Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 1 из 4)

Конспект по истории экономических учений

Зачем надо изучать историю экономической науки?

Для того, чтобы глубже понять логику и структуру современного экономического мышления (ведь современная экономическая теория состоит из нескольких теорий, которые отражают разные эпохи и культурные традиции, разные типы научного мышления).

Знание истории экономической науки позволяет сопоставлять суждения современников с уже имевшими место, давать им собственную адекватную оценку.

История экономической науки является частью сокровищницы мировой культуры, знание ее способствует более полному и реальному восприятию действительности.

История экономической науки может излагаться на основе двух подходов:

Релятивистский подход рассматривает экономические теории прошлого с точки зрения их исторической обусловленности;

Абсолютистский рассматривает развитие теории как непрерывный прогресс от ошибочных суждений к истине, в пределе - к абсолютной истине.

Экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли (в древнем мире) к экономическим учениям (в античный период и средневековье) и далее - к экономической теории.

Возникновение экономической мысли

Древнейшими документами, фиксирующими экономические отношения, можно считать законы.

Древний Вавилон.

Законы царя Хаммурапи (1792 - 1750 до н.э.) - рабовладельческие отношения, денежное обращение, долговые обязательства, арендная плата, оплата труда наемников.

Древняя Индия.

"Законы Ману" (VI в до н.э.) - права и отношения собственности, в более поздних трактатах - описание государственного и хозяйственного устройства, правила купли-продажи, найма работников, ценообразования.

Древний Китай.

Работы Конфуция (551-479 гг. до н.э.) - взгляды на физический и умственный труд, рабовладельческие отношения; трактат "Гуань-цзы" (IV-III вв. до н. э) - о торговле, налогах, земледелии и ремесле, о финансах;

учение Сюнь-цзы (313-238гг. до н.э.) - о налогообложении, против "непомерных поборов на заставах и рынках, тормозящих обмен".

Экономические учения мира античности

Древняя Греция.

Ксенофонт (430-355 гг. до н. э) - "О доходах", "Экономика" - дал старт научной экономике. Разделил экономику на отрасли (с/х, ремесленничество, торговля), впервые заговорил о целесообразности разделения труда.

Платон (427-347 гг. до н. э) развил представления о разделении труда, о специализации труда и об особенностях разных видов деятельности.

Аристотель (384-322 гг. до н. э) - "Политика", "Этика" - исследует экономич. процессы с целью обнаружения закономерностей. Основным направлением экономич. развития должна стать натурализация хозяйственной жизни (натуральное хозяйство как идеал - замкнутая хозяйственная система, применяется труд рабов, богатство - совокупность произведенного в этом хозяйстве, способ достижения богатства - захват новых территорий и рабов с последующей организацией их труда). Развитие обмена и торговля противоречат идеальному типу развития, хоть и являются неотъемлемой частью жизни. Аристотель глубоко проанализировал денежные процессы и явления. Именно благодаря разработке этой проблематике, которую сам Аристотель считал тупиковым направлением хозяйственного развития, его имя вошло в историю экономич. науки как одного из её основателей и первого ученого-экономиста.

Древний Рим.

Проблемам ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности уделяли внимание:

Варрон (116-27 гг. до н.э.) - "О сельском хозяйстве";

Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) - "О земледелии";

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.);

Плиний Старший (123-79 гг. до н.э.) - "Естественная история";

Колумелла (I в. до н.э.) - "О сельском хозяйстве" - сельскохозяйственная энциклопедия древности.

Экономическая мысль в I тысячелетии н.э. Экономика и религия

Переход от рабовладельческого строя к феодальному, от языческой религии к монотеизму, от оправдания рабства к его осуждению. Революционных изменений не происходит. Наиболее сильное влияние на экономич. воззрения оказывает церковь. Заповеди трактуются как правила экономического поведения.

Библия свидетельствует о том, что экономические истины были известны людям еще в глубокой древности. В книгах Ветхого Завета содержатся советы, пожелания, напутствия экономического толка. В книге Неемии напрямую упоминается о податях и залоге. Можно найти и наставления из арсенала форм и методов управления экономикой.

Евангелие (Новый Завет) сыграло огромную роль в становлении кодекса экономической морали, противостоянии принципам стяжательства, голой наживе, хотя и не содержит систематизированных взглядов на собственно экономику. В книгах Нового Завета содержатся идеи близкие к социалистическим и даже коммунистическим.

В исламе тоже можно найти подтверждение тому, как религиозные верования воздействовали на экономич. принципы. Так, Мухаммед проповедовал дух умеренности, непоклонения богатству, милосердия; установил правила наследования имущества и распределения средств, поступающих в виде заката (это своеобразная форма налогообложения - обязательная милостыня).

Меркантилизм

Термин (от итал. mercante - торговец, купец) ввел англ. экономист Адам Смит. Это система экономич. взглядов, кот. была широко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры. Представители меркантилизма - англ. Вильям Стаффорд и Томас Манн, фр. Антуан Монкретьен, шотл. Джон Ло, итал. Гаспар Скаруффи и Антонио Джевонези - рассматривали деньги (в то время это благородные металлы) как главный компонент материального благополучия. Источником богатства является внешняя торговля. Было введено понятие активного торгового баланса - превышение вывоза над ввозом. Кроме того, меркантилизм впервые определил управленческие функции государства экономической политикой, ведущей к обогащению нации, является протекционизм (поддержка отечественного купечества на внешних рынках, ограничения для иностранцев на рынке внутреннем).

Ранний меркантилизм возник до эпохи Великих географических открытий, и его центральной идеей была идея "денежного баланса". Экономич. политика правительства в этот период носила ярко выраженный фискальный характер. Успешный сбор налогов мог быть обеспечен только за счет создания такой системы, при которой частным лицам было запрещено вывозить драгоценные металлы за пределы государства. Иностранные купцы обязаны были всю полученную выручку истратить на приобретение местных товаров, эмиссия денег была объявлена государственной монополией. Итог: обесценение денег, рост цен на товары, ослабление экономических позиций дворянства.

Поздний меркантилизм придерживался идеи торгового баланса. Считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Поэтому поощрялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши, а также стимулировалось развитие посреднической торговли, для которой разрешался вывоз денег за границу. Устанавливались высокие импортные пошлины, выплачивались экспортные премии, предоставлялись привилегии торговым компаниям.

Итог: конфронтация между странами, взаимные ограничения в торговле, упадок производств, ориентированных на внутренние рынки.

Уже в XVIIIв. логически завершенный меркантилизм стал тормозом экономического развития и вступил в противоречие с реальными потребностями хозяйственных систем в Европе. Многие понятия и принципы этой доктрины широко применяются в современной теории и практике.

Физиократы

Термин (власть природы) ввел Адам Смит. Основателем учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями - Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817), Жак Тюрго (1727-1781). Физиократы богатством считали не деньги, а "произведения земли"; источником богатства общества - сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность. Прирост богатства происходит за счет "чистого продукта" (это разница между продукцией сельского хозяйства и продукцией, использованной для ее производства в течение года). Идея невмешательства правительства в естественный ход экономической жизни.

Франсуа Кенэ (1694-1774) - "Экономическая таблица" (1758) - таблица кругооборота благоресурсов. Кенэ делит общество на три основных класса - земледельцы, земельные собственники и "бесплодный класс" (не занятых в с/х). процесс распределения и перераспределения чистого продукта проходит следующие стадии:

земледельцы арендуют у собственников землю за деньги, выращивают урожай;

собственники скупают продукты у земледельцев и промышл. изделия у ремесленников;

фермеры закупают пром. товары у промышленников;

промышленники закупают с/х-товары у фермеров - > деньги на аренду земли.

Жак Тюрго (1727-1781) предпринял попытку практической реализации физиократической концепции. Он провел ряд реформ, направленных на снижение роли государства в экономической жизни Франции. Натуральные повинности заменили денежным налогом, сократили расходы государства, упразднили цеховые корпорации и гильдии, ввели налогообложение дворянского сословия (раньше не платили). Тюрго развил учение Кенэ в своей работе "Размышления о создании и распределении богатств" (1776). По Тюрго, чистый продукт может производиться не только в с/х, но и в промышленности; классовая структура общества более сложна - внутри каждого класса существует дифференциация. Кроме того, он заложил научную основу анализа з/п наемных рабочих; сформулировал "закон уменьшения земельного продукта", кот. В современной экономич. теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

Хотя практика физиократов была неудачной, теоретический вклад этой школы трудно переоценить.