Смекни!
smekni.com

Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса (стр. 11 из 16)

Исходя из данной установки, что касается студентов и аспирантов, принимаемых в университетских комплексах, то они, наряду с необходимым багажом знаний и интеллектуальной смекалки, должны быть весьма сильно внутренне мотивированы на получение высококлассного образования, исследо­вательских и инновационных навыков.

Учитывая, что в настоящее время для отбора студентов в нынешних условиях проводится система тестов, которая вытекает из признания трех непреложных фактов:

1) биологической обусловленности способностей к исследованиям;

2) наличия сильных различий между индивидами по степени одаренности и силе мотивации;

3) дифференциации системы школьного образования, с одной стороны, и столь же резкой стратификации населения по уровню дохода, что является основой отбора интеллектуальной элиты будущей отечественной экономики.

Резюмировать сказанное можно с уточнением, что передача результатов науки и техники обучаемым, включает их в научно-творческий процесс университетского комплекса. Речь идет о мощной и высококачественной системе научно-образовательного трансферта, требуя особого внимания процедуре защиты дис­сертационных исследований и новых технологий обучения.

В настоящее время в значительной части случаев вероятность диссертационного успеха тем выше, чем выше внешние условия для проведения научных изысканий соискателя, т.к. главная цель в современном университете формирование творческой личности, креативного исследователя, способного к самореализации в созданных научных школах университета и возможности своего дальнейшего участия в их развитии.

Инновационно-образовательная деятельность в вузе требует системного подхода, поддержки, управления.

Университетский комплекс, опираясь на свои высококомпетентные научные кадры осуществляют технологические, экономические и социальные инновации, и в условиях современной информационной базы создают данный продукт, соответствующий стандартам мировой науки и делают его конкурентоспособным.

Управление интеграционными процессами и организационных формах в системе "наука – высшее образование" с учетом зарубежного опыта основывается, прежде всего, на наборе стимулов, поддерживающих создание и функционирование исследовательских университетов. Интеграция академических НИИ и вузов в России отвечает интересам общества и государства, а также собственным, рационально понятым интересам науки и высшего образования. Поэтому данный корпоративный союз имеет право выбора форм, темпов и конкретных партнеров по интеграции, а в рамках взаимосоглашений создает необходимые для реа­лизации этого права предпосылки.

На наш взгляд в своей основе корпоративная деятельность в университетских комплексах должна строиться на следующем содержании этого процесса:

- цели, достижение которых желательно с точки зрения общенациональных интересов;

- критерии приоритетности государственной поддержки;

- принципы регулирующего государственного воздействия, адекватные новым условиям функционирования науки и производства.

- целями инте­грационного процесса, с точки зрения государства, могут быть:

- реструктуризация национального исследовательского потенциала;

повышение эффективности государственных капиталовложений в сферу науки и образования;

- обеспечение национальной экономики новыми идеями и инновационно-мыслящими кадрами.

Под реструктуризацией мы подразумеваем два самостоятельных процесса (хххххх):

1. Изменение дисциплинарной структуры исследований, а именно расширение обучения и исследований в тех областях знания, которые являются основой высокотехнологичных отраслей, составляющих ныне "костяк" любого жизнеспособного национального экономического организма.

2. Изменение территориальной структуры национального потенциала, а именно: усиление региональных научно-учебных центров.

Наращивание исследовательского потенциала – общее на­правление эволюции университетов, равно как и стремление многих академических НИИ к образовательной деятельности. Однако по различным причинам разные университеты и НИИ России находятся на разном удалении от их возможного интеграционного статуса – исследовательского университета. Из этого, на наш взгляд, вытекают три вывода:

- признание необходимости поэтапного осуществления процесса сближения вузов и академических НИИ – с учетом степени их готовности к преобразованиям. Обоснованность такого подхода подтверждается зарубежным опытом, в частности, опытом Латвии, где новые органы по руководству наукой взяли курс на интенсивную интеграцию этих двух секторов.

В 1991-1992 гг. ведущие научно-исследовательские организации Дании (исследовательские советы и национальная академия технических наук) по просьбе своих коллег из Латвии изучили состояние латвийской науки. В итоговом документе эксперты не только оценили качественный уровень работы исследовательских организаций Латвии, но и изложили свое видение задач, стоящих перед латвийской наукой и возможных путей их решения. Среди прочих проблем была затронута и интеграция вузовских и академических структур. Эксперты отметили кризисные явления в вузовской науке, слабую связь между вузовским и вневузовским секторами, а также существование объективной необходимости в интеграции этих секторов в будущем. Однако в нынешних условиях они во избежание возможных конфликтов рекомендуют не форсировать этот про­цесс, а проводить его поэтапно, постепенно расширяя кооперацию;

- создание условий для "честной" конкуренции. В динамичном обществе элита (в том числе и вузовская) – это не замкнутая группа, привилегии которой искусственно охраняются, а открытая общность, войти в которую aprioriможет любой субъект, достигший успеха и действующий в соответствии с принятыми в профессиональном сообществе стандартами и нормами. Исходя из этого система поощрения вузов и НИИ должна быть достаточно подвижной и учитывать не только "статические" (достигнутые ранее), но и "динамические" (возникшие в новых условиях) преимущества тех или иных вузов;

- необходимость выбора совместной стратегии. В соответствии с этим главная задача вуза и НИИ заключается в том, чтобы определить свои конкурентные преимущества и начать их развивать, либо, если до сих пор подобных преимуществ не было, начать оперативно их создавать и наращивать. Если вуз и НИИ совместно в рамках, хотя бы одного из избранных ими направлений добьются лучших в регионе или в стране в целом результатов, это, вероятно, уже гарантирует им выживание в конкурентной среде.

Вопрос о поиске средств для поощрения процесса интеграции, вероятно, следовало бы решать с учетом роли исследовательских университетов в достижении целей структурной и региональной политики.

Одним из источников ассигнований могли бы стать, например, программы структурной перестройки науки, образования и промышленности, в т.ч. типа программы развития критических технологий. Например, предпочтение при выдаче исследовательских грантов можно было бы отдавать коллективным проектам, совместно выполняемым вузами и НИИ РАН. В рамках программы можно было бы предоставлять вузам средства для приглашения малых дееспособных коллективов из РАН для разработки новых учебных курсов и проведения исследований в вузах. В принципе здесь, по-видимому, возможны два варианта: либо работа по совместительству, либо (после прохождения определенного "испытательного срока") гарантированное зачисление в основной штат.

Возможность предпочтительного поощрения совместных проектов следовало бы взвесить и действующим ныне фондам, в том числе Российскому фонду фундаментальных исследований.

Параллельно с этим уместны были бы специализированные программы, поощряющие:

- мобильность персонала (например, программы стажировки "внешних" диссертантов в академических НИИ и т.д.);

- создание на базе вузов и НИИ РАН новых структурных подразделений, решающих исследовательские задачи в интересах промышленности.

Опыт осуществления программы по интеграции вузовских и академических структур имеется в Германии. В 1992 г. здесь в рамках комплексной "Программы обновления высшей школы" была принята "Программа интеграции ученых (ПИУ) из бывших академических НИИ в вузы в новых землях Германии". Программа решает задачи трех уровней.

Первый – вузовский. В этом плане «Программа интеграции ученых» позволит:

- укрепить контингент вузовских преподавателей путем включения в него профессионалов высшей квалификации;

- расширить объем вузовских исследований, прежде всего фундаментальных, и в результате существенно повысить качество подготовки молодых специалистов для всех сфер деятельности (науки, экономики, управления).

Второй уровень – индивидуального ученого. Тяжелая ситуация, в которой находится большинство ученых бывшей ГДР, обусловлена несколькими факторами: радикальной перестройкой научно-исследовательской системы, сокращением, которое, хотя и в разной степени, затронет все группы, и пока еще слабым развитием рынка труда работников научной сферы. На этим наиболее критическом этапе ПИУ обеспечит для части ученых относительную стабильность, гарантирует им профес­сиональное выживание и даст им шанс найти свое место в новой структуре.

Третий – государственный уровень. Для государства важно предотвратить разрушение и деградацию исследовательского потенциала, ПИУ позволит сохранить в науке часть наиболее ценных и продуктивных кадров и уже в ближайшее время подключить их к решению национальных задач.

Задача вуза заключается прежде всего в том, чтобы создать систему стимулов, которые будут: