Смекни!
smekni.com

Коммерциализация интеллектуальной собственности современных условиях (стр. 34 из 40)

Во втором случае, особые требования законодательства к установлению именно рыночной стоимости обусловлены, как представляется, тем, что в отношении приобретения акций уже действующего общества в обмен на имущество (ОИС) в большей мере соблюдаются рыночные условия – стороны (общество-покупатель и правообладатель-продавец) независимы, свободны в выборе, акции продаются по рыночной цене. Соответственно, стоимость обмениваемого имущества также должна определяться рыночными условиями - альтернативной стоимостью данного ОИС: покупатель акций волен в выборе между продажей ОИС в обмен на деньги или в обмен на акции, цена которых определяется, в том числе, и будущими дивидендами. К тому же сам объект (ОИС) уже не является (как в большинстве случаев при организации бизнеса) необходимым и неотъемлемым звеном производственного процесса, а его обладатель – инициатором проекта, то есть влияние корпоративных интересов не столь велико.

В зависимости от размеров вклада законодательством предусмотрены два варианта его оценки (ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (далее также - Закон), а также ст. 15 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ):

¨ если номинальная стоимость вносимых в качестве вклада имущественных прав составляет не более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, то оценка осуществляется на основании решения учредителей;

¨ если же номинальная стоимость такого вклада составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, то оценка должна проводиться независимым оценщиком.

Обязательность проведения независимой оценки предусмотрена для того, чтобы предотвратить необоснованное завышение собственного капитала общества, которое впоследствии должно служить гарантией обеспечения обязательств перед контрагентами и кредиторами. Это отнюдь не означает, что номинальная стоимость вклада должна в точности соответствовать величине стоимости, указанной в отчете по оценке. Тем более что, зачастую результат оценки представляется в виде интервала или нескольких значений стоимости объекта оценки в зависимости от вариантов прогнозного развития событий. То есть оценщик представляет заказчику ориентир - обоснование действительной стоимости объекта, принятие же окончательного решения остается за заказчиком (в данном случае учредителем). Законодательством ограничиваются лишь верхние границы фиксируемой в учредительных документах величины вклада. Так, согласно п.2 ст.15 упомянутого Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» номинальная стоимость доли участника общества, оплачиваемой неденежными средствами (в частности, интеллектуальной собственностью), не может превышать сумму оценки данного вклада, определенную независимым оценщиком.

Хотелось бы отметить, что законодательство предусматривает ответственность оценщика за результаты проведенной им оценки. Оценщик, на основании заключения которого была определена стоимость интеллектуальной собственности как вклада в уставный капитал, при недостаточности имущества общества наряду с учредителями (участниками общества) солидарно несет субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости интеллектуальной собственности. Эта ответственность действует в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества (ст.15 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Внесение интеллектуальной собственности в уставный капитал может осуществляться как путем полной переуступки права (смена патентообладателя), так и путем передачи права на использование ОИС. В первом случае должен оформляться договор о переуступке исключительных прав на ОИС, во втором – лицензионный договор. Причем в случае внесения прав, подтверждаемых охранными документами, необходима регистрация таких договоров в Патентном ведомстве. Договор, подтверждающий полную или частичную передачу прав учредителя (патентообладателя) обществу в качестве вклада в его уставный капитал, является обязательным условием и должен быть неотъемлемой частью учредительного договора.

В связи с вышесказанным можно заключить, что при определении стоимости интеллектуальной собственности для целей внесения в качестве вклада уставный капитал необходимо учитывать условия договора на передачу прав, а именно:

- объем передаваемых прав;

- сроки, на которые эти права передаются;

- условия выплаты лицензионных платежей;

- другие существенные условия.

Информация об условиях передачи прав необходима в первую очередь для выбора методов расчета стоимости ОИС. Так, если интеллектуальная собственность вносится на основании лицензионного договора на передачу прав на использование объекта интеллектуальной собственности на условиях исключительной лицензии, то стоимость такого вклада будет определяться, соответственно, как цена исключительной лицензии с учетом оговоренных сроков и условий платежа.

Например, в качестве вклада в уставный капитал вносится исключительная лицензия на использование изобретения в области металлургии сроком на 5 лет. Объем реализации продукции, производимой с использованием данного изобретения, составляет 10000 долл. США в год. Ставка роялти составляет 5%. Ставка капитализации – 20%-годовых. При таких условиях стоимость вклада, оцененная методом «освобождения от роялти», составит 25000 долл. США.

Особое внимание следует уделять сроку, на который права на объекты интеллектуальной собственности передаются в уставный капитал. Этот срок не может превышать срок действия самого исключительного права (или охранного документа). Как известно, действие патента в установленных законодательством случаях может быть прекращено досрочно. Соответственно, возможно и прекращение предоставленного обществу права на использование объекта интеллектуальной собственности до истечения срока, на который эти права были переданы обществу в качестве вклада в уставный капитал. При этом снижается стоимость вклада, рассчитанная исходя из срока, установленного в учредительном (лицензионном) договоре. В связи с этим учредитель (участник) общества, внесший интеллектуальную собственность, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование аналогичным ОИС на подобных условиях в течение оставшегося срока.

Описанные выше принципы установления величины денежной оценки вклада ОИС в уставный капитал приобретают в настоящее время немалое значение ввиду актуализации коммерциализации ОИС в рамках корпоративных трансакций. Вернее, в настоящее время наблюдает процесс усиленной интеграции производства путем выстраивания вертикальных технологических цепочек с активным участием интеллектуальной собственности. Яркими примерами тому могут служить созданные в 1999 г. в соответствии с постановлениями Правительства открытые акционерные общества «Туполев» и «Илюшин», где богатый (в прямом и переносном смысле) интеллектуальный запас конструкторских бюро был внесен в качестве вклада в уставный капитал для объединения с производственными мощностями заводов, выпускавших авиатехнику на базе разработанных КБ технических решений, с целью налаживания более эффективного производственного процесса (в том числе путем снижения трансакционных издержек).

3.3. Особенности формирования цены на объекты интеллектуальной собственности при принудительном лицензировании

Одним из наиболее важных элементов системы интеллектуальной собственности является институт спецификации прав интеллектуальной собственности и обеспечения государственных гарантий по защите прав интеллектуальной собственности, так как суть собственности - исключительность - может поддерживаться только на основе принуждения к исполнению определенных правил. Функции государства, однако, этим не ограничиваются: возможности государственного принуждения (посредством института судебной власти) находят применение в случаях, когда система рыночного взаимодействия субъектов не в состоянии обеспечить эффективное распределение ресурсов: при невозможности достижения соглашения между патентообладателем и заинтересованным в использовании ОИС лицом; при возникновении необходимости в использовании ОИС в общественных целях и т.п. Перечисленные функции государства направлены на осуществление перераспределения прав интеллектуальной собственности в целях повышения эффективности использования ОИС, получения социального эффекта или обеспечения взятых на себя гарантий по защите интересов участников рыночных отношений. Другими словами, государство в целях обеспечения соблюдения «правил игры» осуществляет рассмотренный выше механизм коммерциализации интеллектуальной собственности в условиях принуждения одной из сторон (обладателя прав на ОИС) к совершению сделки. Принуждая собственника к отказу от права абсолютной исключительности, государство тем не менее не лишает его полностью права интеллектуальной собственности, поэтому принудительная коммерциализация осуществляется обычно в форме лицензирования и получила название принудительного лицензирования.

В качестве возможных вариантов принудительного лицензирования в мировой практике обычно рассматриваются следующие случаи: