Смекни!
smekni.com

Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока (стр. 11 из 17)

4. Содержание, истинный смысл чего-нибудь (7. 183).

Дух2.

1. То же, что и дыхание.

2. То же, что и воздух.

3. То же, что и запах (7. 183).

Рассмотрим, какие значения слова «дух» нашли отражение в лирике Блока.

1. Моя душа проста. Солёный ветер

Морей и смольный дух сосны

Её питали. И в ней - всё те же знаки,

Что на моём обветренном лице.

(«В дюнах», июнь – июль 1907 г.).

Дух пряный марта был в лунном круге,

Под талым снегом хрустел песок.

Мой город и стоял в мокрой вьюге,

Рыдал, влюблённый, у чьих-то ног.

(«Дух пряный марта был в лунном круге»)

В первом случае словом «дух» обозначен запах сосны. Такому пониманию способствует определение «смольный», стоящее рядом со словом «дух». Во втором случае словом «дух» обозначается «запах марта», с наступлением весны в воздухе начинает витать особый «дух», знаменующий приход поры обновления в природе.

2. Молчаливые мне понятны,

И люблю обращаться в слух:

За словами – сквозь гул невнятный

Просыпается светлый Дух.

Здесь «Дух» выступает как имя собственное, и может обозначать, с одной стороны, внутреннюю, светлую силу, заложенную в самом человеке, а, с другой стороны, может выступать как символ сверхъестественного, божественного начала.

3. В стихотворении «Я долго ждал – ты вышла поздно… » слово «дух» выступает контекстуальным синонимом слова «душа», в значении: «внутренний, психический мир человека, его сознание»:

Я долго ждал – ты вышла поздно,

Но в ожиданьи ожил дух,

Ложился сумрак, но бесслезно

Я напрягал и взор, и слух.

4. Иное значение имеет слово «дух» в стихотворении «Тихо вечерние тени…»:

Разве воскреснуть возможно?

Разве былое – не прах?

Нет, из господнего дома

Полный бессмертия дух

Вышел родной и знакомый

Песней тревожить мой слух.

Здесь слово «дух» выступает в основном значении «бесплотное, сверхъестественное существо».

В лирике Блока нашли отражение и такие обычно злые духи, как демон, дьявол.

Есть демон утра. Дымно - светел он,

Золотокудрый и счастливый,

Как небо, синь струящийся хитон,

Весь - перламутра переливы.

(«Есть демон утра. Дымно – светел он…»

24 марта 1914)

В данном случае Блок рисует доброго демона утра, который подобен сини неба.

В стихотворениях: «Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне…», «Весь день – как день: трудов исполнен малых…», «Мой бедный, мой далекий друг!» - Блок пишет о злых демонах:

И так давно постыли люди,

Уныло ждущие Христа…

Лишь дьявола они находят…

Их лишь в отчаянье приводят

Извечно лгущие уста.

(«Мой бедный, и далекий друг!»

29 декабря 1912)

И тихая тоска сожмет так нежно горло:

Ни охнуть, ни вздохнуть,

Как будто ночь на все проклятие простерла,

Сам дьявол сел на грудь!

(«Весь день – как день: трудов

исполнен малых…» 1914)

Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне

Притаился, глядит.

Каждый демон в тебе сторожит,

Притаился в грозовой тишине…

(«Я гляжу на тебя. Каждый

демон во мне…» 22 марта 1914)

БОГ

Слово «Бог» имеет несколько значений, отраженных в словаре.

1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром.

2. В христианстве триединое существо, творец и всеобщее мировое начало – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух.

3. Предмет поклонения, обожествления (устар., книж.). (7. 52-53)

В лирике Блока словом «Бог» могут обозначаться такие понятия:

1. Бог выступает в стихотворениях Блока как высшая сила, имеющая власть над всеми природными стихиями:

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала, -

Я верю: то бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

(«Поэты» 24 июля 1908)

Синеокая, бог тебя создал такой.

Гений первой любви надо мной

(«Синеокая, бог тебя создал

такой…» 19 марта 1914)

2. Бог – воплощение веры человека.

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых…

(«Русь моя, жизнь моя, вместе ль

нам маяться?» 19 июля 1910)

§3. Слова, обозначающие предметы культа и обряды.

КРЕСТ

Слово "крест" в поэзии Блока упоминается не столь часто, но каждый случай его употребления либо связан с философско-религиозным контекстом, либо слово окружено высокой лексикой. Объясняется это тем значением, которое крест имеет в христианской религии, его символическими смыслами.

В словаре С.И.Ожегова за словом "крест" закреплены следующие значения:

1. Фигура из двух пересекающихся под углом линий.

2. Предмет в виде стержня с перекладиной под прямым углом как символ христианского культа.

3. У христиан: молитвенный жест рукой , изображающий такую фигуру.

4. Орден в форме такой фигуры.

5. Страдания, испытания (перен.). (7. 305)

Из перечисленных значений поэт использует только 2,3 и 5, создавая на их основе новый комплекс оттенков смысла.

1) Крест, как знак священного места, связанный с понятием храма. Так, в стихотворении "Новая Америка" (12 декабря 1912г.) троекратное повторение слова создает образ России — страны, посвященной богу, находящейся под защитой высших сил, покрытой храмами:

Глас молитвенный, звон колокольный,

За крестами — кресты да кресты.

2) Крест как сакральный жест, крестное знамение:

Сын осеняется крестом,

Сын покидает отчий дом.

("Сын и мать")

Три раза преклониться долу,

Семь – осенить себя кретом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

(«Грешить бесстыдно, непробудно»)

3) Крест — символ страдания, сопричастности мученичеству Христа. Значение связано с библейским сюжетом распятия, и на него указывает словоформа предложного падежа с предлогом— "на кресте" в сочетании с глаголами "закачаться", "распять", "изнемогать".

Помимо чисто религиозной идеи крест-распятие означает мученичество ради всего, что дорого лирическому герою, в том числе ради России:

Пред ликом родины суровой

Я закачаюсь на кресте.

("Когда в листве сырой иржавой…",

3 октября 1907г.)

Вместе с тем "крест"-страдание может связываться не только с религиозным мученичеством, с мотивом "сораспятия", но и с любовным чувством — "страстной муки крест".

4) Крест как знак конца, проявление божественной воли (основано на устойчивом сочетании "ставить крест на чем-либо") связан с апокалиптическими мотивами стихотворения "Последний день" (3 февраля 1904г.):

Высоко— над домами— в тумане снежной бури

На месте полуденных туч и полуночных звезд

Розовым зигзагом в разверстой лазури

Тонкая рука распластала тонкий крест.

Это видение, возникающее в финале, утверждает неотвратимость кары, обозначенной небесным крестом.

5) Особый случай составляет упоминание креста в связи с какой-либо природной стихией (вьюга, огонь) или деревом. Его можно оценить как обозначение могущественной сущности, связанной с высшими (не только божественными) силами. Например, в стихотворении "И опять снега":

Вьюга строит белый крест,

Рассыпает снежный крест,

Одинокий смерч...

И вздымает вьюга смерч,

Строит белый, снежный крест,

Заметает твердь...

Построенный стихией крест и иллюзорен, и реален, поэтому принадлежность самой вьюги силам божественным или демоническим остается под вопросом. Дважды в единый образ связываются крест и дерево:

И ель крестом, крестом багряным

Кладет на даль воздушный крест.

("Дым от костра струею сизой..", август 1909г.)

То не ели, не тонкие ели

На закате подъемлют кресты.

(«Посещение», август 1909г.)

Крест сливается с мировым древом и выступает символом мироздания, а появление на фоне неба символизирует благословение сродни крестному знамению.

В целом, эту группу словоупотреблений лексемы «Крест» можно расценивать как проявление блоковского пантеизма, выразившегося в соединении слов-символов из разных сфер религиозно-мифологического, окказиональная сочетаемость слова влечет обогащение оттенками значений и возникновение качественно новых образов. Отметим также, что все описанные случаи встречаются в сборниках стихов "Фаина" и "Родина", отмеченных пантеистическими мотивами.

ХРАМ

В словаре зафиксировано следующее определение слова «храм». «Под именем храм в православной церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения». (11. 3, 167 - 169)

Понятие храма для Блока более многогранно, нежели его общеязыковое значение — "здание для богослужения, церковь". В христианской религии слово «храм» осмысливается также как "место пребывания божества", "вера". Несомненно, поэт учитывал все эти значения, но на коннотации, вкладываемые им самим, в немалой степени влияет основная мифологема его творчества — София, Душа Мира, в равной мере являющаяся божественным началом и воплощенная в реальной земной женщине. Такая двойственность образа в его нераздельности затрудняет точное определение слова "храм"; чаще можно говорить лишь о преобладании того или иного оттенка, который устанавливается из достаточно широкого контекста.

1) Место богослужения, конкретное здание. Таков "русский бесприютный храм", глядящий в незнакомую страну ("В дюнах", июнь-июль 1907г.); "божий храм", куда приходят замаливать грехи ("Грешить бесстыдно, непробудно...", 26 августа 1914 г.).

Синонимами слова "храм" в этом значении выступают слова "церковь"— "здание для богослужения" и "собор"— "главная или большая церковь в городе, в монастыре". Оба слова называют вполне определенное место собрания верующих: