Смекни!
smekni.com

Сущность, содержание и форма права (стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”..

ТЕМА Сущность, содержание и форма права.

ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА.

СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И.

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22

АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27

Казань 2000 г.


Введение. 3

Сущность и содержание права 6

Происхождение права, основные пути его формирования 6

Признаки права, определение его понятия 7

Форма права: понятие и виды 13

Источники права 17

Внутренняя форма права. система права, ее элементы 18

Система права российской федерации 22

Заключение 27

Список используемой литературы 28


“ Jus est ars boni et aegui” - “Право есть искусство добра и справедливости”.

(Римское изречение).

“Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права.”

(В.И. Ленин.)

Введение.

Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи.

Соотношение государства и права

Нормы права не могут возникнуть, развиваться и функционировать без государства, поскольку государство является тем политическим механизмом, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения, то есть юридических норм

Нормы права являются результатом правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства и т.п.)

Таким образом, юридические нормы становятся общеобязательными в силу того, что они устанавливаются (либо санкционируются государством).

Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе.

Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.

В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.

Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.

Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.[1]

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

· право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

· право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

· право частной собственности является основой всех прав человека;

· право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Одной из фундаментальных задач науки является познание природы права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание. Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить полноценное представление о праве.

Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление (Цицерон, Локк), то для другой - выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей - защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой - империативное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой - система правоотношений, поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.).

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость.

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении друг с другом.

Сущность и содержание права

Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы),

действовавшие в родовой общине племени

Нормы обычаев,

регулировавшие труд,

охоту, рыбную ловлю,

быт,

семейные отношения

Многие из обычаев

являлись одновременно и нормами морали,

религии,

регулировали

отправление обрядов

Особенности норм поведения родовой общины

Выражали интересы

всех членов рода.

У членов рода не было разграничения прав

и обязанностей

Их исполнение

обеспечивалось привычкой,

естественной потребностью

соблюдать

укоренившиеся правила,

а также при

необходимости

общественным мнением

общины

Пути возникновения права в процессе перехода

от первобытнообщинного строя

к государственной организации общества

Санкционирование

государственных норм

первобытных

обычаев

и превращение

их в нормы

права (обычаи),

которые

уже стали

охраняться

от нарушений

государством

Юридический

прецедент

(судебное или

административное решение

по конкретным

делам), которому

государство придает

юридически

обязательную силу

для

аналогичных дел

Издание

государством

новых нормативных

актов,

содержащих нормы

права

Признаки права, определение его понятия

Исходят от государства

выражают

волю и интересы

определенных слоев

населения

либо

большинство общества


ПРАВО

система норм,

правил поведения,

которые


сформулированы

в специальных

государственных

документах -

нормативных актах

охраняются от нарушений

не только силой

общественного мнения,

но и мерой государственного

принуждения

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ