Смекни!
smekni.com

Эстетика как система категорий, законов, понятий (стр. 1 из 4)

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Специфика эстетики как системы категорий, законов, понятий 5

1.1. Основополагающие категории эстетики. 5

1.2. Магистральные законы эстетики. 13

1.3. Понятия эстетики: предметное поле явления. 15

Заключение 20

Библиографический список 21


Введение

Тема данной контрольной работы – «Эстетика как система категорий, законов, понятий».

Необходимо, в первую очередь, обозначить ту проблему, которая избрана для исследования в качестве магистральной. Речь идёт о специфике такой научной дисциплины, как эстетика, о своеобразии ее концептуального поля. Таков диапазон исследовательской проблемы, предопределяющий основные направления работы.

Следует сказать также и о том, что актуальность, насущность темы, разрабатываемой в ходе исследования, несомненна. Это связано, прежде всего, со значимостью исследовательской тематики. На сегодняшний день интерес к эстетике все возрастает, что обусловлено стремлением современного человека выйти за чрезвычайно узкие рамки реальности, в которой зачастую отсутствуют духовные составляющие. На смену эпохи меркантилизма должен прийти период возрождения интереса к культуре, к эстетическим формам постижения этой крайне непростой действительности. Отсюда – непреходящая ценность, значимость эстетики.

Цель работы – рассмотрение вопросов, связанных со спецификой эстетики как системы категорий, законов, понятий.

Данная цель предполагает решение целого ряда исследовательских задач:

· сбор, изучение, материала, посвящённого данной теме;

· рассмотрение теоретической базы исследования (обращение к специфике категориального аппарата эстетики, к ее законам, понятийному полю);

· систематизация, анализ изученного материала;

· обобщение рассмотренного материала, подведение итогов работы.

Объект исследования – концептуальное поле эстетики.

Предметом исследования в данном случае выступают основополагающие категории, законы, понятия, сопряженные с предметным полем эстетики.

Методология данного исследования основывается на системном и концептуальном подходе к изучаемой проблеме.

В данном случае системный подход предполагает учёт всех аспектов проблемы в их непосредственной взаимосвязи и целостности, выделение доминант исследования.

Глава 1. Специфика эстетики как системы категорий, законов, понятий

1.1. Основополагающие категории эстетики

В рамках данной работы следует, в первую очередь, рассмотреть вопрос, связанный с системой категорий, характеризующей эстетику.

В.В. Бычков в учебнике «Эстетика» отмечает: «Эстетическое» – наиболее общая категория эстетики; как бы метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории она оформилась в эстетике только в ХХ в. на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен Канта применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т.п. – ко всей сфере явлений, изучаемых эстетикой».[1] В ХХ в. прилагательное субстантивировалось в среде эстетиков и превратилось в термин для обозначения предмета науки (das Ästhetische – в немецком; the aesthetic – в английском; l'esthétique – во французском – один термин для обозначения эстетики и эстетического, которые различаются достаточно четко по контекстуальному смыслу во франкоязычной эстетике ХХ в.).

Как правило, под эстетическим понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием. На этом основании далеко не всеми исследователями эстетическое оценивалось однозначно и позитивно. Ряд ученых еще с конца XIX в. отождествляли его с эстетским (как сущностью эстетизма – особого мировоззрения, полагавшего эстетическое, художественный опыт в качестве высшей и единственной ценности), гедонизмом, что придавало ему негативный оттенок. Однако к середине ХХ в. в академической эстетике категория эстетического утвердилась в позитивном смысле и достаточно повсеместно. «Для обозначения предмета эстетики она, как само собой разумеющийся научный термин, активно употреблялась А.Ф. Лосевым, Д. Лукачем, Г. Г. Гадамером, Г. Маркузе, М. Дюфреном, Э.Сурио, А.К. Кумарасвами и многими другими эстетиками. При этом они нередко использовали это понятие как в широком (предмет эстетики), так и в более узких смыслах. Гадамер, в частности, иногда отождествлял его с понятием «эстетическое сознание»; Маркузе видел в эстетическом один из основополагающих способов жизни «свободного общества» будущего», – пишет В.В. Бычков.[2] М. Дюфрен связывал эстетическое, как «a priori» (значимое понятие в эстетике Дюфрена) существующее в природе и в произведении искусства («квази-субъект»), с «эстетическим опытом». Д. Лукач поставил целью своего многотомного исследования «раскрытие своеобразия эстетического», выявление его «объективного характера» и свел, в конечном счете, эстетическое к понятию «эстетическое отражение», которое он объединял с мимесисом, интерпретируемым в духе «теории отражения».

Наиболее емкое определение эстетического ввел известный ученый А.Ф. Лосев: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений».[3]

По мнению В.В. Бычкова, одной из причин широкого распространения категории эстетического в науке ХХ в. стала почти полная девальвация категории прекрасного, часто отождествлявшейся в классической эстетике с ее предметом или обозначавшей один из сущностных его аспектов. Господство в художественно-эстетической культуре ХХ столетия авангардно-модернистских и постмодернистских тенденций поставило под вопрос актуальность самой категории прекрасного в эстетике.

Спонтанно утвердившись в науке, категория эстетического остается одной из наиболее дискуссионных проблем эстетики, так как ее содержание – предмет самой науки – также до сих пор остается дискуссионным.

Как известно, с помощью данной категории обозначается особый духовно-материальный опыт человека (эстетический опыт), который сводится к специфической системе неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате чего субъект получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, духовную радость, достигает катарсиса, блаженного состояния и т.п.). В.В. Бычков в учебнике «Эстетика» замечает: «Сам опыт имеет или чисто духовный характер – неутилитарное созерцание объекта, имеющего свое бытие, как правило, вне субъекта созерцания, но в некоторых созерцательно-медитативных практиках (обычно относящихся к религиозному опыту) – и внутри субъекта («интериорная эстетика» монахов); или – духовно-материальный».[4] В этом случае речь идет о многообразных практиках неутилитарного выражения – в первую очередь о всей сфере искусства, одной из главных причин исторического возникновения которого и явилась необходимость материальной актуализации (реализации, фиксации, закрепления, визуализации, процессуальной презентации и т.п.) эстетического опыта; но также и о неутилитарных компонентах или, точнее, о неутилитарной ауре, присущей любой творческой деятельности человека во всех сферах жизни.

В случае художественно-эстетического выражения духовное созерцание или предшествует, или, чаще всего в художественной практике, протекает синхронно с творческим процессом созидания эстетического объекта или произведения искусства. Состояние, которое переживается субъектом как «духовное наслаждение», является свидетельством реальности контакта субъекта и объекта эстетического отношения, достижения субъектом одной из высших ступеней духовного состояния, когда дух субъекта с помощью эстетического духовно-материального опыта достаточно полно отрешается от утилитарной сферы и воспаряет в пространства чистой духовности, достигает состояния сущностного слияния с Универсумом и его Первопричиной, о прорыве потока времени и хотя бы мгновенном выходе в вечность, или точнее – об ощущении себя причастным вечности и бытию. Эстетическое, тем самым, означает одну из наиболее доступных людям и широко распространенных в культуре систем приобщения человека к духовному путем оптимальной (то есть творческой) реализации себя в мире материальном. Кроме того, эстетическое свидетельствует о полной сущностной гармонии человека с Универсумом при внешней, преходящей, но хорошо ощущаемой в обыденной жизни конфликтности с ним, о сущностной целостности Универсума (и человека в нем как его органической составляющей) в единстве его духовно-материальных оснований.

В рамках данной работы необходимо сказать и о том, что иные эстетические категории являются, как правило, более конкретными модификациями эстетического. Так, например, категория «возвышенное» непосредственно указывает на контакт человека с несоизмеримыми с ним первоосновами бытия, на потенциальную энергию бытия и жизни, на предпосылки сознания. Еще одна категория, «прекрасное», свидетельствует о целостном восприятии субъектом сущности бытия в его оптимальной конкретно-чувственной выраженности, об адекватности смысла и формы, его выражающей; а такая категория, как «безобразное», указывает на ту непродуктивную сферу бесформенного, которая соответствует распаду формы, угасанию бытия и жизни, нисхождению духовного потенциала в ничто.