Смекни!
smekni.com

Венчурный бизнесс Японии

Лачининская Кристина Владимировна

CТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА В ВЕНЧУРНОМ БИЗНЕСЕ. КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ ЯПОНИИ

д. э. н., профессор Плотников А. Н.

к. э. н., доцент Плотников Д. А.

В наши дни венчурный бизнес в условиях рыночной экономики занимает особое место среди возможных источников финансирования компаний. Он наиболее удобен как финансовый источник при развитии новых, особенно высокотехнологичных, фирм.[1]

Характеристики венчурного бизнеса:

· широкая база аккумуляции финансовых средств;

· высокие инвестиционные риски;

· высокая норма прибыли наряду с повышенной вероятностью убытков.

Венчурное финансирование – признак экономических и социальных изменений в обществе, в котором информация стала самостоятельным фактором производства.

Еще на исходе XX века было ясно, что инновационный путь развития, приоритетной формой финансирования которого является венчурный капитал, начинает приобретать стратегически важное значение для любой экономически развитой или экономически развивающейся страны,. Правительство Японии в процессе реформирования экономики страны отводит венчурному капиталу роль основного фактора продвижения молодых высокотехнологичных компаний. Поэтому изучение особенностей организации системы венчурного финансирования в Японии представляет огромный интерес для анализа проблем третьей по величине экономики мира.

По данным базы Библиотеки Конгресса США, за период с 1980 г. по 2009 г. вышло около 42 издания на английском, немецком и японском языках, специально посвященных венчурному финансированию в Японии. Однако большинство исследований о венчурном бизнесе Японии, следуют схеме его развития в США, часто не учитывая социально-культурные особенности Страны восходящего солнца. Упоминаний об опыте Японии и проблемах, связанных с развитием венчурного финансирования в этой стране, как таковых и нет. Японские компании опасаются вкладывать деньги в предприятия стран с криминализационной экономикой, например России, а так же при отсутствии гарантий для инвесторов.[2]

Основоположник кластерной теории признан профессор Гарвардской школы Майкл Портер. Один из самых уважаемых авторов концепции стратегии конкурентоспособности. В своей книге «Конкуренция» он подчеркивает, что наличие устойчивой стратегии развития – одним из важных факторов для успешного развития кластера. «Кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики». [3]

Таблица 1.Типологизация инновационных кластеров

Тип кластера Характеристика и свойства
Инфраструктурно-информационные кластеры Базируются на технологическом преобразовании некоторой имеющейся инфраструктурной платформы на основе принципиально новых технологических решений .
Инновационно-пилотный кластер Связан с созданием на основе принципиально новых физических принципов и эффектов несуществующих в настоящий момент видов инфраструктуры.

Продолжение таблицы 1

Ультраструктурный метапромышленный кластер Является основой формирования промышленности по преобразованию существующих типов промышленности. Метапромышленность – промышленность по перевооружению существующей промышленности.
Адаптационно-технологический кластер Продвижение к формированию нового техно-промышленного уклада подразумевает под собой создание условий для освоения технологий развития.

Для продвижения современнейших научно-технических направлений и создаются кластеры в Японии. Таковыми являются: разработки и производство больших интегральных схем, нанотехнологий, робототехники. Особое значение придается так называемым смешанным отраслям: биопроизводству, экологической и биоинформатики.

Важное направление инновационной политики правительства Японии – содействие созданию и развитию кластеров. Кластер – группа географически близких взаимосвязанных компаний и организаций (образовательных, научно-исследовательских учреждений, государственных органов), сотрудничающих в определенной сфере. Это наиболее эффективная форма ведения успешного инновационного процесса. Она формирует не спонтанную концентрацию разнообразных технологических изобретений, а строго ориентированную систему распространения новых знаний, технологий и инноваций.

С принятия в 2001 году двух проектов развития промышленных и интеллектуальных кластеров в Японии ведется активное создание этой формы генерации инноваций. Данные проекты разрабатывались с учетом зарубежного опыта, прежде всего американского. Но имеются и некоторые особенности. В Японии решающая роль отводится регионам в лице местных органов самоуправления и компаний. Предполагается, что власти префектур и муниципалитетов должны самостоятельно планировать строительство различных объектов, решать вопросы размещения частных предприятий и лабораторий, выделять земельные участки, брать на себя значительную часть расходов по развитию необходимой инфраструктуры.

Это одно из основных отличий японских программ от их аналогов в Европе, где нередко преобладают кластеры в таких «традиционных» отраслях, как сельское, морское и лесное хозяйство.

На данный момент большое значение в кластерной политике Японии придается налаживанию кооперации между частными промышленными компаниями, так же научно-исследовательскими, учебными учреждениями и соответствующими государственными организациями. Разобщенность между ними – одно из слабых мест японской инновационной системы.

Спецификой японской кластерной политики можно назвать активную поддержку венчурного бизнеса. Ведь многие западные, прежде всего американские, крупные кластеры возникли именно из небольших венчурных предприятий. Важная роль отводится установлению контактов с зарубежными предприятиями.

«Долина Саппоро» – одно из первых в Японии крупных научно-производственных объединений, выросших из венчурного предприятия. В 1976 году доцент Университета Хоккайдо Ё.Аоки организовал «Группу микрокомпьютерных исследований Хоккайдо». Многие студенты, входившие в группу, впоследствии организовали свои компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, что в итоге и привело к созданию «Долины Саппоро». В конце 90-х годов, в период спада японской экономики, город Саппоро испытывал серьезный кризис. Однако индустрия программного обеспечения продолжала демонстрировать устойчивый рост. Это побудило власти губернаторства разработать «Проект создания сверх кластера Хоккайдо», который предусматривал пакет мер по развитию венчурного бизнеса, по сотрудничеству между промышленными компаниями, научно-исследовательскими, учебными учреждениями и государственными организациями, по налаживанию международного научно-технического и гуманитарного обмена, а также по подготовке специалистов. В 2001 году администрация Саппоро учредила Городской центр цифровых разработок, призванный содействовать разработчикам программного обеспечения, веб-дизайнерам и другим специалистам в организации венчурных предприятий. Тогда же была разработана программа «Электронный шелковый путь», направленная на развитие сотрудничества с зарубежными партнерами. Наряду с Саппоро в ней участвуют Сеул, Тэчжон (Южная Корея), Шанхай, Шэньян, Шэньчжэнь, Гонконг (КНР), Синьчжу (Тайвань), Бангалор (Индия), Сингапур. В результате на сегодня «Долина Саппоро» представляет собой кластер со стабильно растущим совокупным доходом, способный в перспективе войти в ряд крупнейших центров создания ПО в Азии. (Рис.1 Концептуальная модель инновационной кластерной политики Японии)


Рис 1. Концептуальная модель инновационной кластерной политики Японии

Япония приступила к широкомасштабной реализации подобных программ сравнительно недавно. И давать окончательные оценки ее кластерной политики рано. Однако, именно японский подход к решению проблемы низкого уровня кластеризации промышленности заслуживает серьезного изучения с точки зрения использования кластерной политики в других странах, которые отличаются неразвитостью инфраструктуры и венчурного бизнеса, разобщенностью науки и бизнеса. Детальное изучение и анализ особенностей японской кластерной системы могут представлять значительный практический интерес при разработке и реализации инновационной политики других стран.


[1] Николай А. М. Кластерная стратегия. Интернет-журнал «Независимая газета». (http://www.ng.ru/science/2010-03-10/11_strategy.html)

[2] Нонагасэ Ю. К нам из страны восходящего солнца. Интернет-журнал «Университетские вести КубГТУ» (http://vesti.kubstu.ru/?id=126)

[3] Профессор Гарвардской школы Майкл Портер. «Конкуренция».