Смекни!
smekni.com

Государство и основные этапы его становления и развития (стр. 1 из 7)

Предмет Теория государства и права.

Курсовая работа

Тема: «Государство и основные этапы его становления и развития.

План.

1.Введение........................................................................................................... 3

2.Понятие и основные признаки государства............................................... 5

3.Государство в политической системе общества...................................... 15

4.Государство и гражданское общество. Социальное государство....... 17

5.Государство и право в их соотношении и взаимодействии.................. 26

6.Правовое государство: сущность и современные проблемы............... 35

7.Заключение.................................................................................................... 41

8.Список использованной литературы......................................................... 42

Введение.

Теория права и государства, как и любая общественная наука, отражающая сферу человеческой деятельности, ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности, в первую очередь о государстве и праве, этих специфических социальных явлениях, занимающих видное место в жизни любого общества и российского в частности. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступая как активная, деятельная сила, управляющая судьбами людей, классов, обществ. Составляя лишь часть, хотя и важнейшую, общественно-политической структуры любого цивилизованного общества, эти институты настолько срослись с ним, настолько проникли во все стороны его жизни, что в глазах многих мыслителей прошлого они отождествлялись нередко с самим обществом.

Следовательно, в моей работе мы затронем несколько основополагающих понятий, которые в науке государства и права занимают не последнее место. Мы дадим этим понятиям научное определение, опираясь на прочитанные источники, обосновав при этом закономерность их возникновения осознанной необходимостью.

Такие понятие как «государство», является не только фундаментальным в науке теории государства и права, но, прежде всего оно является актуальными в свете перемен происшедших в нашем обществе, как политических, так и экономических. Уяснить для себя значимость и суть этой категории необходимо еще и потому, что нам всем предстоит самим строить то правовое, социальное государство, каковым является Россия по Конституции РФ 1993 г. Ведь Россия находится в самом начале этого долгого и далеко не простого пути.

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу - исторически длинный процесс, и он связан напрямую с формированием гражданского общества. «Наше гражданское общество только формируется, и еще не стало действенным контролером государственных институтов. Как и всякая новая власть, оно подвержено болезням роста»[1]. В этих условиях тем более важно разобраться в самой природе затронутых выше понятий, их основных характеристик и путях формирования.

Понятие и основные признаки государства.

Государство – продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становиться его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Государство – исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Немецкий юрист Р. Моль в 1872 г. писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости»[2].

Аксиомой общественного процесса является то, что государство – не вечная категория, оно возникло на определенном историческом этапе развития общества и с тех пор само развивается как относительно самостоятельное явление, имеющие собственные этапы и закономерности существования и деятельности.

Государственность представляет собой фактор человеческого прогресса и культуры, она выступает как самостоятельная историческая ценность. Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости (от природных и социальных сил), полноценного и гармоничного развития личности. Конечно, такого уровня развитости государство достигает не сразу. На ранних стадиях цивилизации оно выступает как достаточно примитивная организация общества, сущность которой кроется в системе органов и учреждений принуждения, осуществляющих классовую или иную социальную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство приобретает возможность обеспечить основные ценности общественного развития – народовластие, экономическую свободу и свободу личности[3]. Именно для того, чтобы понять процесс внедрения цивилизации в государственно организованное общество, необходимо знать, как возникло само государство и как оно способствует развитию общества.

Хотя опыт многих народов доказывает, что государство возникает как результат, прежде всего классовых противоречий, это не единственная причина становления государственной организации. Возможно возникновение государства под влиянием национальных, религиозных, региональных и других противоречий, а также известны случаи перехода от доклассовой формации непосредственно к государству при отсутствии классов (так называемый «азиатский способ производства»). Это означает, что возникновение государства отнюдь не всегда сопровождается процессом возникновения классов.

Само существование государства далеко не всегда связанно с классовой борьбой и ее непримиримостью. Не только на ранних этапах, но и в современный период все больше проявляются коллективные потребности всего общества, предполагающие не борьбу за власть, а сотрудничество различных, в том числе противоречивых, социальных сил. Поэтому концепция государства только как орудия классового господства, органа осуществления классовой диктатуры не отражает всей сложности явления, а потому страдает узостью подходов.

Говоря о государстве, следует рассматривать его как особую форму организации человеческого общества, всеобщую ассоциацию его членов, так и аппарат власти и управления, через который проводиться господствующая государственная воля. Сведение государства только к аппарату концентрации силы, систематического применения насилия и подчинения людей насилию недиалектично. В данной связи иногда говорят, что необходимо рассматривать два значения термина «государство»: как страны и как организации политической власти[4]. Это не вполне правильно с чисто научной точки зрения, хотя в определенной мере отвечает обыденному представлению о государстве как явлении общественной жизни. Прежде всего, понятие страны не имеет какого-либо юридического смысла, оно в лучшем случае означает политико-географический комплекс, сложившийся в государственных границах. Что же касается организационного аспекта понимания государства, то он в равной мере относится как к форме организации общества, так и к форме правовой организации политической власти.

Возникает вопрос, какая из этих форм доминирует в понятии государства-ассоциации, что становиться во главу угла и выражает самый глубинный признак государства – его сущность. Длительное время отечественная наука исповедовала марксистско-лениниский тезис о сущности государства как машины угнетения, аппарата классового подавления, не учитывая второй стороны государственной организации – как ассоциации всего общества, где аппарат выступает лишь как рабочий орган. Если же исходить из этого, то любое государство есть та организация политической власти общества, при помощи которой экономическое господство (класса либо иной социальной группы властвующих) проявляется в соответствующей политической форме. В этой формуле, объединяющей обе стороны государства, и заключается его сущность.

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны только с точки зрения исторической науки. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное властвование над свободными людьми»[5]. Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории»[6]. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершневич и Кокошкин[7]. Хвостов писал, что государство – «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти»[8].