Смекни!
smekni.com

Кодекс Наполеона 1804 года. Римское право древнейшего периода (стр. 1 из 3)

ПЛАН

    Римское право древнейшего периода

(YI в. до н.э. – сер. III в. до н.э.) …………………………………1-4 стр.

    Гражданский кодекс Франции 1804 г.

(общая характеристика)…………………………………………...4-10 стр.

3. Список литературы………………………………………………….11 стр.

1. Римское право древнейшего периода

(YI в. до н.э. – сер. III в. до н.э.)

В истории римского государства различают три основных периода. Первый – древнейший царский – от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.; второй период – республиканский – охватывает примерно пятивековую историю (509-27 гг. до н.э.). И третий – имперский – распадается на два подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики – главного жреца (понтифик), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината ( от dominus – господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи. Принципат датируется 27 г. до н.э. и 284 г. н.э., доминат охватывает период с 284 по 476 г.

Римское право по классовому содержанию было рабовладельческим. Оно всемерно охраняло политические, имущественные и личные интересы рабовладельцев, их неограниченное господство над рабами. Особенностью этого права является тщательная регламентация института частной собственности. Еще со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, что квиритское право существует только для граждан Рима. В отношениях между римлянами и чужестранцами действовало право народов (iusgentium).

Древнейшие нормы римского права отражали религиозные представления. Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюстители культов понтифики являлись одновременно толкователями законов, были первыми юристами. Большое значение придавалось формальным моментам, точному соблюдению терминологии.

Древнейшим источником права был общепризнанный обычай. Закон (lex) как источник права вошел в обиход лишь после вступления в силу первой кодификации правовых обычаев – законов XII таблиц. Полагают, что при их составлении было изучено также афинское право. Законы XII таблиц, составленные в Y веке до н.э., по существу представляли собой запись обычного права. Писаные законы являлись крупной победой, вырванной плебеями у патрициев.

Законы XII таблиц (451-450 гг. до н.э.) представляют собой краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отношениям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по настойчивому требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже предпринявших такую попытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из города.

Их требования сводились главным образом к уравнению их в политических правах с патрициями. Они требовали, в частности, обеспечения ауксилиума (элементарной правовой защиты от произвола чиновных служителей при помощи создания своих сословно избранных чиновников – магистратов) и наделения такими правами, которые бы ограничили произвол властей. Поскольку плебс составлял большинство в народном собрании, он требовал расширения прав и более демократического голосования в комициях. Другие пункты притязаний при составлении законов – требования об освобождении от тягот долгового рабства, более справедливого дележа общественного земельного фонда, права вступать в брак с представителями патрицианских родов. В 494 г. плебеи уже добились для себя права избирать своих чиновников (плебейских трибунов). Всего их было к этому времени 10 человек, они не имели управленческой власти, но могли прибегнуть к праву вето (букв. «запрещаю») – праву запрещать исполнение любого распоряжения или даже постановления сената.

После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские законы вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих условиях было решено избрать 10 человек, с тем, чтобы они подготовили законы для города-государства и учли требования и ожидания конфликтующих сословий. Эти законы, записанные на медных досках, были выставлены на видном месте для более наглядного восприятия.

Упомянутым 10 мужам были даны на целый год высшие полномочия в городе-государстве для того, чтобы они могли иметь возможность исправлять законы и толковать их, но без права апелляции в отличие от всех остальных должностных лиц. Первые 10 таблиц вызвали нарекания за их неполноту, и новый состав выборных 10 мужей с равным представительством от патрициев и плебеев прибавил на следующий год к старым еще две таблицы. После прибавки собрание получило название «Законы XII таблиц» (LegesDuodecimtabulorum). Эти же законы иногда именуются Законами десяти (мужей) (Decemvirilegibusscridundi). Законы были одобрены народным собранием в 449 г.

Содержание XII таблиц можно сокращенно представить так:

1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (табл. I-II).

2. Процесс против несостоятельного должника (III).

3. Положения об отцовской власти (IY).

4. Опека, наследование, собственность (Y-YI).

5. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (YII-YIII).

6. Публичное и сакральное право (iuspublicum, iussacrum), уголовное право (IX-X).

7. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу закона) (XI-XII).

Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали следующие:

· на место произвола магистратов ставился закон. Тит Ливий назвал главным результатом этой древней бескровной политической революции «Уравнение в свободе»;

· строгий формализм правовых процедур и общения;

· процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства;

· казуистичность построения правил и норм (по принципу: «если – то – иначе»);

· обязательства возникают, согласно Законам, не только из заключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущерба личности, здоровью, имуществу;

· суровыми карами наказывалось колдовство, убийство, воровство и измена. Они сильно уменьшили возможности самоуправства и кровной мести. Осужденный на казнь имел право апеллировать к комициям, составной части народных собраний. Смертная казнь ожидала судью взяточника или корыстного посредника в конфликтной ситуации.

После одобрения Законов едва не произошел реакционный переворот, но его предотвратили новый уход плебеев из Рима и оппозиция в сенате, которые привели к отставке комиссии децемвиров, отказавшейся сложить свои полномочия.

Уже в 449 г. народные трибуны, выбиравшиеся плебеями. Добились права на неприкосновенность, а законы, принимаемые по трибам с участием плебеев, стали признаваться. В 445 г. были разрешены браки между патрициями и плебеями.

Законы XII таблиц пребывали в качестве действующих на протяжении многих веков. Через шесть веков их комментировал в специальном трактате юрист Гай. Самый известный судебный оратор поздней республики Цицерон (I в. до н.э.) сообщает, что эти Законы заучивали в школах наизусть «как необходимую песнь» и этому благоприятствовал особый ритмический строй текста Законов.

Цицерон, один из признанных комментаторов римских законов, оставил памятное свидетельство о высоком авторитете Законов XII таблиц в таких словах: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки философов».[1]

2. Гражданский кодекс Франции 1804 года

(общая характеристика).

Государственный переворот, совершенный 9 ноября (18 брюмера) YIII года республики при определяющем влиянии генерала Наполеона Бонапарта, произошел в обстановке широкого общественного недовольства коррупцией, разгулом спекуляции, в которые оказались вовлечены члены правительства. Переворот был произведен при содействии армии, которая затем стала стержневым элементом всей бюрократической и территориально-административной иерархии.

За короткий отрезок времени (с 1804 по 1810 г.), в частности благодаря энергии и самого Наполеона, было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права и вошедших в историю под названием кодификации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).

«Кодекс под редким названием «Codecivildesfrancaise» - «гражданский кодекс французов» - был принят 21 марта (30 вантоза) 1804 года. Он представлял собой свод единообразных (унифицированных) законов, действующих на всей территории страны, имеющих особенную структуру и логику изложения (по институтам) и содержащих точные юридические определения либо условные юридические термины (гражданская смерть и т.д.). Кодекс заменил собой около 360 местных сборников кутюмов (правовых обычаев) и стал для всех граждан доступной книгой законов, ясных, понятных и соответствующих в определенной части Декларации прав 1789 года».[2]

В его разработке приняли участие такие видные французские юристы, как Порталис, Тронше, Мальвиль и др., опиравшиеся на римское право, дореволюционную судебную практику и кутюмы, которые они переработали в соответствии с потребностями нового общества. Первый консул лично участвовал в обсуждении ряда статей Кодекса. Он устранил из проекта некоторые положения, которые ассоциировались с революцией, а теперь, в послереволюционный период, представлялись чрезмерно радикальными. Несмотря на отдельные консервативные отступления, именно в Кодексе Наполеона гражданское право Франции нашло свое классическое выражение. Поэтому и сам Кодекс имел для своей эпохи революционное значение, сыграл исключительно важную роль в разработке и утверждении многих принципов нового гражданского права.