Смекни!
smekni.com

История институционализма: проблема поиска истоков (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...............…2

История институционализма: проблема поиска истоков………………………3

Заключение…………………………………………………………….................17

Список источников…………………………………....................………………18


ВВЕДЕНИЕ

В работе исследованы методологические истоки современной институционной парадигмы, расширено поле поисков источников теоретической базы институционализма с акцентированием внимания на таких ее источниках, как методология истории та историческая социология. Особенное внимание уделено влиянию созданной в XIX ст. науки социологии и социологических исследований на формирование методологической базы институционализма.

Новые явления и процессы, наблюдаемые в мировой экономике в XXI в., невозможно изучить, полагаясь только на инструментарий господствующей в экономической науке неоклассической методологии. Кризис методологического аппарата современного неоклассического направления активизировал формирование адекватной методологической базы в среде сторонников институционализма. Поэтому исследование истоков этого традиционно оппозиционного направления в экономической теории позволит лучше понять эволюцию экономической науки, использовать утраченные в процессе ее развития важные теоретические элементы для модификации имеющейся институциональной парадигмы.


ИСТОРИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА: ПРОБЛЕМА ПОИСКА ИСТОКОВ

Институционализм сформировался в первые десятилетия XX в., но "институты" и другие составные элементы институциональной парадигмы начали основательно изучаться еще до момента ее возникновения 2. Исследования социально-экономических институтов дают возможность осуществлять ретроспективный анализ "институциональной структуры экономики", несмотря на то, что это понятие появилось в экономической науке позже.

Институциональное исследование экономической системы отслеживает ее внутреннее единство и стабильность, способствует формированию институциональной структуры с четко определенными общественными функциями. Проблема упорядочения (структуризации) институтов - результат анализа институтов в контексте эволюции институциональной парадигмы. Следовательно, нужно подчеркнуть, что сущность "институциональной структуры экономики" нельзя понять вне границ институциональной парадигмы, не учитывая особенности ее возникновения и эволюции, не выяснив специфику методологического аппарата классического и современного институционализма.

Институциональная парадигма с момента своего возникновения и до сегодняшнего дня никогда не была господствующей в экономической теории, что в определенной степени объясняет расплывчатость понимания институциональной структуры экономики среди исследователей. До настоящего времени противоречивым остается даже объяснение предмета исследования институциональной экономики. Не способствуют лучшему пониманию ее институциональной структуры и терминологическая путаница, связанная как с неправильным переводом с иностранных языков, так и с желанием (часто недостаточно обоснованным) ввести в экономическую науку новейшие категории, а также характерный для институционализма междисциплинарный подход.

Возникновение институционализма чаще всего связывают с концом XX в., а его оформление (создание институциональной парадигмы) с 20-ми - 30-ми годами XX в. Термин "институциональная экономическая теория" впервые употребил в 1918 г. на собрании американской экономической ассоциации В. Гамильтон. По его мнению, институционализм - это единая теория, которая может объединить экономическую науку, поскольку она демонстрирует, как отдельные части экономической системы соотносятся с целым 3. Почему возникла необходимость в таком объединении и где именно искать истоки этой "новой" экономической концепции? Безусловно, когда мы одобряем модель конкурирующих программ исследований И. Лакатоша, существует искушение осуществлять поиски на "остатках" неэффективных и отброшенных экономических программ исследований (парадигм)4. Но только ли предыдущими экономическими парадигмами следует ограничить поле поисков теоретической базы институционализма? Ответы на поставленные вопросы позволят нам глубже понять сущность институциональной парадигмы и ее значение для ретроспективного анализа институциональной структуры экономики.

Чаще всего теоретической базой возникновения институционализма аналитики называют немецкую историческую школу XIX в. Такая позиция - ведущая в современной экономической науке и располагает весомыми аргументами: достаточно того, что в США, на родине институционализма, между 1873 и 1905 гг. 59 профессоров экономики обучались в Германии. Действительно, общего довольно много: критическое отношение к абстрактно-дедуктивному методу классиков, теоретический релятивизм и др.

Однако большинство зарубежных и украинских ученых не разделяют такое мнение. Например, японский ученый Т. Негиши среди характеристик институционализма отмечает "потребность в интеграции экономической теории и других общественных наук, таких как социология, психология, антропология и юриспруденция, или то, что называют верой в преимущества междисциплинарного подхода, но продолжают считать его "американским направлением исторической школы". На идейную родственность институционализма с английскими социологами и экономистами - сторонниками реформизма, в частности с Дж. Гобсоном, обращает внимание известная украинская исследовательница Л. Корнийчук. Это мнение разделяет авторский коллектив учебника "История экономических учений", упоминая среди теоретических источников институционализма либеральный реформизм Дж. С. Милля и идейное наследие Фабианского общества. Российский экономист А. Московский считает институционализм преемником не только немецкой исторической школы, но и социальных исследований всех экономических школ, учитывая классическую.

В XVIII в. общество изучалось как целостность на основе концепции естественного права, которая сначала имела правовую форму (материал неюридического содержания использовался только в качестве вспомогательного). Философы естественного права стремились создать всеохватывающую науку об обществе, в которой экономическая составляющая не рассматривалась бы ни как важная, ни как самостоятельная. Однако стремительное накопление вспомогательного материала и расширение поля научных исследований вынудили "естественную юриспруденцию" выйти за пределы правовых форм. Со временем она стала одним из составных элементов целостности, которая получила название "моральная философия". Университетский курс моральной философии в XVIII в., который, в частности, преподавал А. Смит, традиционно содержал "естественную теологию", "естественную этику", "естественную юриспруденцию" и политику, в контексте которой исследовались проблемы экономики и государственных финансов (доходов). Моральная философия по своему содержанию охватывала все науки об обществе, но накопление фактов экономической жизни и сосредоточенность на них исследователей способствовали выделению экономических знаний в соответствующую науку. Поэтому в работах классиков экономической науки имеют место остатки специфических экономических знаний, унаследованных от схоластов разработанных философами естественного права.

Указанные процессы имели немаловажное влияние на зарождение первой классической парадигмы экономической науки: она формировалась в условиях ее определенного противопоставления моральной философии. Стадия выделения объясняет отсутствие социальных составляющих в методологическом "ядре" классической парадигмы. Это вовсе не означает, что представители классической политической экономии не анализировали социально-экономические институты. Например, К. Поланьи подчеркивал, что для А. Смита разделение труда в мануфактуре было парадигмой разделения труда в обществе, а уровень развития зависел от уровня развития рынков. Он приходит к выводу, что "как разделение труда, так и рынок определяются здесь в институциональных терминах". Однако такие исследования или имели фрагментарный характер, или были свидетельством незавершенного "развода" с "материнской" наукой. Уже у Д. Риккардо можно наблюдать отход от понимания общества как целостности: общество он помещает в экономическую систему, а не наоборот; социальные классы характеризуются через их роль в рыночной системе. Таким образом, классическая политическая экономия не может рассматриваться в качестве основного источника институционализма.

Особенности институциональной концепции обусловливают поиски ее теоретических истоков не только в узких пределах эволюции экономической науки, поскольку такие понятия, как "прогресс", "эволюция", "структура", "институт", принадлежат не только институционализму. Поэтому логично поставить вопрос: какие именно науки исследовали институциональные факты?

Здесь весомая роль отводится историческому анализу, который "неизбежно освещает также "институциональные" факты, не являющиеся чисто экономическими. Он позволит лучше всего понять взаимосвязи экономических и неэкономических фактов и правильное соотношение разных общественных наук". В XVIII в. испытание исследователями на правдивость исторических источников привело к появлению методологии истории, то есть к сумме обязательных методов и правил, с помощью которых историки должны были изучать прошлое. Они были кодифицированы К. Шенеманом в "Основах энциклопедии исторических наук" (1788 г.), их придерживались до проникновения в историю методов социологии, актуальных и сегодня. Успехом у читателя стали пользоваться популярные многотомные "национальные истории": Дании - Л. Гольберга (1732-1735 гг.), Голландии - Г. фон Льоона (1734 г.), Италии - Л. Муратори (1744-1749 гг.), Англии - Д. Гьюма (1763 г.), Украины - Й. Энгеля (1796 г.) и др.. Авторы исторических исследований начали уделять больше внимания проблемам экономики и культуры, а не только политике и военным победам.