Смекни!
smekni.com

Историко-экономические особенности развития организационных форм потребительской кооперации (стр. 1 из 5)

Свойство цикличности означает то, что система потребительской кооперации представляет собой в целом замкнутый торгово-промышленный цикл. Этот цикл обеспечивает кругооборот товарных и информационных потоков в пределах одного регионального образования. Он включает в себя: заготовку — переработку — сбыт; производство — переработку — доведение до потребителя. То есть в него входят и предприятиясельского хозяйства, производящие или перерабатывающие сельхозпродукцию, и торговыепредприятия, и обслуживающие организации, и научно-образовательные учреждения.

Сущность свойства локализации состоит в том, что потребительской кооперации в настоящее время принадлежит преимущественная роль локального центра в обслуживании населения на селе. Потому что, во-первых, кооперативные формы хозяйствования напрямую приближены к месту их потребления, поскольку главная цель потребкооперации -предоставление социальных услуг как пайщикам, так и некооперативному населению. Это обстоятельство способствует разрешению экономических, социальных и иных проблем как потребителей, так и производителей. Во-вторых, в отличие от рынка потребительских товаров, рынокуслуг, оказываемых потребкооперацией, характеризуется тем, что он имеет четкие территориальные границы реализации в пределах конкретного населенного пункта. А это также позволяет структурам потребкооперации конкретизировать цели и задачи развития ее торгово-промышленного цикла, приближает его к непосредственному потребителю на определенной территории и выявляет социально-экономические особенности и возможности региона.

Таким образом, активизация деятельности российской потребительской кооперации на современном этапе связана, с одной стороны, с началом процесса возрождения традиций кооперативного хозяйствования с учетом современных экономических реалий, а с другой, с новыми возможностями реализации потенциала организационных форм потребительской кооперации по развитию АПК в рыночных условиях.


1.2. Историко-экономические особенности развития организационных форм потребительской кооперации

Исследование эволюции кооперативных идей на различных этапах социально-экономического развития России сохраняет свою актуальность и в наши дни. Особенно это важно для включения кооперативных начал в экономические отношения в условиях становления социально ориентированной рыночной экономики, в том числе и аграрном секторе.

Исследования по истории и теории потребительской кооперации в отечественной и мировой науке довольно обширны. Это и неудивительно, ведь история потребительской кооперации началась более полутора веков назад, с первого промышленного переворота в Англии в последней трети XVIII века. Англия раньше других европейских стран испытала проблемы, вытекающие из промышленного развития, ее рабочий класс был вынужден искать такую формузакупкипредметов потребления, которая содействовала бы их удешевлению. Такой формой и стали потребительские ассоциации. Поэтому в истории кооперативного движения Англию принято считать родиной потребительской кооперации.

Интерес к кооперации как форме хозяйствования и социальному движению в России появляется в 60-е годы XIX века. В России понятие кооперации вошло впервые в жизнь под именем «ассоциации». Н.Г. Чернышевский рассматривал ее как «форму, необходимую для разработки теории трудящихся» [111. С. 99]. Принцип ассоциации был принят как демократическими, так и либеральными представителями интеллигенции. В обосновании необходимости ассоциаций выдвигались разного рода аргументы. Например, «П. Кропоткин и Л.И. Мечников выдвинули идею универсальной кооперативной взаимопомощи в природе и обществе» [74. С. 54]. К этому времени относятся и первые практические опыты создания сельскохозяйственных кооперативов. Появление сельских потребительских обществ в России стало возможно после отмены крепостного права. Развитие исторически более ранних формкооперации — потребительской и кредитной - в России шло по одной и той же схеме, что и в европейских странах. Сначала образовывались мелкие кооперативы, по мере обретения ими экономической устойчивости первичные товарищества объединялись в местные (в России - уездные, губернские), а затем и общенациональные союзы. Активное развитие кооперативного движения и потребительской кооперации начинается на рубеже XIX и XX веков. К этому времени в России сформировались социально-экономические предпосылки для образования потребительских, кредитных, производственных, сбытоснабженческих и других видов кооперативов. Основным фактором развития кооперации при этом стал складывающийся общенациональный рынок и рыночная инфраструктура. Быстрыми темпами развивались кредитно-банковские учреждения - коммерческие и земские банки, биржи, регулярно проводились местные и всероссийские ярмарки. Происходило строительство современных для того времени различных путей сообщения -железных дорог, речного и морского транспорта. Изменения происходили и в сельской местности. Крестьянское хозяйство все больше становилось товарным. Развивалась городская промышленность, росли рабочий класс, ремесленники, разночинная интеллигенция и другие средние слои - то есть складывалась социальная база кооперативного движения в городах. При этом рождение кооперативных воззрений было связано не только с развитием капитализма, обеспечившего необходимые для развития кооперативных форм демократические свободы, но также с необходимостью преодоления капиталистическим обществом глубоких противоречий, кризисов, которые обострились в нем в конце XIX века. В это время повсеместно и на Западе, и в России появились личности, общественные движения и партии стремившиеся реформировать существующий строй. Наиболее активно проявляли себя: континентальный европейский радикализм, реформизм, либерализм, анархизм, социалистическое и коммунистическое движение, анархизм, оказавшие огромное влияние на становление кооперативной мысли в России.

Первыми идейными вдохновителями российских «кооперативов» были западноевропейские представители кооперативного движения: Р. Оуэн, Ш. Фурье, Г. Шульце-Делич, Ч. Говарде, У. Кинг, Л. Блан, Г. Кауфман, С. Гшвинд, Ф. Райффайзен. При этом российские основатели кооперативного движения - М.И. Туган-Барановский, С.Н. Прокопович, А.В. Чаянов, К.А. Пажитов, С. Л. Маслов, А.Н. Анцыферов, В.Ф. Тотомианц, Н.П. Гибнер и другие пересмотрели систему взглядов на кооперацию своих западных учителей с учетом особенностей и традиций России. К примеру, если английские и немецкие кооператоры покупали товар в своих магазинах по среднерыночным ценам, то «русский рабочий и крестьянский люд страдал от безденежья» [137. С. 203]. Другими словами, русские кооператоры торговали по самым низким рыночным ценам, которые едва покрывали издержки обращения и давали малую прибыль. Особенностью в развитии кооперативной мысли дореволюционного этапа являлось то, что вдохновителями российской кооперации были главным образом представители прогрессивной интеллигенции, либеральные дворяне, общественные деятели из знатных сословий, социал-реформистские идеи которых получили свое продолжение «...в теориях «третьего пути» (кооперативизма) и «уравновешивающей силы» [175. С. 45]. Они пытались доказать, что кооперация обеспечит создание такого строя, который будет отличаться от капиталистического и социалистического, лишенный их недостатков, и будет представлять собой кооперативный строй, государство всеобщего благоденствия, всеобщую гармонию.

В развитии русской кооперативной мысли к началу XX века «четко обозначились три основных направления» [111. С. 46]. Первое направление берет начало с Н.С. Чернышевского. Его представители, называвшие себя «артельщиками», видели в кооперации, прежде всего, мощное социальное движение, «направленное на коренное преобразование производственных отношений и общественного строя, на строительство социализма». Они рассмотрели зачатки социалистического строя в трудовой земледельческой артели. Основными представителями были Ф.А. Щербина, А.А. Николаев, А.В. Меркулов, А.А. Исаев, С.С. Маслов, К.А. Пажитов.

Второе направление российской кооперативной мысли отдавало приоритет исследованию кооперации как формы хозяйствования. Оно усматривало в кооперации средство приспособления к интенсивнымпроцессамкапитализации России. В рамках этого направления сложилась организационно-производственная школа, представителями которой являлись Н.П. Макаров, А.Н. Минин, А.А. Рыбников, А.Н. Челенцев, А.В. Чаянов, А.Е. Кулыжный, В.Ф. Тотомианц, А.Н. Анцыферов, М.И. Туган-Барановский, А.А. Евдокимов[110].

Третье направление занимает компромиссную позицию «между «идейным экстремизмом» артельщиков и «буржуазной апологетикой» экономистов» [111. С. 46]. Их позиция основывалась на том, что кооперация -«...это средство борьбы с надвигающимся капитализмом, в борьбе против эксплуатации трудящихся представителями денежного, товарного и производительногокапитала» [111. С. 50].

Следует отметить, что в чистом виде эти направления кооперативной мысли никогда не существовали, взгляды кооперативных идеологов переживали сложную эволюцию, находились в развитии и имели точки соприкосновения. Поэтому различия в позициях российских ученых-кооператоров носили скорее идейный, а не прагматический характер, как это было на Западе. Методологической основой исследования данных направлений стало понимание кооперации как формы хозяйствования, рожденной из развития капиталистических отношений.

«Первым исследованием в русской экономической литературе о зарождении потребительской кооперации явилась работа Н.И. Зибера «Потребительные общества», вышедшая в свет в 1869 г.» [114. С. 602]. В работе автор определяет экономическую сущность потребительных обществ и показывает их преимущества для потребителя. «Есть, однако же, для общества возможность так устроить свое потребление, чтобы воспользоваться, как с выгодою обойтись без розничного торговца, так и с выгодою приобрести товар сразу в большом количестве» [85. С. 614-615]. В этом и состоит задача потребительских обществ.