Смекни!
smekni.com

Особенности и проблемы развития рынка труда в переходной экономике (стр. 1 из 3)

Белорусский Государственный Экономический Университет

Кафедра экономики

РЕФЕРАТ

на тему

«Особенности и проблемы развития рынка труда в переходной экономике»


Рынок труда и сфера занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется некоторыми особенностями.

В социалистических странах существовала гарантия предоставления рабочего места каждому желающему. Поступив на работу, человек проходил испытательный срок, который в большинстве случаев являлся простой формальностью, после чего место было фактически гарантировано работнику. Юридически представлялось весьма сложным уволить работника в связи с его некомпетентностью или избытком рабочей силы на данном предприятии. Даже при сокращении производства рабочие продолжали полностью получать заработную плату. При этом не допускалось разорения предприятий, для их поддержки выделялись государственные субсидии.

Гарантированная занятость и отсутствие у занятых в народном хозяйстве конкуренции со стороны безработных приводило к снижению производительности и мотивации труда, потере стимулов к повышению квалификации и качества работы,

Работники не только имели гарантированное право на труд, но и были безоговорочно обязаны трудиться (выход из состава рабочей силы осуждался как «тунеядство»). За основу был взят принцип «Кто не работает, тот не ест».

Доля работающих по отношению ко всему трудоспособному населению была крайне велика. Это достигалось, прежде всего, за счет высокой трудовой активности женщин.

Ориентация на полную занятость и сложившийся трудовой менталитет до настоящего времени оказывают сильное воздействие на трудовые отношения. Длительно сохраняющийся высокий уровень занятости свидетельствует не только о потребности населения в труде как источнике основного дохода, но и о сформировавшемся вполне определенном трудовом образе жизни.

Занятость на государственном предприятии гарантировала работникам получение важнейших социальных благ. К ним относились бесплатное получение жилья, путевок в санатории и профилактории, льготное питание, медицинские услуги и т.д. Основные социальные услуги, обусловленные занятостью на предприятии, автоматически распространялись на всех членов семей, как работающих, так и неработающих.

Государство, являясь собственником подавляющей части средств производства, было практически единственным работодателем и монопольно устанавливало цену труда.

Ставки заработной платы определялись централизованно, в административном порядке. Предприятиям не разрешали поднимать ставки заработной платы, поэтому как средство привлечения новых работников и вознаграждения за хорошую работу они широко использовали дополнительные льготы и выплаты. В результате возник чрезмерный уклон в сторону дополнительных льгот и выплат.

В некоторых странах (Болгария, Чехословакия, СССР) сложилась система так называемых «научно обоснованных» дифференцированных ставок заработной платы, т.е. градация всех работ в соответствии с объемом выпускаемой продукции, количеством часов рабочего времени, районными коэффициентами и т.п. Структура заработной платы отдельного рабочего оставалась сложной: помимо базовой тарифной ставки она включала премии и надбавки, районные и специальные коэффициенты (например, за тяжелый физический труд).

При начислении заработной платы уделялось большое внимание вопросам компенсации различий в оплате труда

за счет таких факторов, как риск производственной травмы, дополнительные выплаты, должностной статус и т.п. В то же время не предусматривалась дифференциация ставок заработной платы в зависимости от результатов, вызванных процессом инвестирования в человеческий капитал. В противоположность западной системе, более высокий доход получали не те, кто обладал высокой квалификацией, требующей долгой подготовки, — врачи, юристы, преподаватели, а преимущественно квалифицированные рабочие, занятые в материальном производстве.

Существующая система заработной платы не учитывала инвестиций в человеческий капитал. При такой ситуации рабочие не были заинтересованы в приобретении знаний и навыков общего характера, готовились в основном специалисты узкого профиля, чья квалификация не имела ценности за пределами конкретного рабочего места или предприятия.

Высокий уровень монополизации экономики в сочетании с отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением работников на предприятии (очередь на жилье и т.п.) приводил к ограничению мобильности рабочей силы.

Низкая территориальная мобильность была особенно характерна для СССР, где норма сменяемости места жительства составляла 4 % (в то время как в Западной Европе — 8—10 % и в США — 18 %.

В ряде социалистических стран государство имело право направлять выпускников вузов в ту или иную местность (в т.ч. в отдаленные районы), где они должны были проработать определенное количество лет.

Социалистическая экономика характеризуется деформированной структурой занятости — в промышленности и сельском хозяйстве занято избыточное количество рабочей силы. Этому способствует медленный рост производительности труда и политика, направленная на приоритетное раз­витие тяжелой промышленности и сельского хозяйства.

Существующие механизмы разрешения социальных конфликтов были неэффективны. Потенциал социальных партнеров — государства, работников и работодателей — в улаживании разного рода разногласий зачастую не реализовывался, поскольку при прежней системе их роль была заметно ослаблена. Профессиональные союзы существовали, но входили в структуру государства или партийного аппарата и не представляли интересы рабочих так, как в Западной Европе и Северной Америке.

В прежней системе были крайне ограничены возможности миграции за пределы страны. Как известно, излишек рабочей силы в одной стране может быть продуктивно использован в другой на рабочих местах, которые местное население занимает неохотно. Эмиграция и иммиграция в Центральной и Восточной Европе изначально запрещалась, а позже строго ограничивалась. С началом либерализации ограничения на выезд из страны сменились ограничениями на въезд, которые установили принимающие государства.

В течение ряда лет применялись массовые формы принудительного труда. Известно, что в СССР и некоторых других странах на строительстве, в шахтах и на лесозаготовках использовался труд заключенных. Экономические выгоды от использования принудительного труда были до­вольно значительными, особенно в период коллективизации и индустриализации.

В переходной экономике развитие рынка труда деформировано, ограничено в пространственном и функциональном отношениях из-за незавершенности политических и экономических реформ, сдерживающих конкуренцию.

Рыночные реформы подтвердили объективность того, что избыточный спрос на рабочую силу со стороны государственных предприятий и так называемый дефицит рабочей силы, вопреки экономическим законам, искусственно создавался административными методами.

Неизбежным результатом приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратилась в одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10—15 %. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.

Сокращение объемов производства в Беларуси не сопровождалось адекватным высвобождением рабочей силы. Так, в 1990—1997 гг. при общем спаде ВВП на 27 % численность занятых в народном хозяйстве уменьшилась на 15 %. Эта тенденция отражает попытки государственных предприятий сохранить рабочие места, обеспечивая неофициальную социальную защиту. В результате на таких предприятиях скапливается значительное количество избыточных работников, снижается производительности труда, возникает скрытая безработица. Составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей численности занятых скрытая безработица оказывает негативное воздействие ни многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

Еще одна тенденция — значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 70 % от общей численности уволенных в 1997 г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.

Политика занятости, проводимая на предприятиях при поддержке государства, сыграла решающую роль в торможении роста безработицы. Однако такая тактика предотвращения массовых увольнений вступает в противоречие с общей направленностью экономической политики и необхо­димостью повышения экономической эффективности, невозможной без вытеснения из хозяйственной сферы определенного количества скрытых безработных.