Смекни!
smekni.com

План 398 (стр. 1 из 4)

План.

I. Введение

II. История Иконописи

III. Гонения на Иконы

IV. Русская Иконопись

1. Особенности Русской иконописи

2. Значение красок

3. Психология Иконописи

4. Две эпохи Русской иконописи

5. Творчество Андрея Рублева

V. Вывод

I. Введение.

Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в

ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий

прототип, которому он должен следовать.

Автор реферата стремится изучить историю, смысл, символику и значение икон для верующих.

Готовя данный реферат я изучила ряд источников. Из которых

ясно, что в подходе к иконописи существует несколько направлений.

Одни авторы сосредоточили все внимание на фактической стороне дела, на времени возникновения и развития отдельных школ. Других занимает изобразительная сторо а иконописи, то есть ее иконография. Третьи пытаются прочесть в древней ико описи ее религиозно-философский смысл.

В этом реферате автор пытается объединить эти подходы, так как в них соде жится единая цель - изучение иконописи.

Список использованных источников приводится в конце реферата.

II. История иконописи.

Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, м ого дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых апротив - очень мало.

Это произошло потому, что христиане боялись выдать себя этими изображениями яз чникам ( во времена зарождения идеи христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со стороны язычников) , а так же потому, что многие христиане сами были против прямых изображений Бога, ангелов и святых.

Больше всего дошло до нас древних символических изображений

Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пеще -усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они вст ечаются во всех странах христианского мира.

Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима. В этих по земных пещерах христиане спасались от язычников, там они совершали богослуже ия.

В подземном кладбище Ермия найдены первые картины, с которых, вероятно, начина ась иконопись. Там находятся изображения доброго пастыря исцеляющего “бес оватого отрока”, Ионы выброшенного на берег Китом и другие. В катакомбе Марцел ина и Петра

находится изображение поклонения волхвов богомладенцу, держимому Пресвятой Девой.

Кроме изображения Спасителя под видом доброго пастыря так

же распространено было его под видом Рыбы. Рыба служила образом

Христа, потому что в греческом наименовании ее, состоящем из пяти букв. зак ючаются первые буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих: Иисус Х истос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водой и ающего плоть свою в снеде, то есть, была символом таинств крещения и причащения. Од о из таких изображений находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу первого или ко второму веку.

Нередко Спаситель изображался под видом агнца. Этот образ был взят из Ветхого Завета. ( Св. Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим, вземлющем г ехи мира ).

III. Гонения на Иконы.

Издревле христианами чтимы были святые иконы или священные изображения Лиц П есвятой Троицы, - Отца и Сына, и Святого Духа, святых, ангелов и Божиих людей. Но вот в начале восьмого столетия на престол греческой империи вступил Лев III Исавриец. Через 10 лет

своего правления, в 726 году, он издал указ, которым запрещалось христианам повергаться в молитвах перед иконами на землю, и многие иконы после этого постав ены были высоко. чтобы нельзя было целовать их. Через пять лет он издал другой указ, в котором повелевалось совершенно прекратить почитать иконы и удалять их из общественных мест. Он думал, что через упразднение икон последует сближение иудеев и магометан с Церковью и греческой империей. Его сын Константин Копро им, в продолжении 34 лет (с 741 по 755 год) еще с большей жестокостью преследовал чтителей святых икон. Его внук Лев Хазарь (775-780) следовал по пути своего отца и деда. Но они достигли

противоположных следствий,- не только не угодили ни иудеям, ни магометанам, но возбудили против себя народ своей же империи. Римские папы, тогда независимые от греческих императоров, и три восточные патриарха: Александрийский, А тиохийский и Иерусалимский, находившиеся уже под властью магометан, не хотели иметь уховного или церковного общения с Константинополем, и хотя восточные христиане страдали под игом магометан, но имели возможность безбоязненно молиться перед иконами. так как магометанские калифы не вмешивались в дела подвластных им це квей.

После продолжавшегося около 60 лет гонения на иконы в греческой империи. при п авнуке первого царя иконоборца Константине VI и его матери царице Ирине, в 787 году, в городе Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором утвержде о почитание икон. Через 25 лет после этого указа вступивший на престол г еческий император Лев V Армянин, снова начал жестокое гонение на иконы, которое продо жалось и при его преемниках; после этого нового тридцатилетнего гонения, ца ица Феодора восстановила почитание святых икон в своем царстве. При этом 19 февра я 842г. был установлен праздник православия и доныне совершаемый в первую неде ю великого поста. С этого времени иконы единодушно были чтимы христианами во всех церквях востока и запада в продолжении семи столетий, не смотря на то, что в 1054г. западная церковь полностью отделилась от восточной, так как восточные патриархи не хотели признавать главенство римского епископа над всей Церковью.

IV. Русская иконопись.

1. Особенности Русской Иконописи.

Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в котором вся тварь объединится так, как объединины

во едином Божеском Существе три лица Св. троицы,- такова та основная тема, которой в древней русской живописи все подчиняется.

Нет сомнения в том, что эта иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в д евне-русской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства.

Ее господствующая тенденция - аскетизм, а рядом с этим несравненная радость, которую она возвещает миру.

Но как совместить этот аскетизм с этой несравненной радостью?

Вероятно, мы имеем здесь тесно между собой связанные стороны одной и той же ре игиозной идеи: ведь нет Пасхи без Страстной седьмицы и к радости всеобщего Воскресения нельзя пройти мимо животворящего креста Господня. Поэтому в нашей ико описи мотивы радостные и скорбные, аскетические совершенно одинаково необходимы.

Поверхностному наблюдателю эти аскетические лики могут показаться безжизненн ми, окончательно иссохшими. На самом деле, именно благодаря воспрещению “червонн х уст” и ”одутловатых щек”* в них с несравненной силой просвечивает выражение уховной жизни, и это не смотря на необычайную строгость традиционных, условных форм, ограничивающих свободу иконописца. Казалось бы, в этой живописи не какие-либо несущественные штрихи, а именно существенные черты предусмотрены и освяще ы канонами: и положение туловища святого, и взаимоотношение его крест-накрест сложенных рук, и сложение его благоволящих пальцев; движение стеснено до край ости, исключено все то, что могло бы сделать Спасителя и святых похожими на таковых же, каковы мы сами”**. Даже там, где оно совсем отсутствует, во власти ико описца все-таки остается взгляд святого, выражение его глаз, то есть то самое, что составляет высшее сосредоточие духовной жизни человеческого лица.

А рядом с этим в древней русской иконописи мы встречаемся с неподражаемой пере ачей таких душевных настроений, как пламенная надежда или успокоение в Боге.

Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать о другой ее черте, орга ически связанной с аскетизмом. Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а потому подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда изумительная а хитектурность нашей ре

лигиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется не только в х амовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитекту

------------------------------------------------------------------

*,** По словам известного протопопа Аввакума: “По попущению Божию умножилось в русской земле иконного письма неподобного. Изографы пишут, а власти соблагово яют им, и все грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившиеся. Пишут спасов образ Эммануила - лицо одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и м шцы толстые; тако же и у ног бедра толстые, и весь яко Немчин учинен, лишь саб и при бедре не написано. А все то Никон враг умыслил, будто живых писати... Старые добрые изографы писали не так подобие святых: лицо и руки и все чувства отончали, измождали от поста, труда и всякия скорби. А вы ныне подобие их измени и, пишете таковых же, каковы сами”.

ру, которую можно наблюдать и в непосредственной связи ее с церковным знанием.

Мы видим перед собой, в соответствии с архитектурными линиями храма, че овеческие фигуры, иногда чересчур прямолинейные, иногда, напротив,- неестественно изогнутые соответственно линиям свода; подчиняясь стремлению вверх высокого и узкого иконостаса, эти образы чрезмерно удлиняются: голова получается непропорцио ально маленькой по сравнению с туловищем. Фигура становится неестественно узкой в плечах, чем подчеркивается аскетическая истонченность всего облика.

Помимо подчинения иконы архитектуре храма, в ней можно проследить симметрич ость живописных изображений.

Не только в храмах,- в отдельных иконах, где группируются многие святые,- есть некоторый композиционный центр, который совпадает с центром идейным. И вокруг того центра обязательно в одинаковом количестве и часто в одинаковых позах стоят с обеих сторон святые. В роли композиционного центра, вокруг которого соби ается этот многоликий собор являются Спаситель или Богоматерь, или София- Премуд ость Божия. Иногда соответствуя идее симметрии центральный образ раз ваивается. Так на древних изображениях Евхаристии (Благой жертвы) Христос изображается в войне, с одной стороны дающим апостолам хлеб, а с другой стороны святую чашу. И к нему с обеих сторон движутся симметричными рядами однообразно изогнутые и аклоненные к нему апостолы.