средств;

4) демографические факторы, среди которых рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни;

5) психологические(рациональные и эмоциональные) факторы. Гоббс усматривает в появлении государства страх человека перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства;

6) антропологические факторы, которые отмечают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель отмечал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье, «есть естественная форма общежития»[2]. Некоторые сторонники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в основе лежит не только социальная природа человека, но и в невозможности его индивидуального существования, а также агрессивности и конфликтности.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе развитием всего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностей отношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например, тоталитарная государственность.

Традиционные государства существовали преимущественно на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии.

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.

В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчинению обществу и гражданам, с юридической определением полномочий и сферу государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека.

Сущность государства и его признаки

Государство является центральным институтом политической системы. В то же время, термин «государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживаемая на определенной территории. Оно тождественно стране и политическому организованному народу.

Примерно до 17 в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия» и др. Одним из первых, кто отошел от традиции широкой трактовки понятия государство был итальянский государственный деятель и политический философ Никколо Макиавелли (1467-1527). Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было основано в контрактных или договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В этих теориях можно найти содержательное и историческое разделение данных понятий. В них утверждается, что первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган – государство.

Особый подход к пониманию природы государства и права предложил марксизм. Согласно марксистскому учению, политические и правовые отношения являются производными от экономических, в том числе отношений собственности. Образующийся на основе экономических отношений раскол общества на антагонистические классы предопределяет сущность государственной власти и реальное состояние правоотношений в обществе. Марксистская концепция, трактующая государство как орган классового господства, средство угнетения одного класса другим, смыкается с более широкой теорией завоевания(насилия). По мнению ее сторонников (Е.Дюринга, Л.Гумпловича), любое государство есть результат насильственной экспроприации власти, прежде всего – в ходе завоевания.

Несмотря на существеннейшие расхождения в основных трактовках происхождения и природы государства, на протяжении XVIII-XIX вв. сложились и некоторые универсальные подходы к определению государственной системы. На основании их государство можно определить как политическую целостность, закрепленную на определенной территории, выступающую одновременно как средство обеспечения интересов национальной или многонациональной общности и как особый механизм управления. Конституирующими элементами государственной системы выступают территория и население (нация, народ).В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями,ассоциациями, профсоюзами, др.

Территорияявляется пространственной, материальной основой государства. В отличие от догосударственного периода (эпохи первобытнообщинного строя), когда общественная власть распространялось на людей вне пространственных рамок на основе кровно-родственной общности, власть современного государства действует прежде всего на определенной части суши, территориальных вод, недр, воздушного пространства. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государства является одним из важнейших для международного права.

Население– это человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти. В европейской традиции сложилось представление о едином организме – нации-государстве, основой которого выступает «государствообразующий», или «титульный» народ. Однако, в действительности, народное сообщество в рамках одного государства может быть как моноэтническим, так и полиэтническим. Использование понятия «нация» в данном случае отражает не этнические корни государственности, а ее объединяющий, консолидирующий характер. Население государства образует единую социально-экономическую и политическую общность, связанную с государством особыми правовыми отношениями (гражданством или подданством). В этом смысле понятия «народ» и «нация» синонимичны.

Сущностным признаком, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность (фр. «souverainete» - верховная власть). Суверенитетгосударстваозначает верховенство и независимость его власти. Это предполагает:

· безусловное распространение государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы;

· распространение власти государства на все население, обладающее устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или подданства);