Смекни!
smekni.com

Гражданские процессуальные правоотношения (стр. 1 из 4)

План

Введение

1. Понятие гражданских процессуальных правоотношений

2. Основания возникновения гражданских процессуальных правоотношений

3. Объект и содержание гражданских процессуальных правоотношений

4. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений

Заключение

Литература


Введение

Тема моей курсовой работы гражданские процессуальные правоотношения. Целью и задачами данной курсовой работы является рассмотрение и всестороннее изучение таких вопросов как понятие, основания возникновения, объекты, субъекты и содержание гражданских процессуальных правоотношений.

Вопрос о гражданско-процессуальных правоотношениях является одним из основных вопросов гражданского процесса. Ведь без определения понятия, оснований возникновения, объектов, субъектов и содержания гражданских процессуальных правоотношений невозможно дальнейшее изучение гражданского процесса.

Понятие процессуального правового отношения, являющееся одним из ключевых в российской доктрине, в юриспруденции зарубежных стран встречается далеко не всегда. Его игнорируют правоведы, занимающиеся изучением судопроизводства в странах общего права. Не встречается оно и в работах, посвященных французскому гражданскому процессу. В германской правовой школе, напротив, это понятие не только присутствует практически во всех трудах по общим вопросам процесса, но и составляет главный предмет ряда фундаментальных исследований. Значение процессуального правового отношения как результата теоретического осмысления юридической сущности судебного производства выходит за пределы правовых систем, в рамках которых оно разрабатывается. Это универсальная категория, которая обнаруживается с незначительными индивидуальностями в процессе любого государства.

Предметом регулирования в каждой сфере правового воздействия является определенная система юридических действий и отношений, возникающих между их участниками. При осуществлении правосудия по гражданским делам суд вступает в определенные отношения по применению норм материального и процессуального права с участниками гражданского процесса. Указанные отношения, складывающиеся между судом и участниками процесса при совершении процессуальных действий и урегулированные нормами гражданского процессуального права, называются гражданскими процессуальными правоотношениями. Поэтому гражданское судопроизводство представляет собой систему гражданских процессуальных отношений и действий, возникающих в связи с рассмотрением конкретного гражданского дела.


1. Понятие гражданских процессуальных правоотношений

При осуществлении правосудия по гражданским делам между судом и лицами, участвующими в процессе рассмотрения и разрешения, а также исполнения решения суда, складываются и развиваются общественные отношения, регулируемые гражданским процессуальным правом. Поскольку их отраслевой характер обусловлен тем, что они урегулированы нормами гражданского процессуального права, следовательно, они являются гражданскими процессуальными правоотношениями[1].

Гражданско-процессуальные правоотношения являются достаточно сложным по содержанию юридическим понятием. Они давно известны в юридической науке[2]. В германской правовой школе первое теоретическое обоснование понятия процессуального правового отношения было дано Оскаром Бюловым в работе «Учение о процессуальных возражениях и процессуальных предпосылках». Его концепция стала поводом для дискуссий, проходивших интенсивно в Германии с конца XIX до начала ХХ веков.

В российской доктрине досоветского периода преобладал взгляд на процесс как юридическое отношение в той его трактовке, которая была предложена Бюловым,полагавшим, что процессуальное право определяет права и обязанности суда и сторон в их взаимных отношения. Следовательно, процесс есть соотношение прав и обязанностей, то есть юридическое отношение. Причем отношение не частноправовое, а публично-правовое, поскольку речь идет о связях, возникающих между государственными учреждениями и гражданами. Возможность процессуальных отношений между истцом и ответчиком отрицалась. Этот взгляд был воспринят советской доктриной, поддерживается он и современными отечественными авторами[3].

Среди русских цивилистов-процессуалистов были как продолжатели теории Бюлова, так и ее противники. Среди стойких последователей О. Бюлова необходимо назвать А.Х. Гольмстена, достаточно тщательно разрабатывающего эту теорию[4].

С критикой «бюловского» направления и обоснованием самостоятельной теории властеотноешний выступал известный русский правовед Г.А. Нефедьев[5]. С появлением в печати данного научного труда дальнейшее развитие русской процессуальной науки долгое время находился в плане постоянных дискуссий как между сторонниками, так и противниками «бюловской» теории[6].

Менее известна в России принципиально иная трактовка судопроизводства, предложенная другим германским правоведом Джеймсом Гольдшмидтом в работе «Процесс как правовое положение». Само название исследования подчеркивает своеобразие его концепции. В кратком изложении ее суть сводится к следующему.

Судебное производство представляется в виде сменяющихся процессуальных правовых ситуаций или положений, в которых находятся его субъекты, но не как правовое отношение, являющееся категорией материального права. Такое процессуальное положение характеризуется не правом и соответствующей ей обязанностью, как в правовом отношении, а перспективой, возможностью, бременем или освобождением от бремени.

По мнению автора, сторона не несет процессуальных обязанностей ни перед судом, ни перед противником.Сторона в процессе не имеет процессуальных прав в том понимании, который свойственен понятию субъективного права в материальных юридических отношениях.

В современной германской доктрине взгляд на процесс как сменяющиеся процессуальные ситуации в целом отвергнут, и большинство авторов рассматривает судопроизводство через призму правового отношения. Однако теория Гольдшмидта не канула в лету. Его труд продолжает оставаться одним из самых цитируемых, а высказанные им идеи используются в трактовке элементов процессуального правового отношения, процессуальных действий некоторых других процессуальных институтов[7].

Гражданские процессуальные правоотношения существенно отличаются от материальных, в частности гражданских, правоотношений. Основной предпосылкой возникновения гражданских процессуальных отношений является процессуальный закон, т.е. эти отношения возможны лишь в правовой форме[8].

Вопросы о понятии, структуре гражданских процессуальных правоотношений, судя как по русской и зарубежной юридической литературе XIX в., так и по работам юристов XX в., всегда вызывали споры, неоднозначное толкование многих важных вопросов понятийного характера. Поэтому выделим наиболее характерные признаки, присущие процессуальным отношениям.

Во-первых, гражданские процессуальные правоотношения имеют только правовой характер и существуют по общему правилу только в правовой форме. Этим они существенным образом отличаются от материально-правовых отношений. Например, семейные отношения возникают и существуют до и независимо от правового регулирования. Процессуальные же отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной функции правосудия по гражданским делам, не могут существовать вне правовой формы.

Однако в гражданском процессуальном законодательстве существуют определенные пробелы, когда допускается применение процессуальных норм по аналогии (ч. 4 ст. 1 ГПК). В таком случае гражданские процессуальные правоотношения возникают как фактические, а затем регулируются нормами гражданского процессуального права.

Во-вторых, гражданские процессуальные правоотношения носят властный характер, так как здесь проявляется такое начало гражданского процессуального метода регулирования, как императивность. Суд выступает в качестве органа власти, применяя в рамках процессуальных отношений нормы права. Указания суда являются безусловно обязательными для всех участников гражданского процесса. Последние вправе обжаловать судебные акты, но игнорировать их, вести себя независимо от требований суда они не вправе. Поэтому гражданские процессуальные правоотношения носят публично-правовой характер, отражая взаимосвязи государства в лице суда и лиц, обратившихся за судебной защитой.

В-третьих, гражданские процессуальные правоотношения носят правоприменительный характер, поскольку их основным содержанием является деятельность по применению норм как материального, так и процессуального права. При этом следует иметь в виду, что применение норм гражданского процессуального права имеет определенную специфику, отражающую особенности данной отрасли права.

В-четвертых, из предыдущих признаков процессуальных правоотношений вытекает и такая их черта, как участие в них в качестве обязательного субъекта суда — первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции. Вне судебной деятельности процессуальные отношения не возникают и существовать не могут. Любые правовые отношения участников процесса, возникающие в ходе рассмотрения дела, так или иначе опосредуются рамками гражданского процесса и судебной деятельностью.

В-пятых, гражданским процессуальным правоотношениям присуща многосубъектность. Наряду с судом в них взаимодействуют все иные субъекты процесса, число которых может быть различно. Например, в делах искового производства наряду с судом участвуют истец и ответчик, причем на каждой стороне из них может участвовать несколько лиц, а также их представители. В дело вправе вступить третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, прокурор, представители государственных органов, дающие заключение по делу на основании ст. 47 ГПК. Кроме того, в процесс привлекаются иные участники, выполняющие вспомогательные функции либо служащие источником доказательственной информации.