Смекни!
smekni.com

Первооткрыватели Дальнего Востока (стр. 4 из 6)

Открыв богатое лежбище моржей в Анадырском заливе, Дежнев основал в 1652 г. промысел зверя, принесший большую прибыль Российскому государству. В соответствии с принятым административным делением Дежнев возглавил один из двух Анадырских казачьих полков.

В 1660 г. Дежнев переехал с Анадыря на Колыму, откуда через год с большим грузом добытых моржовых клыков ("костяная казна") на коче направился через море и р. Лену в Якутск. Сюда он смог добраться только весной 1662 г. Летом вместе с группой "государевых людей" сухим путем выехал в Москву для доставки "соболиной, ясачной и костяной казны". Царю Алексею Михайловичу Дежнев представил челобитные с подробным описанием своих путешествий, открытий и деятельности на Анадыре. В 1665 г. ему был присвоен чин казачьего атамана; после нескольких лет деятельности в Восточной Сибири Дежнев вновь направляется в Москву с "соболиной казной". В столицу России он прибыл в конце декабря 1671 г. Здесь же и скончался в 1673г. В ознаменование заслуг С. И. Дежнева перед Отечеством его именем были названы полуостров и горный массив на западном побережье Берингова пролива, бухта на Камчатке, мыс - восточная оконечность Азиатского материка, острова в архипелаге Норденшельда в Карском море, морские суда.

Летом 1648 года из устья Колымы вышли в море и повернули на восток семь кочей, на которых находилось 90 человек. Возглавляли этот поход Федот Попов и Семен Дежнев. В проливе Лонга во время бури разбило о лед два коча. Люди высадились на берег, часть из них впоследствии была убита чукчами, остальные, вероятно, погибли от холода и голода. На пяти оставшихся судах С. Дежнев и Ф. Попов продолжили плавание на восток. Вероятно, в августе мореходы оказались уже в проливе, отделяющем Азию от Северной Америки, позже названном Беринговым. Здесь погиб коч Герасима Анкудинова. Через несколько дней "того Федота со мною, Семейкою, на море разнесло без вести". Следовательно, четыре коча, обогнув северо-восточный выступ Азии тот мыс, который ныне носит имя Дежнева, впервые в истории прошли из Северного Ледовитого океана в Тихий. Далее с Дежневым случилось следующее: "И носило меня, Семейку, по морю после Покрова Богородицы и выбросило за Анадырь-реку. А было нас на коче двадцать пять человек. Оттуда потерпевшие крушение двинулись на Северо-восток: "А пошли мы все в гору, сами пути не знаем, холодны, голодны, наги и босы. А шел я, бедный Семейка, со товарищи до Анадырь реки ровно десять недель. И с голоду мы, бедные, врозь разбрелись. И вверх по Анадырю пошли двенадцать человек и ходили двадцать ден, людей иноземных и дорог не видели и воротились назад". Из 90 участников экспедиции осталось в живых только 12. Такова была цена подвига, которую заплатили русские люди во имя этого географического открытия. На следующий год казаки на Анадыре построили зимовье, которое впоследствии стало Анадырьским острогом. Здесь Дежнев провел свыше десяти лет и лишь весной 1662 года вернулся в Якутск.

О подвигах Семена Дежнева долгое время в Европе не знали, хотя в Сибири память о них переходила из поколения в поколение. В середине 18века историк Г. Миллер обнаружил в Якутском архиве "отписки" Дежнева. С тех пор о нем написано много книг и исторических исследований, имя его известно многим и пользуется большой популярностью. В 1898 году в связи с 250-летием со времени его похода по решению Русского Географического общества Большой Каменный нос на Чукотском полуострове переименован в мыс Дежнева. Сейчас там стоит памятник отважному мореходу. Ибо это и последующие географические открытия на Северо - востоке Азии и на Аляске произошли через Якутию. Якутск был административно-хозяйственным центром, здесь снаряжались экспедиции, Булун, Казачье, Русское Устье, Среднеколымск и Нижнеколымск опорными пунктами, где путешественники переводили дух перед тяжелыми странствиями. Местные жители якуты, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи и другие служили переводчиками, каюрами, проводниками, матросами. Они охотно делились своими знаниями местности и во многом способствовали познанию нового, открытию неизвестного. Знаменательна для нас эта дата еще и потому, что С. Дежнев прожил в Якутии свыше 30 лет, служил на Индигирке, на Оленьке, участвовал в строительстве Зашиверского и Нижнеколымского острогов. Он был зятем якутского народа: в 1640 году женился на усть-алданской красавице по имени Абакаяда Сичю. От этого брака Дежнев имел сына Любима, который тоже усердно служил в Якутских краях. В 1667 году после смерти Абакаяды он вновь женился на якутской девушке, при крещении получившей имя Пелагеи Семеновой. У них родился сын Афанасий, который служил в Якутске и на Анадыре. Женитьба и дети навсегда привязали Дежнева к когда-то чужой, а теперь родной и близкой стороне. Семен Иванович прослыл не только храбрым, волевым казаком, но и хорошим дипломатом. Он, вероятно, владел якутским языком. Сохранились сведения, что в 1640 году ему удалось "без порчи, без драки" примирить воевавших между собой якутов из разных улусов.

Таким образом, в течении 17 - 18 вв. Россия присоединила к себе огромнейшие территории от Уральского хребта до Северной Америки. Теперь ей принадлежат и несметные богатства этих краёв. Много казаков отдали свои жизни ради освоения северных земель России. За 40 лет пребывания в Сибири Дежнев участвовал в многочисленных боях и стычках, получил не менее 13 ранений. Он отличался надежностью и честностью, выдержкой и миролюбием.

Подвиг его том, что он открыл пролив, пополнил казну, основал много новых поселений, являясь не только землеоткрывателем, но и русским дипломатом. И главное он показал, что Дальний Восток является неотъемлемой частью России.

Атласов Владимир Васильевич.

Атласов Владимир Васильевич (~1661-1711)-русский землепроходец, сибирский казак. В 1697-1699 годах совершил походы по Камчатке. Дал первые сведения о Камчатке, представил первое разностороннее ее описание, Курильских островах и Японии. Убит во время бунта служилых людей.

Родом он был из Великого Устюга. От плохой жизни бежал в Сибирь. В Якутске бедный устюжский крестьянин быстро дослужился до пятидесятника, а в 1695 году его назначили приказчиком Анадырского острога. Был он уже немолод, но смел и предприимчив.

В 1695 году Атласов был послан из Якутска в Анадырский острог с сотней казаков собирать ясак с местных коряков и юкагиров. В то время про Камчатку говорили, что она обширна, богата пушным зверем, что зима там гораздо теплее, а реки полны рыбы. Бывали на Камчатке русские служилые люди, а на "Чертеже Сибирския земли", составленном еще в 1667 году по наказу тобольского воеводы Петра Годунова, обозначена ясно река Камчатка.

Видно, прослышав об этой земле, Атласов уже не расставался с мыслью найти свою дорогу в нее. В 1696 году, будучи приказчиком Анадырского острога, он отправил на юг к приморским корякам, жившим на реке Апуке, небольшой отряд (16 человек) под командой якутского казака Луки Морозко. Жители этой реки, впадающей в Олю-торский залив, видимо, хорошо знали о соседях с Камчатского полуострова и рассказали о них Морозко.

Морозко, человек решительный и смелый, проник на полуостров Камчатка и дошел до реки Тигиль, сбегающей со Срединного хребта в Охотское море, где нашел первый камчадальский поселок. Вернувшись, он сообщил много интересных сведений о новой богатой земле и о населяющем ее народе.

Разведчики-землепроходцы узнали от населения полуострова, что за новой открытой землей в океане есть целая гряда населенных островов (Курильские острова). Принес с собой Морозко письма, переданные ему жителями Камчатки. Современные ученые предполагают, что это были японские документы, подобранные камчадалами с разбитого японского судна. Он окончательно убедил Атласова в необходимости снарядить сильный отряд и самому пройти в те желанные земли.

Собирался Атласов на свой страх и риск. Якутский воевода Михаила Арсеньев, предвидя несомненную опасность подобного предприятия, дал Атласову добро на словах - никаких письменных распоряжений, инструкций. Денег на снаряжение воевода тоже не дал, и Атласов добывал их - где уговорами и обещаниями сторицей вернуть, а где и под кабальные записи.

В начале 1697 года в зимний поход против камчадалов выступил на оленях сам Владимир Атласов с отрядом в 125 человек, наполовину русских, наполовину юкагиров

Две с половиной недели отряд шел на оленях до коряков, живущих в Пенжинской губе. Собирая с них ясак красными лисицами. Атласов знакомился с бытом и жизнью населения. Впоследствии он дал сведения об оружии, жилищах, пище, обуви, одежде и промыслах коряков. Он прошел по восточному берегу Пенжинской губы и повернул на восток "через высокую гору" (южная часть Корякского нагорья), к устью одной из рек, впадающих в Олюторский залив Берингова моря, где "ласкою и приветом" обложил ясаком олюторских коряков и привел их под "высоку цареву руку".

Здесь отряд разделился на две партии: Лука Морозко и 30 человек служилых, и 30 юкагирей пошли на юг вдоль восточного берега Камчатки, Атласов; с другой половиной вернулся к Охотскому морю и двинулся вдоль западного берега полуострова. Все шло поначалу хорошо - спокойно и мирно, но однажды коряки воспротивились платить ясак, подступили c разных сторон, угрожая оружием. Юкагиры, почувствовав опасную силу, изменили казакам и, объединившись с коряками, внезапно напали. В яростной схватке трое казаков погибло, пятнадцать получили ранения, сам Атласов был ранен в шести местах.