Смекни!
smekni.com

Энди Уорхол

Словосочетание «поп-арт» многим может показаться противоречивым. Так уж принято, что «высокое» понятие искусства обычно противопоставляют массовой культуре — как олицетворению всего популярного и общедоступного. Поп-арт провозгласил новое понимание искусства, заменив возвышенное повседневным. В центре его внимания оказался своеобразный «масскультурный мусор» — реклама, телевидение, иллюстрации из газет и изделия ширпотреба. Все, что обыкновенно считалось «низким»,превратилось для творцов поп-арта в источник вдохновения. Образовался новый художественный мир — реальный и абстрактный, доступный понимающий простого человека и в то же время не лишенный черт элитарного искусства.

Термин «поп-арт» появился в 1956 году. Придумал его Лоуренс Эллоуэй — видный критик и деятель арт-рынка. В Европе новое явление изначально окрестили «неореализмом». Но это название не прижилось в буржуазном обществе.

Художники поп-арта стремились вернуться к «реальной жизни», стать своеобразной реакцией протеста на засилье абстрактного экспрессионизма, которое действительно достигло невероятных масштабов в 50-е годы. Многие видели в поп-арте некий выход из кризиса, возможность более тесного контакта со зрителями, «истосковавшимися по предметности». Однако художники скорее отдалились от жизни — ведь действительность, предстающая в рекламе и на телевидении, имеет мало общего с реальностью обычного человека, который видит мир не только с точки зрения коммерции и предпринимательства. Поп-арт же старался двигаться именно в этом направлении, становясь в представлении обывателя яркой и оригинальной рекламной вывеской. Новые для изобразительного искусства технические приемы позволяли воплощать образы, созданные будто не рукой художника, а станком для штамповки.

Королем поп-арта стал Энди Уорхол , провозгласив акт «превращения художника в ротационную машину» своим заветным стремлением. «Причина, по которой я пишу, состоит в том, что я хочу быть машиной, и я чувствую, что все, что я делаю наподобие машины, есть как раз то, что я хочу делать».

Энди Уорхол (настоящее имя Эндрю Вархола) родился в Питтсбурге (шт. Пенсильвания, США) в семье словацких эмигрантов. С 1945 по 1949 учился на художественном факультете Технологического института Карнеги.Сразу после окончания образования он решился уехать в Нью-Йорк. Поначалу Энди оформлял витрины магазинов, делал открытки и плакаты, потом он стал художником иллюстратором в различных журналах, в том числе и «Vogue». Первый успех ему принесли рисунки для обувной компании «И.Миллер». Они представляли собой изображения обуви, нарисованные чернилами в эксцентричной манере, со специально сделанными кляксами.

В 1962 году Уорхол создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены, зачастую в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов, в том числе — знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл», ставшие визитной карточкой Энди Уорхола. Радикальные арт-критики сразу обратили на них внимание, заявив, что произведения молодого художника искусно вскрывают пошлость, пустоту и безликость западной культуры массового потребления. Впоследствии Уорхол стал создавать более эпатажные произведения, такие как выполненные в кислотной манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Мика Джаггера. Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на работы из этой серии. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко измеряется десятками миллионов долларов. Уорхол, прежде всего, стремился к сильному воздействию изображенных предметов, а не к достижению эстетического совершенства. Его выбор сюжетов — Мэрилин Монро, Джеки Кеннеди, расовые волнения и электрический стул — должен был демистифицировать глобальные проблемы. Такие, как слава и смерть… Он также снял несколько фильмов.

В 1963 году Энди перенес свою мастерскую в Манхэттен. ставшую модной галереей, он назвал её «Фабрика». Блестящий мастер саморекламы, Уорхол добился того, что стал восприниматься, как загадка. «Если вы хотите знать все об Энди Уорхоле, просто посмотрите на поверхность моих картин, на меня и мои фильмы. За этим ничего нет».

. В марте 1965 года, Энди Уорхол встретил свою будущую музу Иди Седжик. Они были очарованы друг другом с первого взгляда. Эди стала проводить на «Фабрике» почти все время. Уорхол заявил, что откроет в Седжвик «бедную богатую девочку» и сделает ее королевой «Фабрики». Энди снимал Эди в своих бесконечных фильмах («Винил», «Кухня», «Девушки из Челси» и другие), они вместе блистали в обществе; в этот период Эди часто называла себя «миссис Уорхол». Они были вместе немногим больше года; некоронованные король и королева Манхэттена, с созвучными именами, одинаково подстриженными обесцвеченными волосами, в одинаковой серебристой одежде. Союз прохимиченной богатой блондинки и феноменального чешского интеллигента стал символом поп-арта. Кстати, очевидцы высказывали предположение, что Уорхол и его «Фабрика» во многом существовали на деньги славного семейства Седжвик. Но так или иначе, в 1966-м Эди Седжвик оставила Энди Уорхола - и это стало не концом «Фабрики», а началом конца самой Эди.

В роковой для Энди Уорхола 1968 год была выпущена первая его книга «Уорхола А», она представляет собой телефонные разговоры, которые были записаны на его «Фабрике».
3 июня 1968 года одна из приверженец Энди Уорхола, которая работала на «Фабрике» -феминистка Валери Соланас, выстрелила мастеру в живот. Ранение было очень тяжелым, но его жизнь удалось спасти. После этого ранения он был инвалидом ещё 2 года. Это событие, как ни странно, закрепило за художником ещё больше легенд.
После этого происшествия Энди Уорхол изменил свой стиль жизни. Он стал постоянно бояться смерти, часто начал ходил в церковь и можно сказать потерял, какую-то свою искру, и говорил что «живет и не живет».
Он как чувствовал и ещё до покушения, начал уделять внимание в своих картинах такой тематике, как насильственная смерть. На его работах появились изображения автомобильных катастроф, посмертные изображения Мерилин Монро, электрические стулья. После выздоровления он ещё больше начал создавать изображения связанные со смертью.

В этот период, а именно в 1969 году, он начал выпускать свой журнал, под названием «Интервью», который был очень популярным.
Энди Уорхол часто говорил о том, что хотел бы создать движущееся произведение искусства и в 1978 году он придумал как это сделать. Энди Уорхол разрисовал гоночный автомобиль любыми доступными подручными средствами: «Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется на большой скорости, все линии и цвета смазываются».


В 1975 году на свет выходит ещё одна его книга «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)».
Он также подался в телевидение, где в 1980 году разработал концепцию собственного канала и естественно он был его директором.
К концу его жизни, людей стал больше привлекать его имидж супер-звезды, а его творчеством все меньше интересовались.
22 февраля 1987 года Энди Уорхол умер в больнице. Причиной всего этого было то злополучное ранение, которое Уорхол получил ещё в 1968 году.
Его братье забрали тело художника и увезли в родной город Питтсбург, где он был погребен в грекокатолической церкви Святого духа. Панихида проходила 1 апреля 1987 году, на ней присутствовало около двух тысяч человек.
Банковский счет Энди Уорхола составлял около 100 миллионов долларов. Все деньги, по завещанию, были отданы художественным организациям.
После смерти были опубликованы, в 1989 году, его дневники («The Andy Warhol Diaries»).
Уорхол оставил после себя 610 запакованных коробок, называемыми «Временными капсулами». В них находятся вещи к которым он прикасался в течении всей своей жизни, это письма, фотографии, журналы, записки, так же были найдены в них платья и туфли знаменитостей. Одна коробка – один месяц. Энди собирался продавать их за сто долларов, но так и не успел.
Энди Уорхолу было 59 лет. За это время он превратился из хрупкого мальчика с серого города Питтсбурга в короля поп-арта.

Он, пожалуй, самый радикальный, самый значительный и самый известный американский художник. Его откровенно заимствованные и растиражированные изображения Мерилин Монро, Элвиса Пресли, кока-колы и американского доллара буквально встряхнули мировое искусство. Это была эпоха 60-х годов с их вулканическим всплеском молодежной энергии, жаждой обновления, активизацией массовой культуры и появлением поп-арта. Именно эта Америка стала главным героем произведений Уорхола, принесших ему славу первой среди художников суперзвезды. Популярность Уорхола была невообразимой. На одной из выставок он даже выставил себя самого как свое произведение. Энергия Уорхола проявляла себя в самых различных сферах, являя новый тип современного художника. Его бесчисленные шелкографии, его длящиеся десятками часов фильмы, его вездесущий постоянно включенный магнитофон, созданный им журнал Interview, где звезды берут интерьвью у звезд, его Фабрика, как он именовал свою студию, его тусовки и выкрашенные в серебряный цвет волосы – все это Уорхол-художник.