Смекни!
smekni.com

Шанхайская организация сотрудничества, современное состояние (стр. 5 из 7)

ШОС стремится к универсальности своих действий за счет выполнения различных задач, однако пока, кроме сферы борьбы с терроризмом, не создала ни законодательные, ни институциональные механизмы для их выполнения. Но подобное стремление без должной подготовки способно привести либо к потере эффективности всей организации, либо к неоправданным перекосам в конкретных сегментах и программах сотрудничества.

В то же время у военного сотрудничества в рамках ШОС — хорошие перспективы. Пока оно развивается не очень быстро, хотя отдельные достижения есть: встречаются министры обороны, регулярно проводятся совместные учения. Однако, по мнению специалистов, целесообразно предметно рассмотреть вопрос о создании сил быстрого реагирования ШОС, способных взять на себя полную ответственность за безопасность в регионе, с тем, чтобы присутствие внерегиональных воинских контингентов для стабилизации ситуации в Центральной Азии стало ненужным. Большие перспективы были бы и у миротворческих сил ШОС. Дело в том, что присутствие как американских войск (пусть под маркой «антитеррористической коалиции»), так и российских (в том числе и под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности) воспринимается некоторыми кругами в государствах Центральной Азии с опасением как попытки крупных держав установить или восстановить свое влияние. Китайские войска в этом регионе также могли бы вызвать подобную реакцию. В то же время те же российские и китайские войска как часть миротворческих сил новой динамичной организации, в которой нет одной доминирующей силы, воспринимались бы совершенно иначе.[11]

Второе направление, по которому у государств — членов ШОС имеется собственный и неизменно единый подход, — борьба с производством и сбытом наркотиков. В этих государствах сложилось устойчивое мнение, что ситуация с производством наркотиков в Афганистане с приходом туда войск антитеррористической коалиции скорее ухудшилась, ибо новые власти Афганистана не в состоянии коренным образом изменить положение дел и поток наркотиков в соседние страны только усиливается, представляя серьезную угрозу их безопасности. В настоящее время в рамках ШОС завершена работа над проектом соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Еще одна перспективная область сотрудничества, приобретающая все более отчетливые очертания, — экономика. Общие направления взаимодействия в этой области сформулированы в долгосрочной программе многостороннего экономического сотрудничества до 2020 г., принятой на первом заседании Совета глав правительств 23 сентября 2003 г. Ряд предложений были выдвинуты на совещании экспертов в Пекине в ноябре 2003 г.

В рамках организации создан деловой совет, в который инкорпорированы представители не только государственных структур, но и бизнеса. С его помощью под эгидой ШОС на основе тендера планируется реализация крупных проектов, значимых для народного хозяйства всех или нескольких стран-членов (по примеру проектов ООН), что будет иметь большой практический и демонстрационный эффект, позволив рядовым гражданам ощутить реальную и вполне осязаемую пользу от функционирования организации. Крупные компании также проявили бы интерес к ШОС как к серьезному заказчику. В данном направлении наибольшую поддержку могут получить проекты в области инфраструктуры (например, транспортные коридоры) и охраны природы, особенно водопользования — острейшей проблемы Центральной Азии. Однако для осуществления подобных проектов небольшого бюджета ШОС в 3,8 млн. дол. США явно недостаточно. Для его увеличения или привлечения других источников финансирования особое значение может иметь создание инвестиционного фонда ШОС, который должен финансировать совместные проекты.[12]

Конечно, не обходится и без сверхоптимистичных прогнозов. Так, например, обозреватель Э. Виндиш полагает, что в долгосрочной перспективе ШОС способна превратиться в противовес и НАТО, и ОПЕК по двум причинам: 1) из-за очевидной слабости ООН, ОБСЕ и других институтов управления кризисными ситуациями, которые по завершении «холодной войны» пребывают в растерянности, пытаясь определить свою роль в изменившемся мире и запоздало реагируя на новые угрозы терроризма, контрабанды оружия и экологических катастроф; 2) ввиду радикального изменения парадигмы внешней политики России, вернувшейся в регион[13].

К деятельности ШОС проявляют большой интерес такие страны, как Индия, Иран, Пакистан, Монголия. Вопрос расширения пока «заморожен», однако в будущем такую возможность нельзя исключать.

Расширение государств участников Шанхайской организации сотрудничества.

Расширение – одна из основных проблем, стоящих перед ШОС. На сегодняшний день эта проблема приобретает решающее значение, так как ШОС, во-первых, провозгласила себя организацией, открытой по отношению к другим государствам. Во-вторых, до определенного этапа своего развития ШОС может реализовывать потенциал своего расширения. В дальнейшем, если другие государства соответствуют ее установкам, ШОС не будет долго ограничивать их желание вступить в организацию. Можно сделать вывод, что в случае успешного развития ШОС, многие государства в будущем выразят желание разделить интересы этой организации.

Таким образом, расширение ШОС приобретает определяющее значение, а прием новых государств не только изменит количество стран-участников, но также изменит ряд аспектов деятельности ШОС. Можно сказать, расширение ШОС еще более укрепит и консолидирует организацию, выведет ее на новый уровень. Но это расширение может также повести ее по пути ослабления и стагнации. Поэтому, расширение ШОС – не технический, а политический вопрос, и необходимо продемонстрировать все возможности расширения.

Дальнейшее расширение ШОС может несколько усилить и аспекты политической географии, с этой точки зрения важно расширение ШОС по направлению периферийных государств Центральной Азии. Здесь расположены такие государства, как Монголия, Туркменистан, Иран, Афганистан, государства Кавказа, Пакистан, Индия и др. Теоретически эти государства – потенциальные участники расширяющейся ШОС. Однако, по ряду внутренних и внешних причин, возможности присоединения этих государств очень неоднородны.[14]

Туркменистан, государство, расположенное в Центральной Азии, единственное в этом регионе, не присоединившееся к ШОС. Во всех отношениях это самое близкое политике ШОС государство, обладающее наиболее толерантным характером. Однако Туркменистан проводит политику нейтралитета, не участвует в региональных организациях, что противоречит установкам ШОС. Кроме того. Туркменистан не выражает желания вступить в ШОС. Если в будущем Туркменистан сменит свою политику по отношению к ШОС, у него есть все возможности вступить в организацию.

Монголия – ШОС нет особых разногласий относительно этого государства. В 2004 году Монголия стала первой страной-наблюдателем в ШОС. С другой стороны, в Монголии нет факторов терроризма, сепаратизма, экстремизма, и эта страна не может оказать существенного влияния на антитеррористическую деятельность ШОС. С геополитической точки зрения Монголия считается государством Северо-восточной Азии и приоритетность ее политики ориентирована на международные процессы в этом регионе.

По отношению к ШОС, Монголия обладает уникальным геополитическим значением. На северном и южном направлениях она граничит с Россией и Китаем. На западном и восточном направлениям – со странами Северо-Восточной и Центральной Азии. Таким образом, она может примыкать ко всем из вышеперечисленных направлений. Если же Монголия присоединится к ШОС, это будет способствовать установлению связей со всем регионом и создаст удачные предпосылки для взаимодействия стран-участников ШОС в Северо-восточной Азии. Таким образом, Монголия обладает жизненно важным стратегическим потенциалом в отношениях с ШОС и является наиболее важным фактором в дальнейшем развитии ШОС.

Индия и Пакистан проявляют интерес к ШОС. Эти два государства являются важными элементами международной и региональной антитеррористической структуры. На территории обоих государств действуют террористические организации, кроме того, в силу географической близости Южной и Центральной Азии террористические организации здесь имеют тесные взаимосвязи, иногда составляя единое целое. Поэтому Индия и Пакистан в вопросах борьбы с терроризмом легко найдут общий язык с ШОС.[15]

С точки зрения экономического сотрудничества Южная Азия имеет выход в Индийский океан, а Китай, Россия и страны Центральной Азии заинтересованы в экспорте своих товаров через Индийский океан. Индия и Россия уже создали коридор "Юг – Север", связывающий Россию с Индийским океаном, а страны Средней Азии рассматривают Индию и Пакистан как один из способов выхода к морю. Поэтому и в сфере экономического сотрудничества Индия и Пакистан могут достаточно легко интегрироваться в ШОС.

Эти две страны имеют определенный вес на мировой арене, поэтому их возможное вступление в ШОС позволит расширить рамки организации в сферах политики, экономики, безопасности, приграничного сотрудничества, демографии, культуры и других.