Смекни!
smekni.com

Роль российских ТНК в мировой экономике (стр. 2 из 3)

3. Проблемы и перспективы развития российских ТНК

Перед российскими компаниями стоит несколько проблем на пути усиления присутствия в мировой экономике.

Во-первых, основные конкурентные преимущества российских компаний основаны на факторных условиях – наличии богатых природных ресурсов (в случае сырьевых ТНК) или же значительном населении страны (в случае компанийиз сферы услуг – телекоммуникаций и банковского сектора). Если считать, что в пределах России еще возможны консолидации в нефтегазовой и металлургической отраслях, то на мировом рынке ресурсный сектор все в большей степени закрывается в настоящее время для ПЗИ (так называемый феномен «ресурсного национализма», когда правительства стран, богатых природными ресурсами, препятствуют иностранным инвестициям в данные сектора, стремясь установить собственный контроль над ними). Экспансии компаний сырьевого сектора также объективно препятствует сама структура мирового рынка. Большая и быстрорастущая доля ПЗИ сосредоточена в секторе услуг и производства, а не добычи и переработки ресурсов. Поэтому экспансия сырьевых ТНК ограничена [5, c. 3].

Во-вторых, конкуренция за приобретение активов со стороны иностранных ТНК, финансово и технологически более подготовленных для борьбы на мировом рынке. Российские ТНК по уровню технологичности серьезно уступают мировым лидерам в своих отраслях.

В-третьих, имея слабую страновую и отраслевую диверсификацию, российские ТНК в случае неблагоприятной конъюнктуры могут быть сами поглощены западными конкурентами в обозримой перспективе (до 10 лет) [5, c. 4].

Учитывая, что транснациональный потенциал компаний машиностроительной, энергетической, нефтехимической и некоторых других отраслей в России пока лишь формируется, было бы целесообразно на первоначальном этапе ориентировать их в сторону проникновения на рынки стран ближнего зарубежья, стимулируя этот процесс активной господдержкой. Удачный опыт здесь дает развитие отношений с Арменией, которая передала российским акционерам несколько предприятий в оплату государственного долга. При этом несомненная российская выгода идет рука об руку с подъемом армянской экономики. И не случайно российские инвестиции в Армению сейчас резко возрастают [2].

Проникновение российских компаний в страны СНГ может стать началом восстановления технологических цепочек, порванных при распаде СССР. Это, в свою очередь, способствует экономической интеграции постсоветского пространства. Естественно, срабатывают здесь и внешнеполитические факторы. Поэтому было бы целесообразно разработать специальную программу экспансии российских компаний машиностроительного комплекса на рынки стран СНГ.

Другим приоритетным направлением транснационализации могло бы стать трансграничное сотрудничество, которое в мировой практике именуют регионально-экономической интеграцией, а иногда и «экономическим конфедератизмом». Примером служит ситуация в США, где штаты Новой Англии в хозяйственном отношении тяготеет к связям с южными провинциями Канады, а Калифорния – с Мексикой [2].

Для России региональная интеграция может стать хорошим рычагом, подспорьем не только для развития транснациональных корпораций, но и для решения внутренних проблем. Очевидно, что Дальневосточному региону выгодно ориентироваться на Китай, Японию, страны АТР. Отчасти так и происходит. Но, к сожалению, пока это улица с односторонним движением: идет примитивный вывоз сырья и биоресурсов, а Россию рассматривают как рынок сбыта ширпотреба и подержанных авто. Между тем этот регион может стать хорошим трамплином для российских ТНК, причем не только нефтегазовой сферы [4, c. 120].

Что же касается наших территорий, прилегающих к центральноазиатскому поясу государств, то здесь речь вообще должна идти о долгосрочных геополитических привязках на основе транснационализации. Ведь Россия и Центральная Азия обладают взаимодополняемыми и возобновляемыми природными ресурсами. У России товарный лес, в котором остро нуждаются безлесые страны Центральной Азии. С другой стороны, горы Памира – источник вечной и дешевой электроэнергии. Такие геоэкономические условия дают хорошую возможность для геополитической связки на все времена. Тот же Памир является прекрасным рынком для российских строительных и энергомашиностроительных корпораций, которые могли бы продолжить возведение на горных реках каскада ГЭС с продажей энергии на рынках Индии, Пакистана, Китая. С приятным чувством можно упомянуть, что наши строители уже взялись за доделку Рогунской ГЭС, о чем я писал несколько лет назад.

Особо хотелось бы сказать еще об одной специфической черте расширения деятельности российских ТНК. По оценке правительства, активы российских граждан за рубежом перевалили за 300 млрд. долларов. Но в целом доход на этот капитал гораздо ниже среднего. Между тем одним из альтернативных способов амнистии вывезенных капиталов (наряду с принятым недавно федеральным законом) может стать привлечение российских инвесторов в зарубежные проекты наших ТНК. В том числе путем покупки акций на мировых фондовых биржах. Этот вопрос нуждается в дополнительном изучении [4, c. 121].

Но, рассматривая бурный рост российских ТНК и активизацию их зарубежной экспансии, невозможно обойти один из главнейших вопросов транснационализации: частичный перевод мощностей и капиталов за рубеж ставит серьезные проблемы перед материнской страной, связанные прежде всего с сохранением налогооблагаемой базы, с недопущением роста безработицы и т.д.

Уже сегодня экспорт капитала нашими ведущими ТНК начинает достигать масштабов, которые способны оказывать влияние на бюджетные и социальные показатели, а потому нуждается в четком прогнозировании. В этой связи первоочередным и становится вопрос законодательства, регламентирующего процесс транснационализации.

Однако, рассматривая вызовы и угрозы, какие может нести с собой транснационализация для внутренней российской экономики, надо оценить и то, безусловно, позитивное влияние, какое она оказывает на развитие национальных производительных сил, на общую социально-экономическую ситуацию в стране. Здесь есть как минимум три аспекта.

Первый. ТНК в силу имиджевых соображений вынуждены обеспечивать высокие стандарты для своих работников, приближая условия труда и оплаты к мировому уровню.

Обеспечение социальной стабильности, продуманная социальная политика становятся для ТНК необходимым условием укрепления имиджа. Кроме того, ТНК кровно заинтересованы в стабильном развитии экономики материнской страны, поскольку глубоко укоренены в ней. Основные их силы всегда остаются в материнской стране, отсюда и только отсюда исходит политическая поддержка в борьбе с конкурентами. Любые потрясения национальной экономики негативно сказываются на авторитете ТНК. А кризис в экономической «метрополии» может обернуться крахом на международной арене. Эта особая заинтересованность наших ТНК в процветании России должна лечь в основу идеологии транснационализации [6, c. 109].

Второй аспект. ТНК активно вводят на российских предприятиях международные стандарты корпоративного управления, обучают персонал передовым технологиям, первыми переходят на принятые в мире формы отчетности – все это позитивно влияет на саму атмосферу российского бизнеса. ТНК – это каналы, по которым на внутрироссийский рынок проникают современные методы ведения дел. Через них идет приобщение к культуре бизнеса, повышается качество корпоративного управления и бизнес-среды в целом.

Теперь третий аспект. В самой России «внутренние» предприятия и сети ТНК создаются по лучшим мировым образцам с использованием передовых технологий и формируют в стране производственную инфраструктуру нового типа. В целом влияние ТНК на становление российской экономики можно уподобить тому процессу, который в свое время прошел в Южной Корее, только в иных масштабах. Ведь начало «корейскому чуду» было положено периодом так называемой «желтой сборки», когда западные автогиганты перенесли в эту страну свои сборочные производства. В ходе первоначального этапа была осуществлена компьютеризация страны, проведено обучение персонала и создана современная инфраструктура. Это и позволило совершить стремительный технологический рывок.

Вступление в ВТО ускорит процессы транснационализации. Но не следует забывать, что в ВТО состоят практически все страны, однако это не мешает искривлению процессов глобализации, делающих бедных еще беднее. Само членство в ВТО не гарантирует нашу страну от бед неправедной глобализации. Более того, еще не изучен вопрос: не является ли сама ВТО инструментом нынешней несправедливой модели глобализации. Проблема «ВТО и глобализация» не сформулирована [6, c. 110].

Российские транснациональные корпорации, получив наконец поддержку государства, развиваются столь стремительно, что уже сегодня нужен некий «перспективный центр», который рассматривал бы сегодняшние и завтрашние проблемы, загодя готовил законодательные и регулирующие инструменты.


Заключение

В настоящее время в России создались благоприятные условия для формирования ТНК мирового уровня в ряде отраслей, среди основных предпосылок: завершение процесса приватизации в России и построение национальных корпоративных структур, соответствующих мировой практике; государственный курс на формирование компаний – «национальных чемпионов»; благоприятная мировая конъюнктура, позволившая компаниям накопить ресурсы для дальнейшего расширения; исчерпание условий для экстенсивного развития в ряде отраслей на внутреннем рынке страны.