Смекни!
smekni.com

Конфликтная ситуация искусство спора (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Сочинский государственный университет

Туризма и курортного дела»

В г. Анапе

Контрольная работа

По дисциплине « Профессиональная этика и этикет»

На тему: «Конфликтная ситуация: искусство спора»

Выполнила: студентка 3 курса ЗФО

Группы 07-ЗСТ-А-2

Романова М.В.

Проверила: Тер-Геворкян Н.А.

Анапа 2010 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Спор: виды спора, история искусства спора, правила спора....4

Тактические приемы………………………………………………..9

Логические ошибки…………………………………………………12

Советы Дейла Карнеги……………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………….16

Введение.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять сомнение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский.

Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Можно иметь абсолютно верное мнение, быть уверенным в своей правоте, или наоборот, доказывать совершенно ложные предположения, не подтвержденные ни одним фактом, все будет зависеть от того, насколько мы можем доказать правильность своих рассуждений, какими способами мы можем убедить своего оппонента в логичной последовательности своих аргументов. Другими словами можно сказать, что без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выжить в этом мире. Однако вести спор не так-то просто.

Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, и есть владение мастерством спора, которое должно стать обязательным качеством каждого образованного человека.

В содержание понятия « мастерство спора» включается знание предмета спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование приемов спора, умение противостоять уловкам противника.

Спор: виды спора, история искусства спора, правила спора.

Что такое спор? В словаре современного русского языка даются следующие

определения:

1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо, в котором каждый

отстаивает свое мнение.

2. Борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и

т.д.

3. Поединок битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи).

Состязание, соперничество.

Общим для всех значений слова спор является наличие разногласий,

отсутствие единого мнения, противоборство.

В современной научной, справочной литературе слово спор обозначает

всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Однако единого определения данного слова нет.

В русском языке есть другие слова обозначающие данное слово: дискуссия,

диспут, полемика, дебаты, прения и т.д. В основном они употребляются в

качестве синонимов к слову спор.

Существуют разные виды споров. Однако единая классификация споров еще не найдена. К основным факторам, влияющим на характер спора, относятся:

Цель спора,

Социальная значимость предмета спора,

Количество участников,

Форма проведения спора,

Люди, вступая в спор, преследуют разные цели, руководствуются

различными факторами.

В зависимости от цели можно выделить следующие виды споров:

Спор из-за истины,

Для убеждения кого-либо,

Спор ради спора,

Спор для победы.

Спор может служить средством для поиска истины. Что бы найти правильное

решение полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападений, что бы узнать какие могут быть возражения против этой мысли. В этом виде спора тщательно взвешиваются, анализируются позиции, и взгляды противоположных сторон, то есть ведется совместное расследование истины.

Задачей спора может стать и убеждение оппонента. При этом выделяют два

момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но иногда он уверяет потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств.

Так же целью спора бывает победа. Причем одни полемисты, считают, что

отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца отстаивают свои позиции. Другим победа нужна для самоутверждения. Следовательно, им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста.

Часто так же встречается спор ради спора. Это своего рода «искусство

для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое, – черное, а черное, – белое.

Классификация видов спора по его цели носит условный характер. В

«живом» споре их не удается четко разграничивать. Так как в одном споре

полемист стремиться одержать победу, доказать свою правоту и убедить

оппонента в правильности своей позиции.

Характер спора определяется и социальной значимостью обсуждаемой

проблемы.

Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы.

Это, например, проблемы экологии, сохранения мира на Земле и т.д.

В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы. Приходиться

отстаивать групповые интересы, например, людей определенной профессии.

Важно понимать социальную значимость предмета спора, что бы не

растрачивать свои силы на решение несущественных вопросов.

На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в споре.

По этому признаку можно выделить три группы:

Спор – монолог (человек спорит сам с собой, внутренний спор);

Спор – диалог (два человека спорят друг с другом)

Спор – полилог (ведется несколькими многими лицами), в свою очередь

спор полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым ( в споре участвует выделенная группа).

Споры могут быть устными и письменными (печатными).

Устная форма проведения спора предполагает не посредственное общение

конкретных лиц друг с другом, письменная же форма – опосредованное общение.

Устные споры ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они

ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях и т.д. Письменные формы более продолжительны во времени, чем устные. В них важную роль играют внешние и психологические моменты.

Говоря об искусстве спора, нельзя забывать , что его корни уходят в

далекие времена.

Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции придавалось в

Древней Греции. Античные мыслители первые обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. Из древнейших времен до нас дошел афоризм: «Истина рождается в споре». Многие известные ученые того времени работали в области полемического искусства. Такие как Сократ, Протагор, Аристотель и другие.

Античное полемическое искусство оказало большое влияние на дальнейшее

развитие теории и практики спора. Социальная и нравственная значимость спора, четкое разграничение видов спора в зависимости от целей его ведения, использование различных метолов и приемов борьбы мнений, поиска истины, глубокое понимание силы слова и другие вопросы стали в последствии предметом основ публичного спора.

Большое внимание спору уделялось и в Древней Индии. Это было связанно с

потребностями общественной жизни, а так же с развитием логики и философии.

Одной из традиций индийского спора, заслуживающей глубокого уважения,

является серъезное и вдумчивое отношение к взглядам и идеям противника. До наших дней дошло знаменитое индийское правило спора: «прежде, чем опровергать противника, нужно хорошо понять суть его позиции, удостовериться, что она понята правильно». Если кто-либо начинал проповедовать новую теорию, то ее сразу не отрицали и не преследовали, а прислушивались к аргументации проповедника, взвешивали ее, оценивали, нередко принимали, если она была убедительной.

Древнеиндийские философы большое внимание уделяли культуре спора,

давали советы, как правильно вести себя во время спора.

В истории полемического искусства важное место занимают споры в России.

Предметом споров были проблемы государственного устройства, национального самосознания, вопросы философии, истории, права, литературы и искусства.

Самые яркие моменты этого искусства связаны с именами выдающихся

деятелей и передовых людей нашего Отечества. Таких как – А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и многими другими.

Огромную роль в развитии искусства спора сыграли Московский и

Петербургский университеты. Они стали сосредоточением передовой

общественной мысли. Выдающиеся ученые, великие мастера слова Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, И.Я. Сеченов, Д.И. Менделеев и другие превратили университетскую кафедру в трибуну прогрессивных революционных идей. Не умолкали жаркие споры сторонников классицизма и романтизма, обсуждались произведения Жуковского, Грибоедова, Пушкина.

Интересной стороной университетской жизни были диспуты – защиты

диссертаций. В зале собирались студенты со всех факультетов, являлись

окончившие курс кандидаты, приходило много посторонних лиц. Присутствующие жаждали живой мысли, горячего спора, ярких выступлений.