Смекни!
smekni.com

Антикризисный эксперимент Рузвельта

Антикризисный “эксперимент” Рузвельта
Политике крупномасштабных реформ, проводившихся в США в 1933 - 1940 годах и вошедших в историю под названием “Нового курса” Т.Рузвельта, предшествовал разразившийся в 1929 году экономический кризис, известный как “великая депрессия”. В этой исключительной обстановке начался грандиозный по масштабам “эксперимент” Рузвельта, нацеленный на преодоление кризиса и оживление экономики.
Суть реформ “Нового курса”, проводившегося в 1933 - 1940 годах, - усиление государственного регулирования экономических и социальных процессов. Во многих своих чертах проводимые преобразования были близки той экономической политике, которая в последствии получила название кейсианской.
В период, предшествовавший осуществлению “Нового курса”, многие его основные идеи практически стали частью американского интеллектуального наследия. Складывалась и завоевывала себе пространство идеология, согласно которой государственное вмешательство в процессы производства и обмена уже не расценивалось как нарушение индивидуальной свободы и естественных законов. Тем более, что господствовавшая до этого неоклассическая теория, основывавшаяся на принципе свободных рыночных отношений, в период “великой депрессии” показала свою несостоятельность.
Первые же дни президентства Рузвельта, вступившего в должность в январе 1933 года, были ознаменованы экстренными мерами. Президент объявил всеобщие “банковские каникулы” до 9 марта и предложил Конгрессу Чрезвычайный закон о банках, принятый 9 марта 1933 года, включавший следующие меры: предоставление банкам займов Федеральной резервной системой; открытие после “банковских каникул” только тех банков, которые будут признаны здоровыми; запрет на экспорт золота. В целом к концу марта 80% банков-членов ФРС возобновили свою деятельность, но 2 тысячи так и не получили разрешения на нее. Банковский кризис был таким образом довольно быстро преодолен.
Двумя наиболее важными законами первого срока президентства Рузвельта (1933 - 1936 годы) можно считать закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА) и закон о регулировании сельского хозяйства (ААА), принятые в начале 1933 года. Очень большое значение Рузвельт придавал первому из названных законов, который вводился на два года и состоял из трех разделов.
Первый раздел определял меры, которые могли хоть как-то оживить экономику. Главными в этом направлении должны были стать “кодексы честной конкуренции” - правила, регулирующие условия конкуренции, занятости и найма, защищающие интересы потребителей. Разработка кодексов для каждой отрасли возлагалась на так называемые торговые группы - объединения предпринимателей отрасли. К концу 1933 года было утверждено около 290 “кодексов честной конкуренции”.
Второй и третий разделы закона определяли формы налогообложения и выплаты в Фонд общественных работ. В первые же месяцы президентства Рузвельта были осуществлены шаги, направленные на развитие общественных работ. На эти цели выделялись невиданные по тем временам суммы - 3,3 миллиарда долларов.
По предложению президента в марте 1933 года был учрежден Гражданский корпус сохранения ресурсов. Его задача - направление безработных городских юношей в лесные районы. К началу лета 1933 года 250 тысячам молодых людей 18 - 25 лет предполагалось создать трудовые лагеря, где они получали бы бесплатное питание, кров, форменную одежду и 1 доллар в день. К 1935 году число лагерей было увеличено вдвое, и до начала войны в них побывало 3 миллиона человек. Зимой 1933 - 1934 годов была создана Администрация гражданских работ, предоставившая работу более чем 4 миллионам безработных, оказавшимся без средств к существованию. В целом, к январю 1934 года на общественных работах было занято 5 миллионов, а на пособия жили 20 миллионов американцев.
Закон о регулировании сельского хозяйства был принят Конгрессом в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Он был призван остановить дальнейшее развитие аграрного кризиса. Чтобы поддержать цены на сельхозпродукцию, предлагалось сокращение посевных площадей и поголовья скота.
Проведение в жизнь закона было болезненным: пришлось запахать 10 миллионов акров уже засеянных хлопком площадей, уничтожить 25% всех посевов, забить 6 миллионов голов свиней. В результате введения этого закона фермерам были предоставлены кредиты на 100 миллионов долларов. Продажа разорившихся ферм с аукциона практически прекратилась.
Одна из основных задач НИРА и ААА - остановить кризисное падение цен. По закону ААА президент мог девальвировать доллар и увеличивать наличную денежную массу. Обеспечение же доллара в США затруднялось постоянным активным торговым и платежным балансом. Массового же выпуска не покрытых золотом бумажных денег Рузвельт опасался. Был избран совершенно новый и оригинальный способ обесценения доллара - крупномасштабные закупки золота по завышенным к курсу доллара ценам, приведшие к его искусственному снижению. Эта мера сопровождалась изъятием золотого запаса из федеральных резервных банков и передача его казначейству. Банки же взамен получали золотые сертификаты, которые приравнивались к золоту как средство обеспечения банковского резерва. В начале 1934 года Рузвельт подписал закон о золотом резерве и установил новую цену на золото - 35 долларов за унцию, сохранившуюся до 1971 года.
В результате произошло перераспределение доходов между промышленным и ссудным капиталом в пользу первого. Положение должников облегчилось. Процесс, который при стихийном развитии событий мог принять форму массовых банкротств в кредитной сфере, благодаря инфляции приобрел большую плавность и равномерность
После достаточно быстрого преодоления банковского кризиса в повестке дня оставалась банковская реформа. Закон Гласса-Стигалла от 16 июня 1933 года значительно расширил полномочия Федеральной резервной системы, которая при отсутствии в США Центрального банка могла стать единственным орудием усиления контроля правительства над банками. Завершилась банковская реформа принятием в августе 1935 года билля, который существенно увеличил влияние правительства на ФРС и кредитный рынок : президент получил право назначать членов совета управляющих ФРС, а через них утверждать президентов 12 федеральных резервных банков.