Творчество Бухар-жырау

«Министерство образование РК» Выполнил: Русанов.И.А. Проверила:Абдулдаева Э.Н. «Аксукент 2001» Наиболее ярким представителем казахской поэ- зии ХVIII века был Бухар - жырау Калкаманов

«Министерство образование РК»


Выполнил: Русанов.И.А.

Проверила:Абдулдаева Э.Н.

«Аксукент 2001»

Н аиболее ярким представителем казахской поэ-

зии Х VIII века был Бухар - жырау Калкаманов

(1668-1781). Сведений о его биографии сохранилось

мало. Отец его Калкаман был одним из походным

войнов-батыров в далёкое беспокойное время. Судя

по содержанию сохранившихся произведений Бухар

жырау в юности и молодости отличался от своих

сверстников замечательными качествами, склоно-

стью к импровизации. Он был одним из приблежён-

ных хана Тауке (1680-1718), которыё многое сделал

для укрепления Казахского ханства.

В своей многолетней жизни Бухару-жырау при-

шлось быть свидетелем и участником многих собы-

тий и перемен в жизни казахского народа. Вместе с

ним он был свидетелем феодальной раздробленнос-

ти, межплеменных междоусобиц, познал власть

казахских ханов, султанов, их политику и др.

О сновные темы в произведениях Бухара-жырау

неустроенность жизни народа, сложность взаимо-

отношений ханской власти с народом, межродовые

распри, призыв к единению сил для укрепления

ханства и борьбы с иноземными захватчиками, вос-

певание отважных батыров ( «Пожелание», «Ах,

времечко, ты, время», «Перед падением»,«Абылай»,

«Сверкающий красками цветок», «Гибнет высокая

гора», «Оплакивание хана Аблая» и др.).

Ах, времечко, ты время,

Туманы - как зимовище.

На всем – тень подозрения!

Вокруг телки – заморыши!-

Дождись, попробуй, помощи!

Не сваты, а прислужники.

Не сваты, а двурушники.

О, время, что замешано,

На лести и подачках!..

Век злобы и наживы…

О, время, все ты рушишь!..

Время мчится – во «вчера»,

Так о чём же говоришь?

Стало быть, пришла пора.

Б ухар –жырау был под воздействием идиологов

ханской ставки, которые пропагандировали идею

преданности ханской власти, поэтому как предста-

витиль своего времени, верил в «хорошего хана».

Певцы феодальной знати персонировали свои чая-

ния сильной ханской власти в образе Аблай-хана.

В образе Аблая Бухар пытался создать образ

Щедрого и справедливого хана. Отражая семиднев-

ную битву казахов с войском Галдан-Церена, поэт с

удовольствием повествует о победе казахских дру-

жин, а хана Аблая называет духом и знаменем этой

победы. Он видит в Аблае символ мощи, ума, добро-

ты и человечности.

Т акой способ изображения характерен и для

русского фольклора эпохи феодализма.«Свообразие

художественной системы фольклора эпохи в целом

заключается в том, что царь как носитель идеи гос-

ударственности и власти выступает чаще всего в

идеализированном образе «хорошего царя» (Иван IV , Петр I ), который оказывается защитником на-

рода и его союзником в борьбе с врагами»

Н адо отметить,что Бухар-жырау не всегда восх-

валял Аблая. Были времена, когда он в лицо гово-

рил грозному хану правду о его недостатках, ошибо-

чных решениях, напоминал ему, что он выходец из

неимущих.

Б ухар верно истолковывает значения добросо-

седских отношений с Россией, подвергает критике

попытку Аблая вести с Россией войну:

Ты, с русским воюя, Аблай,

Вражды к степям родным не вызывай,

С народом не живи ты во вражде.

(Перевод Вл. Цыбина.)

Б ухар - жырау разделяет стремление казахов жить с Россией в мире и призывает хана не проти-

вится воле собственного народа.

Б ухар-жырау внес весомый вклад в развитии

традиционной дидактической поэзии казахов. В ряде произведений этого рода («Что луне после сол-

нца?». «Прежнему врагу не быть другом», он затра-

гивает вопросы этики, единства.

В других толгау поэт воспевает любовь челове-

ка к жизни, его оптимизм и веру в грядущее, тягу к

знаниям, стремления узнать тайны вселенной.