Смекни!
smekni.com

Практика участия иностранного капитала в развитии национальных банковских систем (стр. 1 из 3)

Практика участия иностранного капитала в развитии национальных банковских систем

Мировой опыт участия иностранного капитала в развитии национальных банковских систем

До середины 1980-х годов масштабы участия иностранного капитала в развитии национальных банковских систем были весьма ограниченными. Несмотря на частичное снятие запретов на движение капиталов и увеличение объемов внешней торговли, многие страны, как развивающиеся, так и индустриально развитые, продолжали придерживаться ставшего уже традиционным принципа протекционизма.

Общее количество ограничений по доступу на рынок и по предоставлению национального режима, действовавших в мировой торговле финансовыми услугами в середине 1990-х годов – до принятия договоренностей о либерализации финансовых услуг в рамках Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС), превышало 11 тыс. Из них преобладающая часть приходилась на долю банковских услуг. Большинство стран устанавливало законодательные ограничения на деятельность зарубежных банков на своей территории.

Первоначально сдвиг в сторону интернационализации финансового посредничества затронул государства со зрелой рыночной экономикой. Затем на протяжении последних примерно 15 лет финансовые рынки многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой в той или иной степени начали открываться для внешних участников. В первую очередь данное явление проявилось в экспансии иностранных банков, выражаемой в увеличении их доли в активах и капиталах национальных банковских систем. Особенно отчетливо данная тенденция отмечалась в восточноевропейских странах, переходящих к рыночным отношениям, и в странах Латинской Америки. В меньшей степени этот процесс затронул страны Азии и Африки.

Во многом процесс либерализации торговли и предоставления финансовых услуг в международном масштабе был связан с выстраиванием новой мировой торговой и финансовой архитектуры. Органы государственного регулирования, открывая доступ иностранному капиталу на национальный рынок банковских услуг, руководствовались рядом соображений. Во-первых, стремлением создать благоприятные условия для притока иностранных инвестиций. Во-вторых, такими стандартными аргументами в пользу открытия экономики в целом и ее отдельных отраслей, как увеличение уровня конкуренции и стимулирование повышения эффективности ведения бизнеса.

В-третьих, приход иностранных банков означал импорт современных технологий, который влечет за собой общее институциональное укрепление финансовой сферы. В-четвертых, иностранные банки могли рассматриваться как один из каналов притока инвестиций в другие отрасли, и их присутствие стало бы, таким образом, одним из факторов экономического роста.

Мотивация иностранных банков, приходящих на новый рынок, заслуживает особого внимания. Основную роль здесь играет возможность получить прибыль от операций на местном рынке. На их решение об открытии бизнеса должен влиять также уровень интеграции между экономикой страны происхождения и страной – объектом инвестиций. Наконец, присутствие иностранных банков во многом зависит от существующих ограничений по входу на рынок и от проведения операций.

Однако основным мотивом присутствия иностранных банков в мировой практике стала все-таки возможность получать прибыль на новом рынке. Стратегия иностранных банков в этом случае ориентируется на перспективы развития экономики, рост ВВП, инфляцию, капитализацию местных компаний. В общем случае, чем лучше выглядят перспективы роста ВВП, тем большим будет стремление иностранных банков присутствовать на местном рынке. Дополнительным фактором в этом случае является конкурентная среда на местном рынке. Заинтересованность иностранных банков будет тем выше, чем менее развита и эффективна местная банковская система.

Мировой опыт показал, что на иностранный рынок приходят преимущественно крупные банки и это объясняется рядом причин. Во-первых, у крупных международных банков, занимающих существенную долю рынка в стране происхождения, присутствует мотив диверсификации рисков через расширение своей деятельности в различных странах. Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов, что именно транснациональные корпорации являются клиентами крупных банков.

Соответственно, банки, желая предложить широкий спектр обслуживания, вынуждены расширять сферу своей деятельности и предоставлять услуги там, где это соответствует интересам клиента. В-третьих, открытие бизнеса в другой стране требует весьма существенных капитальных вложений, особенно если в этой стране существует высокая законодательная планка по входу на рынок, и «эффект масштаба» приобретает в данном случае существенное значение. В-четвертых, свойственные в основном крупным банкам высокодоходные операции по управлению портфелями также предполагают увеличение количества точек присутствия на внешних рынках.

Проведенные специалистами Всемирного банка исследования показывают, что приход иностранных банков оказывает в большинстве случаев заметное воздействие на макропруденциальные характеристики банковской системы. У банков с иностранным участием на развивающихся рынках, как правило, более высокая процентная маржа и прибыльность. В дополнение к этому они платят больше налогов.

Еще одним заслуживающим внимания моментом является то, что влияние иностранных банков сказывается не столько за счет захваченной доли рынка, сколько за счет самого факта присутствия институтов, созданных с иностранным участием. Существуют исследования по ряду стран, где влияние иностранных банков на общую эффективность системы было признано отчетливо позитивным, несмотря на ничтожную долю занятого ими рынка.

В ужесточении конкуренции есть, естественно, серьезный риск для местных банков. Снижение доходности по операциям делает затруднительным расширение их капитальной базы, которая в странах с развивающимися рынками и так достаточно слабая. Это может оказать определенный дестабилизирующий эффект на национальную финансовую систему. Поэтому расширение участия иностранного капитала обязательно должно сопровождаться совершенствованием системы пруденциального надзора, чтобы иметь возможность предупредить резкое ухудшение состояния местных институтов, не выдерживающих конкуренции. Помимо возможностей увеличения капитальной базы и воздействия на прибыльность дополнительным фактором риска может служить потенциальное ухудшение качества кредитного портфеля. Это связанно с тем, что первоклассным национальным заемщикам выгоднее обращаться к более дешевым ресурсам, предоставляемым иностранными банками.

Однако при наступлении тяжелого для экономики времени присутствие иностранных банков может оказать как стабилизирующий, так и дестабилизирующий эффект. С одной стороны, иностранные банки, во многом опирающиеся на зарубежные ресурсы, более устойчивы к внутренним шокам. С другой стороны, в случае угрозы банковского кризиса возможен вариант, когда вкладчики воспримут иностранные банки как безопасную гавань и начнут массовое изъятие средств из местных банков, усугубляя положение национальных организаций.

Что касается влияния иностранных банков на другие сектора экономики, то тут в основном прослеживаются положительные моменты. Во-первых, экономические агенты получают доступ к более качественным банковским продуктам. Во-вторых, обострение конкуренции в секторе финансовых услуг означает расширение возможностей выбора для заемщиков и клиентов банков, снижение стоимости расчетно-кассового обслуживания. Все это, несомненно, положительно сказывается на предприятиях нефинансового сектора и на экономическом росте.

История и особенности либерализации банковского сектора в различных странах

Первыми начали открывать национальный рынок банковских услуг промышленно развитые страны. Правда, это коснулось не всех стран. Если США пошли на снятие ограничений еще в 1980-х годах, то Канада, например, разрешила открывать филиалы иностранных банков только в 1999-м. Однако и до сих пор этот вид участия иностранного капитала остается объектом разного рода ограничений. Например, определенным типам филиалов вообще запрещено привлекать депозиты, а другим разрешено привлекать только депозиты на сумму свыше 150 тыс. долларов. К началу 1990-х годов очень закрытым был банковский сектор Латинской Америки.

Национальные системы были представлены большим количеством местных банков со значительной долей государства в лице как общенациональных, так и местных органов управления. Отношение к иностранным банкам резко поменялось в середине 1990-х годов, когда серия финансовых кризисов вызвала острую нужду в рекапитализации банковского сектора, а также в консолидации и рационализации государственной собственности в отрасли. Потребность банковской системы в привлечении ресурсов привела к снятию барьеров на пути иностранного участия. Крупнейшие приобретения в регионе начались в 1995 году. Иностранные банки в основном ориентировались на покупку контрольных пакетов банков с хорошо развитой розничной сетью. В результате структура собственности банковских систем региона радикально поменялась во второй половине 1990-х годов.

Исключение составляет Бразилия. Увеличивающееся присутствие иностранных банков привело к сокращению долей и государственного, и национального частного капитала в структуре собственности. Очень сильно местный частный капитал был потеснен в Чили, Колумбии, Мексике и Перу. В странах с исторически доминирующей ролью государственных банков, таких как Бразилия, проникновение иностранных банков происходило за счет приватизации.

В Аргентине и Венесуэле приход иностранцев происходил как в результате приватизации, так и покупки пакетов акций крупных банков у частных акционеров. В Юго-Восточной Азии иностранные банки играют, по сравнению с Латинской Америкой и Восточной Европой, значительно меньшую роль. Во многом это связано с политикой местных властей, ограничивающих доступ иностранных участников на рынок розничных банковских операций. Подобная политика проводилась по отношению к иностранным банкам даже в таких финансовых центрах, как Гонконг и Сингапур. Ограничения продолжают сохраняться также по количеству иностранных банков в национальной банковской системе и по количеству филиалов, которые они могут открыть. После кризиса 1997 года доступ был в большинстве стран, за исключением Малайзии, существенно либерализован. При этом следует заметить, что несмотря на недружелюбный климат доля иностранных банков в Малайзии остается одной из наиболее высоких в регионе.