Смекни!
smekni.com

Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения (стр. 1 из 3)

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

СибГУТИ

Кафедра экономической теории

Реферат на тему:

Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения

Выполнила: Зотова Т.

студентка гр. Э-42

Проверила: Рогаткина Е.В.

Новосибирск, 2005


Содержание

Введение

Развитие понятия богатства

Определение природы и состава общественного богатства

Статистика общественного богатства

Современный взгляд на богатство и его производство

Экономический круговорот

Заключение

Список литературы


Введение

Экономическая теория как наука (то есть систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII – XVIII вв. в период становления капитализма. Её основной задачей было, прежде всего, выяснить, «как государство богатеет».

Для начала, надо выяснить, что понимать под богатством. Издавна под богатством подразумевалась совокупность материальных благ, без которых невозможна человеческая жизнь – пища, одежда, жильё и иные средства существования, а также орудия, с помощью которых эти средства создавались. Однако, как признано, не хлебом единым жив человек. И действительно, современные представления о богатстве расширились: богатство включает всё то, что обеспечивает благосостояние людей, уровень и качество их жизни. Уровень и качество жизни охватывают все виды человеческой потребностей:

- материальные

- духовные

- социальные.

Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в улучшении удовлетворения его духовных потребностей: в увеличении свободного времени и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.

Богатство имеет несколько человеческих измерений, если его рассматривать с позиций одного человека, семьи или общества.

Каким образом, где и благодаря каким условиям создаётся богатство всего общества? Поиск ответа на этот и связанные с ним вопросы стал делом экономической теории.


Развитие понятия богатства

Впервые теоретическое изучение экономики началось в рабовладельческом обществе. Великий греческий мыслитель Аристотель ввел в оборот название науки – «экономия». В ней он рассмотрел, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца.

Исследовательский поиск дал неоднозначные результаты. Первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм. Она считала, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно всё купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден. В то время товары в одной стране обычно покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству: расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Между тем критики меркантилизма подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого материального богатства. Происходит лишь обмен денег на товар, и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, то созданное кем-то богатство только лишь перераспределяется в пользу одной сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не обогащается. Правда, в такой критике не учитывалось, что купцы оказывают людям материальные услуги, доставляя товары из места их производства до места потребления.

Вслед за этим появилось теоретическое учение физиократов. Попытка физиократов искать источник богатства в производстве выразилась в трактовке ими богатства как результата годового земледельческого труда. При этом они не разделяли накопленное и созданное в течение года богатство. Однако, разграничив «первоначальные» и «ежегодные» авансы, физиократы отметили важнейший пункт, отличающий ту часть богатства, которая накапливается и сохраняется в течение нескольких лет, от другой части, которая воспроизводится в течение года.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатство общества производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения, обмена и потребления, полезных вещей. Не ограничиваясь описанием явлений (например, обмена товара на деньги), классическая политическая экономия перешла к исследованию их сущности и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской политической экономии является Адам Смит. Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнёт и произвол, А. Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идёт в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Английские «классики» выяснили источники общественного богатства. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот (освоённые земли, недра и леса). Природа , образно говоря, - «мать» богатства, она снабжает людей средствами жизни (рыба в водоёмах, плодоносящие деревья и др.) и средствами производства (уголь, руды и т.п.). «Отцом» же богатства является труд людей.

Они создали трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создаёт их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достаётся им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты.

Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс. Историческая заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства как особой категории общественного воспроизводства наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями. Важнейшее значение имеет проведенное К. Марксом разграничение общего содержания богатства и его общественной формы. С точки зрения результата производства нет никаких объективных оснований для разграничения общественного богатства и произведенного продукта. Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. То, что домарксовая политическая экономия не могла осознанно провести различие между богатством как обособившейся в процессе воспроизводства совокупностью потребительных стоимостей, и продуктом как совокупностью произведенных потребительных стоимостей, имеет теоретические и практические основания. С точки зрения стадий развития капитализма только машинное производство создает адекватный капитализму технический базис; только на этом этапе обнаруживается в полной мере всевозрастающая роль накопленного основного капитала как фактора ускоренного накопления, а непрерывность процесса воспроизводства становится объективной необходимостью для капитала. Однако классическая буржуазная политическая экономия развивалась, когда данные обстоятельства не проявились в должной мере.Теоретические причины смешения национального богатства и продукта в домарксовой экономии коренятся в не разграничении производства и воспроизводства, а также в недостатках анализа содержания процесса труда. Процесс воспроизводства характерен для всех способов производства. Какова бы ни была общественная форма процесса производства, он, во всяком случае, должен быть непрерывным, т. е. должен периодически все снова и снова проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить.Имея в виду определяющую роль производства, можно сказать, что категории и законы производства суть категории и законы воспроизводства, а определение богатства, характеризующее его как сумму потребительных стоимостей, сохраняется и в процессе воспроизводства. Однако необходимо видеть различия воспроизводства и производства, которые позволяют выделить особый круг законов и категорий воспроизводства и определяют различия между продуктом и собственно богатством.В отличие от производства воспроизводство, во-первых, есть повторяющийся, непрерывный процесс. В процессе воспроизводства наблюдается повторяемость явлений и процессов как результат действия внутренних законов производства и воспроизводства. Результат производства характеризуется в процессе воспроизводства иначе, чем с точки зрения процесса производства. Результат процесса труда воплощен в продукте, натуральная форма которого отлична от формы факторов производства. Он уходит из процесса труда, покидает его. В процессе же воспроизводства продукт присутствует постоянно, возобновляется, появляется в нем снова и снова, а каждый новый цикл производства исходит из производственного продукта как имеющий предпосылки.Воспроизводство предполагает, во-вторых, возобновление условий производства. «Процесс производства как содержащий в самом себе условия своего возобновления есть процесс воспроизводства». Нельзя трактовать данное положение К. Маркса узко, т. е. только по отношению к простому воспроизводству. Хотя каждый способ производства имеет свои особые формы обеспечения воспроизводства условиями производства, ни простое, ни расширенное воспроизводство в них невозможны до тех пор, пока не воспроизведены средства производства для возмещения и накопления и предметы потребления для воспроизводства рабочей силы. Собственный продукт труда — отмечал К. Маркс,— распадается на те две составные части, которые, если их рассматривать с вещественной стороны, представляют собой: одна — вещественные условия процесса труда, другая — вещественные условия сохранения и воспроизводства рабочей силы. В процессе воспроизводства, рассматриваемого абстрактно как непрерывный, повторяющийся процесс труда, обнаруживаются не только различия в использовании частей продукта на нужды возобновления вещественных факторов производства (средств производства) и воспроизводства рабочей силы, но и особенности воспроизводства различных составных частей вещественных условий производства. Применительно к средствам производства это выражается в том, что в ходе цикла производства продукта, или годового периода, полностью потребляется лишь определенная часть произведенных средств производства — предметы труда. Предметы потребления, как известно, не входят в процесс труда, а уничтожаются в процессе личного потребления. Однако процесс их потребления обнаруживает естественные особенности различных видов предметов потребления.Названные особенности, как средств труда, так и предметов потребления неустранимы при любой форме производства, они вытекают из природы потребительной стоимости, из их вещественной формы. Тем самым в процессе воспроизводства определенная часть условий производства постоянно обособляется от другой части, которая потребляется производительно или непроизводительно в пределах данного цикла, или периода производства.Таким образом, из богатства как мира произведенных потребительных стоимостей в процессе воспроизводства обособляется та его часть, которая накапливается в ходе воспроизводства и увековечивает себя все в новых и новых формах как в сфере производства, так и в сфере потребления.Другое объективное основание выделения общественного богатства в процессе воспроизводства вытекает из того, что его непрерывность сочетается с периодичностью производства продуктов. К. Маркс, отмечая единство и различие непрерывности процесса труда и периодичности производства продуктов, писал: «Периодичность не имеет ничего общего с непрерывностью процесса труда постольку, поскольку последний — насколько это допускает природа потребительной стоимости — вообще является непрерывным, при самых различных как периодах, так и оборотах вообще...»

Определение природы и состава общественного богатства

Определение природы и состава национального богатства как экономической категории предполагает выявление его границ.В конце 40 — начале 50-х годов М.В. Колганов выступил с идеей о том, что в состав богатства общества должны входить все потребительные стоимости, - составляющие материальные условия производства, независимо от того, произведены они трудом или нет. Решающий аргумент в подтверждении своей позиции М.В. Колганов видел в том, что «потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма».По мнению ряда экономистов, под народным богатством понимается не вся совокупность потребительных стоимостей, созданных трудом, а только те из них, которые имеют вещественную форму, являются материальными предметами. Наиболее последовательно данную позицию отстаивали А. Вайнштейн, а также Я.А. Кронрод, уточняя определение богатства, отмечал, что «далеко не все элементы (продукта) накапливаются, как, например, транспортные перевозки, электрическая энергия и т. д.».В 40-60-е годы также рассматривался вопрос о включении в национальное богатство рабочей силы с ее навыками, знаниями, квалификацией.К середине 60-х годов господствующей стала точка зрения об ограничении состава богатства только материальными объектами, результатами труда.В 80-х годах в экономической литературе сформировались две основные позиции по данному вопросу. Сторонники одной считают, что в состав национального богатства не могут входить природные ресурсы. По их мнению, в его состав входят лишь затраты на освоение ресурсов или их экономическая оценка. Наиболее последовательно эту позицию аргументировал А.Л. Вайнштейн.В рамках другой позиции, которая заключается в обосновании необходимости включения в национальное богатство естественного богатства, имеется значительное разнообразие взглядов по поводу конкретных границ природного богатства. Эта позиция наиболее аргументировано отстаивалась в работах М.В. Колганова и др.Сторонники данной позиции последовательны и правы, когда отмечают, что само по себе возрастание значимости природных ресурсов, а также факт влияния более благоприятных ресурсов на рост производительности труда и повышение эффективности производства не могут служить основанием для отнесения естественных ресурсов к национальному богатству. В этом случае в национальное богатство пришлось бы включить массу факторов, которые оказывают влияние на рост результативности производства. Более существенными являются возражения противников включения природных ресурсов в состав национального богатства на том основании, что они не воспроизведены трудом, а лишь потенциально служат источником вещественного богатства.Однако природные ресурсы не являются чем-то внешним по отношению к процессу труда. Они не являются пассивным источником потребительных стоимостей, произведенных обществом, а прямо включены в процесс труда в качестве его моментов. Последовательный материалистический подход к содержанию процесса труда, к его роли в развитии общества не может не обнаружить постоянное опосредование, взаимосвязь человека и природы. И наоборот, любое исключение природных ресурсов из процесса труда разрывает материальную связь человека и природы, превращает природу как объект воздействия и изменения человека в нечто внешнее, независимое от активной деятельности человеческого общества.Именно потому, что природные ресурсы прямо включены в общественный процесс труда, они есть не просто источник потребительных стоимостей, а являются неотъемлемой частью производительного процесса и, следовательно, с его позиций не могут не входить в состав, непременных предпосылок непрерывности воспроизводства.

Статистика общественного богатства

Общественное богатство- это совокупность материальных и духовных благ (ресурсов), накопленных в стране в результате прошлого труда, а также учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми общество располагает в определенный момент времени.