Смекни!
smekni.com

Кто диктует условия игры на нефтяном рынке? (стр. 1 из 3)

Кто диктует условия игры на нефтяном рынке?

Еще перед началом очередной конференции ОПЕК, которая состоялась в Вене 15 сентября, многие эксперты высказывали серьезные сомнения в том, что возможное решение концерна о повышении квот на добычу и поставку сырой нефти способно оказать сколь-нибудь заметное влияние на развитие мировой конъюнктуры. Очевидно именно по этой причине вплоть до самого закрытия венского саммита, было трудно предсказать его итоги. В ходе обсуждения повестки дня представители стран - членов нефтяного картеля высказывали различные (а иногда и взаимоисключающие друг друга) взгляды, причем некоторые из них умудрились в течение этого достаточно короткого промежутка времени неоднократно изменить свою точку зрения.

Котировки скачут

Тем не менее, участникам конференции удалось достигнуть компромисса - было решено с 1 ноября 2004 г. увеличить квоту на добычу нефти в странах ОПЕК на 1 млн. барр. в сутки, или до 27 млн. барр. Что сразу же вызвало поток критических замечаний со стороны большинства аналитиков, так как и до 15.09.2004 г. при официальной квоте в 26 млн. барр. реальная добыча нефтяного сырья странами картеля достигала примерно 28-29 млн. барр.

Бесполезность увеличения экспортных квот с целью снижения мировых цен на нефть была лишний раз доказана уже на следующих биржевых торгах - начиная с 16 сентября черное золото дорожает с завидным постоянством. А в ночь с 27 на 28 сентября на внебиржевых торгах в электронной системе ACCESS стоимость фьючерсов на нефть марки WTI, которые котируются на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX), преодолела отметку исторического максимума в 50 USD/барр. и достигла значения 50,39 USD/барр. Дальше цены безудержно понеслись к новому рекорду - 60 USD/барр.

Непосредственной причиной очередного скачка котировок стало сообщение министерства энергетики США о том, что в последнюю неделю сентября запасы нефти и нефтепродуктов на американских НПЗ выросли лишь на 1,1 млн. барр., до 274 млн. барр. При этом объемы мазута и дизельного топлива сократились на 2,1 млн. барр., до 123,4 млн. барр. Это на 6% меньше аналогичного показателя прошлого года. Данные цифры оказались неприятным сюрпризом для аналитиков, которые ожидали, что в преддверии отопительного сезона запасы нефтепродуктов в стране должны были возрасти по меньшей мере на 2,75 млн. барр.

Вообще же нынешние проблемы с поставками углеводородного сырья на крупнейший в мире американский рынок, по мнению многих экспертов, возникли из-за разрушительных последствий урагана "Иван Грозный". Даже три недели спустя после удара стихии дневная добыча нефти в Мексиканском заливе составляла лишь 71% от обычного уровня, а НПЗ в этом регионе были загружены лишь на 89% своей мощности. Причиной стал выход из строя нескольких плавучих и стационарных буровых установок для восстановления нормальной работы которых необходимо несколько месяцев.

Однако влияние перебоев в поставках нефти с промыслов на шельфе Мексиканского залива и коммерческих запасов энергоносителей в США на мировой рынок не оказалось бы столь болезненным если бы не совпавшее по времени с природными катаклизмами обострение обстановки в Нигерии и Ираке (там 4 октября в который уже раз был взорван экспортный нефтепровод).

На предмет того, как будут развиваться события на мировом рынке энергоносителей в среднесрочной и даже в краткосрочной перспективе, у аналитиков нет единой точки зрения. Все зависит от того, влияние какого из многочисленных факторов, воздействующих на нефтяную конъюнктуру, данный специалист считает определяющим.

Мнение первое: нефти не хватает

Немалое число достаточно авторитетных экспертов уверено, что ключевой проблемой является перманентно растущий спрос на нефть, за которым никак не может угнаться предложение. Посему нет никаких оснований ожидать, что в ближайшее время цены на энергоносители могут сколько-нибудь существенно понизится. Наоборот, любая негативная новость из нефтедобывающих регионов, не говоря о даже кратковременных перебоях в поставках, будет стимулировать их дальнейший рост.

Однако недостаток товара является лишь следствием острого глобального дефицита добывающих и перерабатывающих мощностей. Не говоря уже об их резерве на случай внезапной остановки в любом из нефтедобывающих регионов мира. Немедленно изменить здесь что-либо вряд ли возможно - на создание новых мощностей уйдут не недели и даже не месяцы. Хотя возможно, что спрос на энергоносители начнет замедляться сам собой из-за сверхвысоких цен.

Что касается оценок ведущих западных поставщиков нефти, то специалисты американских концернов высказываются в том духе, что ситуация на нефтяном рынке вряд ли стабилизируется в ближайшие годы. Правда, и назвать все ныне происходящее кризисом в полном смысле этого слова нельзя. Так, в частности, считают эксперты Exxon Mobil. В то же время "облом" может наступить уже в следующем году, поскольку в ближайшие месяцы можно ожидать начала ускоренного роста потребления топлива, а объемы его производства, напротив, будут падать.

Очевидно, что при таком развитии событий любое новое осложнение в нефтедобывающих странах может сделать реальностью прогноз президента Венесуэлы Уго Чавеса, заявившего не так давно, что скоро нефть будет стоить около 100 USD/барр. Пока таких цен не предвидится, но эксперты банка Morgan Stanly не исключают, что уже скоро стоимость барреля сырой нефти может составить 60 USD. А это почти с неизбежностью грозит замедлением темпов развития мировой экономики.

Мнение второе: во всем виноваты слухи

По мнению другой группы аналитиков (значительная часть которых представляет страны-производители сырья), сегодня на рынке нет дефицита нефти. Главная причина нынешних потрясений имеет исключительно спекулятивный характер - биржевые игроки, пользуясь нестабильностью в ряде стран - экспортеров нефти, просто взвинчивают цены, а дезориентированные этой активностью страны-потребители стремятся закупить как можно больше нефти "про запас", хотя это и не диктуется непосредственными нуждами их экономик.

Примерно так считает и министр энергетики Кувейта шейх Ахмад Фахад Аль-Ахмад Аль-Сабах. По его словам, основными составными частями нынешнего кризиса на энергетических рынках являются теракты в ряде нефтедобывающих стран и экономическая ситуация в геополитическом плане. Это порождает обеспокоенность дилеров, которые поднимают цены на нефть с тем, чтобы создать для себя задел на будущее, когда котировки упадут.

Как полагает президент ОПЕК, министр энергетики и природных ресурсов Индонезии Пурномо Юсгианторо, панику среди участников рынка в основном порождают именно "неэкономические факторы", прежде всего сложная ситуация на Ближнем Востоке и в других нефтедобывающих регионах. В качестве доказательства он приводит Нигерию, в которой после наступления относительной стабильности (вследствие заключения мирных соглашений между правительством и повстанцами) цены на нефть пошли вниз.

Согласно информации Reuters, совокупная добыча стран - членов ОПЕК, которые сегодня обеспечивает половину всего мирового экспорта нефти, достигла в сентябре наибольшего показателя за последние 25 лет (реально около 30 млн. барр./сутки). Это притом, что, по некоторым данным, запасы черного золота у большинства лидеров мировой экономики и без того весьма велики.

Как заявил некоторое время назад исполняющий обязанности генерального секретаря ОПЕК Майзар Рахман, промышленные запасы нефти и нефтепродуктов в странах Организации экономического сотрудничества составляют на данный момент около 2,5-2,6 млрд. барр., и если в ноябре этого года их объем вырастет до 2,7 млрд. барр., то это может вызвать обвальное падение спроса на нефть и соответственно обрушить цены.

Европейцы разрабатывают сценарии

Из соображения объективности не лишним будет изложение точек зрения на происходящее экспертов, представляющих страны, которые не относятся к числу главных производителей нефтяного сырья. Так, исследователи из Национального института экономических исследований NIER (Швеция) полагают, что угроза терактов и политических катаклизмов с течением времени ослабнет и к концу 2006 г. цена нефти уменьшится до 28 USD/барр. Однако они вовсе не исключают возможности того, что новые вылазки террористов приведут к сохранению высоких нефтяных цен и на более длительный период.

Причем максимальное влияние на биржевые котировки окажет нападение на нефтяные объекты в Саудовской Аравии. Дело в том, что эта страна в настоящее время обеспечивает примерно 10% всего мирового экспорта нефтяного сырья и является единственным крупным поставщиком, способным при необходимости существенно нарастить добычу в достаточно сжатые сроки.

Но события могут развиваться и по значительно более худшему варианту: цены окажутся куда более высокими, чем ожидают специалисты NIER, а период их действия существенно более длительным. Для оценки последствий развития конъюнктуры в данном направлении лондонским Институтом экономических и социальных исследований были использованы специально разработанные методы моделирования. В результате были подготовлены два альтернативных сценария поведения нефтяного рынка.

Первый предполагает сохранение длительного периода неопределенности и цен на нефть на уровне 40 USD/барр. вместо их постепенного снижения с осени 2004 г. Второй сценарий базируется на предположении серьезного нарушения поставок вследствие какого-либо экстраординарного события. В результате следует ожидать значительного скачка цен выше нынешних и без того значительных величин.

Точную цифру эксперты называть отказываются, однако в качестве ориентира ссылаются на времена конфликта на Ближнем Востоке в 1990-1991 гг., когда подавляющее большинство аналитиков ожидало скачка цен до 60 USD/барр. Именно этот показатель во втором сценарии и взят в качестве базового.

Как показывают расчетные данные по первому сценарию, потрясения на нефтяном рынке будут достаточно значительными, однако существенной угрозы глобальному экономическому подъему в этом случае не создается, как минимум она отсрочивается. Второй сценарий заметно более пессимистичен: подъем в мировой экономике вообще может приостановиться. Конечно, активная экономическая политика ведущих держав смягчит негативные последствия удорожания нефти для глобального роста, но полностью нейтрализовать отрицательный эффект не удастся.