Смекни!
smekni.com

Социальная институционализация биоэтики (стр. 1 из 2)

Биоэтика как социальный институт

В связи с массированным и агрессивным внедрением в повседневную практику новых медицинских технологий и возникновением новых сложнейших вопросов этического и правового порядка перед обществом неизбежно встает совершенно новая задача - контролировать исследовательскую деятельность в области биомедицины. Растет необходимость в эффективной системе социального контроля за соблюдением прав и интересов пациентов, участвовавших в исследованиях, оценки этичности проведения клинических испытаний. Исследовательская деятельность, которая может граничить с экспериментированием и манипулированием жизнью и смертью человека приобретает большую социальную и человеческую значимость, поскольку затрагивает фундаментальные ценности общества. Характеристика биоэтики как новой пограничной области познания оказалось явно недостаточной. Недостаточно и то, что соблюдение этических норм остается на совести врача. В области биомедицины неизбежно возникает конфликты «ценностей» и «прав», затрагивающие жизненные интересы человека и требующие своего правового разрешения на новом организованном уровне.

Биоэтика включает в себя определенный способ разрешения возможных конфликтов в области биомедицины, которая объективируется в создании биоэтических общественных организаций, или этических комитетов. Биоэтика возникает как потребность социума в обеспечении международных стандартов в области биомедицинских исследований. Так, Б.Г. Юдин считает, что «биоэтику следует понимать не только как область знаний, но и как формирующийся социальный институт современного общества». Социальная институционализация биоэтики, фиксирующая потребность в этической и научной экспертизе биомедицинских исследований, в целом направлена на защиту прав человека.

Общество можно рассматривать как систему взаимосвязанных социальных институтов, регулирующих определенную сферу взаимоотношений между людьми. Каждый социальный институт обеспечивает устойчивость связей в обществе и предсказуемость действий людей. Благодаря ценностям и нормам этих институтов люди могут ориентироваться в различных ситуациях социального взаимодействия и ожидать всегда адекватных действий. Так, медицина в обществе не может восприниматься как институт «смертообеспечения» или врач не может быть эвтаназиологом. Каждый социальный институт глубоко укоренен в культуре общества, поэтому формирование такого нового института как биоэтика представляет собой длительный исторический процесс.

Биоэтика возникает как средство разрешения нормативных и ценностных конфликтов, которые оказались неразрешимыми в системе традиционных социальных институтов. Биоэтика, как новый социальный институт, разрешая конфликты, должна в то же время защищать общество и человека от агрессивного и бесконтрольного внедрения биотехнологий в медицинскую практику. Так, успехи в клонировании теплокровных путем переноса ядра соматической клетки в яйцеклетку, лишенную ядра, с последующим вынашиванием плода так называемой суррогатной матерью открыли путь к клонированию человека, т. е. появлению генетически идентичных человеческих копий. Очевидно, что социальные последствия такой политики трудно предсказуемы.

Биоэтика как формирующийся социальный институт определяет форму разрешения конфликтов и регулирования проблем социального взаимодействия. Такой формой является деятельность этических комитетов при больницах и в научно- исследовательских учреждениях. Термин «этический комитет» используется как обобщенное название разных специализированных биоэтических организаций. Первое в международной практике упоминание о «специальном комитете» содержится в редакции текста « Хельсинской декларации», принятой ВМА в октябре 1975г. в Токио. Главная цель этического комитета определяется как защита прав, достоинства, а также физического и психического благополучия испытуемых. Согласно «Декларации», этический комитет должен быть «независимым, т. е. не связанным ни с исследователем, ни с финансирующей данное исследование структурой (или отдельным лицом), органом, действующим в соответствии с законодательством страны». Этический комитет «анализирует представительный протокол (исследования), вносит в него коррективы и дает рекомендации (по его одобрению или неодобрению)».

Правовая база для введения этических комитетов в качестве самостоятельной структуры в систему российского здравоохранения появилась в 1993г., с принятием Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», а именно его статьи 16 «Комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан». Первый ее параграф гласит, что «при органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан»; целями создания таких комитетов провозглашаются «защита прав человека и отдельных групп населения в этой области». Во втором параграфе отмечается, что в состав комитетов «входят лица, представляющие интересы общественности, включая специалистов по медицинской этике, юристов, деятелей науки и исскуства, представителей духовенства, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов и других общественных объединений». Вопрос о составе этических комитетов имеет большое значение. Присутствие непрофессионалов чрезвычайно важно, так как в своих суждениях им не свойственно чрезмерно доверяться исследовательскому интересу. Формирование этических комитетов в России еще только начинается. Желание увидеть в организации этических комитетов очередной бюрократический изыск или очередное «низкопоклонство перед Западом», который уже давно «потонул в сутяжничестве» может привести к отрицанию наличия самих сложнейших проблем, к профанации самой идеи создания этических комитетов.

В нашей стране созданы четыре крупных комитета по биоэтике: при РАН, РАМН, Минздраве России и Медицинской ассоциации. Важнейшей задачей сегодня является создание этических комитетов во всех регионах страны, в крупных больницах и научных учреждениях. Комитеты выбирают на срок не более 3-х лет. Как отмечает академик Ю. Лопухин, региональные комитеты призваны заниматься не только решением конфликтных ситуаций, но и рецензированием медико-социальных программ и научных планов, тематики диссертаций с позиции биоэтики. В частности, одной из важнейших функций региональных комитетов является контроль за испытаниями новых лекарственных препаратов.

Таким образом, одним из основных элементов системы общественного контроля является деятельность независимых этических комитетов. Официальное определение этического комитета таково: « Это независимый орган, состоящий из медиков и лиц без медицинского образования, в чьи обязанности входит гарантировать соблюдение человеческих прав участников исследования, их безопасность и благополучие». К принципам этической экспертизы, которую осуществляют этические комитеты: 1) независимость, 2) компетентность, 3) плюрализм, 4) «прозрачность».

В литературе различают «американскую» и «европейскую» модель этического комитета, которая приобретает статус международного стандарта. При всех различиях все они создаются с одной целью - защищать права и интересы испытуемых и пациентов. В этом заключается основное содержание деятельности любого этического комитета. В различных странах этические комитеты сталкиваются со сходными проблемами. «Суть этих проблем заключается, во-первых, в точном определении того, что, собственно, подразумевается под «правами пациента и испытуемого», его «физическим и психологическим благополучием», «целостностью личности» и т. п., а во-вторых, в том, каким образом, используя эти понятия, можно решить ту или иную этическую проблему, возникающую в том или ином конкретном случае».

Таким образом, этические комитеты представляют собой совершенно новый и достаточно действенный механизм защиты прав и достоинства человека (пациента и испытуемого) и утверждения международных норм и стандартов в области биомедицинской науки и практики. Всё это позволяет говорить о биоэтике не только как новом социальном институте, но и как феномене мировой культуры и цивилизации. Состояние биоэтики, этических комитетов в обществе служит важным источником информации о степени гуманности и демократичности того или иного общественного строя. Посредством изучения биоэтики представляется возможным проследить качественные изменения взаимоотношений между людьми, врачом и пациентом.

Социальная роль биоэтики будет только возрастать. При этом основное практическое значение биоэтики будет состоять в защите прав человека, в вычленении личности из тотальности, что делает человека автономным и свободным, особенно в условиях, когда он может стать объектом биомедицинских манипуляций. Биоэтика как феномен мировой культуры и цивилизации, является их важнейшим результатом, носит двойственный характер, в котором культура выражает степень развития человека как личности, а цивилизация – уровень биотехнологического развития общества. Культура и цивилизация, этика и наука неразрывно взаимосвязаны. Биоэтика видит эту взаимосвязь в создании «культурной цивилизации» и «этической науки». Культура – это сложное целое, которое включает знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

Цивилизационная роль биоэтики проявляется в ее институционализации через этические комитеты и в этом качестве упорядочении определенных социальных отношений, социальном обеспечении автономии и свободы личности. Биоэтика как социальный институт перед лицом революционных биомедицинских технологий обеспечивает потребность в общепризнанном порядке и справедливости, что закономерно для любого человеческого общежития. В биоэтики как в социальном институте происходит объективирование прав человека. В нормативной форме закрепляются духовно – нравственные ценности и социальные достижения человека, что способствует преодолению произвола, социальной несправедливости, дискриминации людей и, в конечном итоге, реализации взаимосвязи культуры и цивилизации в создании культурной цивилизации.