Смекни!
smekni.com

Исполнение обязательств по кредитному договору (стр. 1 из 3)

Внешнеэкономическая деятельность: некоторые вопросы кредитования

Активность внешнеэкономической деятельности, как и любой иной вид коммерческой деятельности, во многом определяется доступностью и стоимостью заемных ресурсов. Особое внимание вопросам кредитования стало уделяться в связи с возникновением в последнее время существенных затруднений как в мировой, так и отечественной экономике. Это связано с тем, что банки в целях сокращения риска невозврата кредитных ресурсов в условиях мирового экономического кризиса желают повысить величину процентов за пользование уже выданными кредитными ресурсами, в то время как организации стремятся воспользоваться дешевыми займами. Поэтому рассмотрение на конкретных примерах проблем привлечения заемных средств в банковских учреждениях является весьма актуальным.

Напомним, что порядок предоставления банковского кредита с одной стороны регулируется нормами гл. 18 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК), а с другой - нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК). В соответствии со ст. 137 БК по кредитному договору банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуются предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, определенных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить (погасить) кредит и уплатить проценты за пользование им. При этом кредитным договором может быть предусмотрена обязанность кредитополучателя также уплатить (комиссионные и иные платежи) за пользование кредитом.

Пример

ЧУП «А» (г. Барановичи) заключило в октябре 2008 г. с банком «Б» договор кредитования на 3 года, в соответствии с условиями которого предусматривалась ставка процентов за пользование заемными денежными средствами в размере 13,5 % годовых. Платежи по кредиту предприятие погашало в установленные сроки.

В марте 2009 г. наше предприятие получило письмо, в котором банк предлагает в срок не позднее 10 мая 2009 г. заключить дополнительное соглашение и установить ставку процентов по кредиту начиная с апреля 2009 г., в размере 15 % годовых. В письме банк ссылается на требования ч. 2 ст. 145 БК в части того, что процент за пользование кредитом определяется исключительно банком.

В связи с этим у нас возник ряд вопросов:

1) Насколько законны требования банка, если в договоре не было предусмотрено изменение процентной ставки за пользование кредитом? Ведь для нашего экспортноориентированного предприятия сейчас и действующая ставка процентов весьма существенна. Мы желали бы снизить ставку процентов.

2) Будет ли считаться дополнительное соглашение к кредитному договору заключенным, если ЧУП «А» не даст в запрашиваемый срок никакого ответа банку «Б»?

3) Вправе ли банк в одностороннем порядке изменять размер процентов, уплачиваемых по кредиту?

4) Чем должен был руководствоваться банк при определении конечного срока (10.04.2009) заключения дополнительного соглашения?

Согласно ст. 140 БК размер процентов за пользование кредитом и порядок их уплаты, а также размер платы за пользование кредитом и порядок ее внесения (если обязанность ее уплаты предусмотрена кредитным договором) определяются исключительно кредитным договором и относятся к его существенным условиям.

В качестве отступления заметим, что в соответствии со ст. 140 БК существенными условиями кредитного договора являются условия:

о сумме кредита с указанием валюты кредита (для кредитной линии - о максимальном размере (лимите) общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств (кредите) и предельном размере единовременной задолженности кредитополучателя);

о сроке и порядке предоставления и возврата (погашения) кредита;

о размере процентов за пользование кредитом и порядке их уплаты, а также о размере платы за пользование кредитом и порядке ее внесения, если обязанность ее уплаты предусмотрена кредитным договором, за исключением случаев предоставления кредита на льготных условиях на основании решений, принятых Президентом Республики Беларусь, или в установленном Правительством Республики Беларусь порядке;

о целях, на которые кредитополучатель обязуется использовать или не использовать предоставленные денежные средства (целевое использование кредита), - в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 144 БК;

о способе обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;

об ответственности кредитодателя и кредитополучателя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязательств по кредитному договору;

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Отвечая на заданные вопросы, заметим, что в соответствии со ст. 145 БК банк до заключения кредитного договора обязан обеспечить возможность ознакомления каждого кредитополучателя с информацией о размере процентов за пользование кредитом. В свою очередь, кредитодатель действительно при заключении кредитного договора с каждым конкретным кредитополучателем (в том числе и с ЧУП «А» (г. Минск)) самостоятельно определяет размер, периодичность начисления и сроки уплаты процентов. Однако эта норма действует исключительно при заключении, а не после того, как договор заключен и вступил в законную силу. Таким образом, ссылка в письме на требования ч. 2 ст. 145 неправомочна.

Кроме того, согласно п. 24 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226 (далее - Инструкция), изменение условий кредитного договора, в том числе предоставление отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по кредитному договору, осуществляется на основании дополнительного соглашения к кредитному договору.

Таким образом, банк не вправе в одностороннем порядке изменять существенные условия кредитного договора (в том числе изменить размер процентов за пользование кредитом).

При этом полученное ЧУП «А» (г. Барановичи) письмо из банка «Б» об изменении условий кредитного договора в соответствии с п. 1 ст. 422 и п. 1 ст. 402 ГК есть не что иное, как оферта, т.е. предложение заключить дополнительное соглашение к кредитному договору. Напомним, что согласно п. 1 ст. 422 ГК соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства или договора не вытекает иное.

В соответствии с п. 1 ст. 403 ГК дополнительное соглашение к кредитному договору признается заключенным в момент получения банком, направившим оферту, ее акцепта, в качестве которого могут быть:

ответ кредитополучателя, которому адресована оферта, о ее принятии. В этом случае акцепт должен быть полным и безоговорочным (ст. 408 ГК);

совершение лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (т.е., например, уплата процентов за пользование кредитом по новой ставке) (если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте).

Согласно п. 2 ст. 422 ГК банк вправе самостоятельно определить в оферте срок для заключения дополнительного соглашения к кредитному договору. При отсутствии в письменной оферте указания срока для акцепта договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законодательством, а если срок не установлен, - в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 411 ГК). Согласно п. 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (далее - Постановление) нормально необходимое для получения ответа время определяется применительно к каждому конкретному случаю и складывается не только из времени на пересылку предложения и ответа с учетом способа связи (почта, телеграф и т.п.), но и времени, достаточного для изучения предложения.

В связи с тем, что в оферте определен срок для акцепта (т.е. 10 мая 2009 г.), дополнительное соглашение к кредитному договору считается заключенным, если акцепт получен банком, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока.

Следует заметить, что в соответствии с п. 2 ст. 428 ГК молчание не признается акцептом, если иное не вытекает из законодательства или соглашения сторон (в том числе кредитного договора, заключенного между ЧУП «А» (г. Минск) и банком «Б»).

Учитывая тот факт, что ЧУП «А» желало снизить ставку процентов, оно вправе направить ответ на письмо банка с предложением об установлении более низкой ставки процентов. При этом ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, признается отказом от акцепта и в то же время является новой (встречной) офертой (ст. 413 ГК).

Обратим внимание, что п. 2 ст. 420 ГК предусмотрена возможность при недостижении соглашения сторон о заключении дополнительного соглашения к кредитному договору по требованию одной из сторон кредитного договора его изменение по решению суда.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 421, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;